Ежегодно в Украине проводится 15 тысяч операций по поводу рака молочной железы с полным или частичным ее удалением. 9 тысяч больных умирают каждый год. Каждые 30-35 минут в Украине обнаруживается новая опухоль груди. Сохранить грудь можно только на ранней стадии рака, у нас же лечение в основном заключается в ампутации молочной железы.
И поскольку в нашей стране психологическая реабилитация таких пациенток практически отсутствует, то существует огромная армия женщин-инвалидов, оставленных наедине с болезнью.
Не стоит бросаться в реку
За рубежом удаленную грудь можно восстановить: реконструктивная хирургия входит в обязательный комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий. У нас же реконструкция молочной железы – дорогостоящая, недоступная большинству операция. Вот на протезы имеют право после ампутации все, только знают об этом немногие, и о полноценной реабилитации наши «амазонки» могут пока только мечтать.
Однако первая ласточка в области реабилитации женщин после мастэктомии уже появилась в столице. Это Ортопедический научно-производственный реабилитационный центр «ОРТЕС».
Его директор Людмила Козак рассказала, что еще в 1999 году с ее знакомой случилась беда: ей ампутировали грудь. Достать протез, тем более хороший, в те времена было большой проблемой. Вот и решились тогда в одном из научно-практических предприятий наладить их выпуск.
Производство арендовало площади на заводе «Укрпротез» и стало работать на женщин, перенесших мастэктомию. Выдавали их по справке из онкобольницы, в которой говорилось, что женщина нуждается в протезировании.
Но лишь на первый взгляд это выглядит просто: принял документы – отдал протез. Каждая пришедшая женщина – это отдельная трагическая история. Поэтому специалистам предприятия часто приходилось выступать в роли психологов. Одна из клиенток, получив протез, грустно сказала: «И куда мне теперь с ним? Может в реку броситься?»
Эти слова поразили Людмилу Козак в самое сердце. И она поняла, что кроме протезов женщинам нужно участие, психологическая помощь. Так и родилась идея создания специализированного реабилитационного центра.
Онкологи предложили организовать реабилитацию в онкобольнице. Но после многих лет общения с бывшими ее пациентками стало ясно, слишком тяжелые воспоминания довлеют над женщинами. Они не хотят даже вспоминать об этом учреждении, не то, что ходить туда ежедневно.
Учитывая все это, решили разместить центр на базе предприятия, где выпускают и выдают протезы молочной железы. Причем, работа с будущими клиентками центра начинается еще в онкобольнице, когда им выдаются послеоперационные облегченные протезы. Выходя за порог лечебного учреждения женщины сразу могут чувствовать себя увереннее, ведь внешне они ничем не отличаются от других.
«Два года мы работали на одном энтузиазме - не было финансирования, - рассказала Людмила Козак. – Затем, убедили Киевгорадминистрацию в необходимости такого центра, и нас включили в городскую программу «Турбота». Деньги выделяются небольшие, но и они дают возможность помогать женщинам».
Даже цвет лифчика поднимет настроение
Попасть на реабилитацию довольно просто: нуждающимся в протезировании присылают приглашение по почте или звонят. Это часто приводит в замешательство женщин, которые уже успели поставить крест и на карьере, и на взимоотношениях с другими людьми. Они часто не чувствуют себя полноценными людьми.
Поэтому, решение именно этих проблем и играет ключевую роль в реабилитационном периоде.
Центр реабилитации - это несколько достаточно уютных комнат, где звучит музыка, пахнет травами, и где женщину всегда ждут участие и улыбки персонала. Сначала пациентку регистрируют и вносят ее данные в картотеку. Опытные консультанты подбирают ей протез и белье, учитывая форму, размер и вес груди. Правильно подобранный протез не только скрывает косметический дефект. Он используется как лечебно-профилактическое средство, которое способствует быстрой послеоперационной адаптации и заживлению тканей. Такой протез компенсирует весовой дисбаланс, предупреждая нарушение осанки, искривление позвоночника.
В комплект к протезу входят и лифы. Причем, с каждым годом ассортимент расширяется. С 2005 года «амазонкам» положены три лифа на полтора года, поэтому можно выбрать и цвет, и фасон. Казалось бы - мелочь, но для клиенток центра это немаловажно, ведь они практически возвращаются к нормальной жизни, когда в обычном магазине перебирали лифчики, решая, что же купить.
При разработке моделей учитываются все пожелания пациенток. Белье шьют только из хлопка, украшая их вышивкой или кружевами. Модели попроще выдают бесплатно, а за изысканность нужно заплатить 40 – 60 грн.
