В маленькой конторке ты уже очень скоро – правая рука директора и вообще его зам.
Пожалуй, нет такого человека, который бы никогда не задавался этим вопросом (миллионеры, с самого начала испытывающие презрение к труду «на дядю» и предпочитающие работать на себя, а также их родственники и просто люди, к которым эти миллионеры испытывают чувства, заставляющие этих людей обеспечивать – не в счет).
В разном возрасте мы более склонны к одному или другому варианту. Так, в студенческое время престижнее работать в организации крупной, да такой, чтобы о ней все знали. И тут уже не важно наименование должности, если можно с гордостью сказать: «А у нас в «Альфа-банке»… (Газпроме, РАО ЕЭС, Солнцевской группировке (шутка, конечно)). Зависть сокурсников обеспечена.
Потом понимаешь, хорошо быть в большой машине, но там ты только маленький винтик, и пробиться в хоть какие-нибудь, да шестеренки, ой как непросто. А в маленькой конторке ты уже очень скоро – правая рука директора и вообще его зам. Здесь на первый план выступает должность. Название организации тщательно скрывается.
Ближе к среднему возрасту (ну, у кого как, в общем, к периоду, когда важно иметь возможность уйти на больничный и уехать в отпуск, для девушек – уйти в декрет), мы с тоской думаем о крупных организациях – тут с заменой полегче, да и магическое слово «соцпакет» дает надежду получать блага медицины не в родной районной поликлинике (где к врачу может попасть только очень здоровый человек). С другой стороны, к этому же возрасту уже хочется руководить, а в крупной организации это то время, когда тебя просто не рассматривают в качестве рядового, но и лейтенантом (ну, в общем замом-главным специалистом-начальником сектора) только планируют сделать.
Конечно, у всех получается по-разному (ну, в конце концов, есть 25-летние директора крупных банков и инвестиционных компаний), но здесь я попыталась сформулировать плюсы и минусы и одного, и другого варианта.
Маленькая организация.
Плюсы.
С Генеральным директором «на ты». И по имени. Чаще всего он – «отец родной». Поэтому к нему смело можно пойти жаловаться на жизнь и на ее неприятные частности – соседей, родственников, проблемы с ГИБДД и т.п. Помочь постарается. Лично не разберется, но занять у него денег – вполне реально. Причем он знает вашу реальную зарплату, поэтому что-то доказывать ему, как банку, не нужно. И проценты, скорее всего, не возьмет. Здесь главное – не пытаться уволиться хотя бы до отдачи кредита. Тогда проблемы гарантированно будут.
О, какой карьерный рост возможен в маленькой организации! Так как сотрудников немного, все на виду, то талантливых людей замечают и пытаются двигать. Тут вполне реально, придя в 18 лет и не имея высшего образования вообще, в 20 лет руководить каким-либо направлением.
Можно максимально широко ознакомиться со своей специальностью. Скорее даже, вы на это обречены. Вы юрист? Значит, делаете все, начиная от походов в госорганы, договоров и заканчивая защитой вашего дорогого директора в прокуратуре (ну, конкурентов-то никто не отменял…).
У вас широкие возможности для подработки. Часто у директора есть и другие, побочные бизнесы, к которым он готов привлекать отличившихся работников. За дополнительные деньги, разумеется. Также весьма распространена практика премий и доплат за «особые достижения». Правда, их размер очень зависит от настроения «хозяина».
Всегда можно договориться о свободном графике и уйти, если надо. Детский сад неожиданно закрылся на ремонт, и не с кем оставить любимое чадо? Не вопрос, можно работать и дома, и приходить вечером (ну, может, только с менеджерами по продажам такое не пройдет, но варианты есть!). Настроение плохое – вполне могут войти в положение, посочувствовать, налить стопочку, а то и совет дельный дать. Хозяин потому и стал хозяином, что чутье и опыт имеется, так что совет вполне может быть очень хорошим. И вообще в маленьких компаниях коллектив – это что-то вроде семьи, с регулярным чаевничанием, домашней выпечкой и совместными культпоходами.
Минусы.
Скорее всего, вы сидите в маленьком офисе и хорошо, если он не так далеко от метро. Вы его арендуете, так что вполне возможно, что за время работы здесь это не последнее место нахождения вашей любимой фирмы.
С Генеральным мы, конечно, на «ты», но именно в организациях такого типа рождаются тираны. И попробуй назвать его не «Президентом Группы» в переписке, а просто «ГенДиром». Испепелит. Обидится. Также не редкость – барские замашки в отношении сотрудниц. Ну, не то что «крепостные», но что-то такое «исконно русское» просыпается. Особенно в отношении секретарш. Причем начальник искренне удивится, если его «отеческая ласка» встретит сопротивление.
Большинство, несмотря на все «разъяснения» налоговой, платят зарплату в конвертах. Поэтому бессмысленно качать права насчет недоплаченных денег (а основания, естественно, выходят за Трудовой кодекс). Обидятся на тебя – получишь только официальную зарплату. Увы.
Сотрудников маленьких организаций не очень-то жалуют банки. И понятно, почему. Что случится с компанией, гордо носящей имя «Рога и копыта», через месяца три, не знает никто, кроме ее директора. И он не до конца уверен.
Увы, но именно работая в маленьких организациях, можно заработать личные проблемы с государственными органами («ЮКОС» мы сейчас в расчет не берем). Если крупные организации провозглашают принцип социальной ответственности, да и