После мастэктомии очень важно восстановить лимфоток. Для этого существуют компрессионные рукава, которые надо надевать практически сразу после операции. Они также входят в комплект, получаемый клиентками. Если его не носить, рука отекает, что значительно ухудшает состояние и качество жизни женщины. Недавно в ассортименте появились купальники.
«Создавая их, мы учитывали все нюансы, которые могут возникнуть, - говорит Людмила Степановна. - Например, ткань не должна тянуться, чтоб протез не провисал. Мы также стараемся сделать вещь поярче, чтоб у наших клиенток было хорошее настроение. Женщины в таких купальниках чувствуют себя комфортно. Фасон таков, что он прикрывает рубцы и скрывает пустоту вместо железы. В них смело можно идти на пляж или в бассейн. Ведь после мастэктомии очень важна гидротерапия для разработки руки».
Кстати, о бассейне, если бы он был в центре, то качество реабилитации улучшилось бы. Но, увы, это слишком дорогое удовольствие для организации с небольшим бюджетом.
В центре можно получить консультацию специалистов – маммолога, психолога, терапевта. В его кабинете мы встретили 68-летнюю Нину Мироновну, которая пришла сюда лишь во второй раз.
«Меня прооперировали в 2004 году, - рассказала она. – Но только сейчас я решилась прийти: совсем стало плохо морально. Люди в последнее время такие жестокие... А после того, как я пообщалась с девочками, врачами, я почувствовала прилив сил. Знаете, даже решила, что пора покрасить волосы, ведь так ходить некрасиво».
За год через центр проходит около тысячи женщин. Однако этого более чем мало, ведь в Украине с подобной проблемой их живет 100 тысяч.
«Потеря молочной железы - это не только физический недостаток, но и тяжелая психическая травма, оказывающая влияние на поведение женщины в быту и обществе, - говорит терапевт центра Анна Третяк. - Женщины, перенесшие мастэктомию, склонны преувеличивать косметические последствия операции, негативно оценивать свой внешний облик, акцентировать внимание на изменившемся, по их мнению, отношении к ним окружающих.
Примерно у 25 % женщин после мастэктомии наблюдается тяжелая депрессия, вплоть до мыслей о самоубийстве. Примириться со случившимся и вернуться к нормальной поможет опытный психотерапевт.
Когда пациентки приходят к нам, они раскрываются, расцветают. Они видят, что это не только их единственная беда, что есть женщины, которые перенесли такую же операцию и живут полноценно. Наш психолог помогает решать не только личностные проблемы, но и семейные, и многие другие».
После операции, когда убирается часть мышцы, развивается контрактура, рука становится малоподвижной. Чтобы полноценность движения вернулось, в центре можно пройти курс ручного или пневмомассажа, курс лечебной физкультуры.
Здешние кабинеты имеют необходимое для этого оборудование.
В комнате психологической разгрузки установлены аромалампы, звучит приятная музыка. В удобных креслах можно расслабиться и забыть о проблемах. Есть здесь и кабинет самопомощи, где специалисты по восточной медицине учат, как с помощью биоактивных точек снять усталость, сердцебиение, зубную и головную боль.
Те, кто хочет знать об этом методе лечения больше, могут пройти углубленный курс обучения «Помоги себе сам».
Зарубежный опыт
Проблема рака грудной железы, как и рака любого другого органа, долгое время была закрытой темой в нашей стране. А за рубежом, особенно в Америке, женщины, перенесшие мастэктомию, не скрывают своей проблемы и готовы поделиться своим опытом с другими. Они объединяются в союзы и оказывают друг другу психологическую поддержку.
В 1993 году американская художница Матушка произвела легкий шок, опубликовав свою фотографию на обложке "New York Times Magazine", где она предстала в обнаженном виде со шрамом вместо одной груди. С тех пор на ее полотнах и скульптурах все женские образы не имеют правой груди.
Своей демонстрацией художница хотела поддержать других таких же женщин. Очень важно осознавать, что они не одни, что можно жить с таким телом и не стыдиться его, считает Матушка. "Вот так это выглядит, не нужно отводить глаза и стесняться", - говорят ее фотография и ее творчество.
Среди знаменитостей случаи удаления груди тоже не так редки.
Нэнси Рейган была прооперирована в1987 году, Брижит Бардо была удалена опухоль молочной железы в 1983 году в возрасте 48 лет. Актриса Кейт Джексон перенесла две операции с интервалом в два года. Ей 50 лет. Певице и актрисе Оливии Ньютон-Джон в 43-летнем возрасте удалили правую грудь. Сегодня ей 50. Красавица Кайли Миноуг перенесла операцию в тридцать с небольшим лет. На сцену она вышла, когда еще не успели отрасти волосы после химиотерапии.
В России общественные организации женщин после мастэктомии получили поддержку фонда Сороса.
ИнтерМедиа консалтинг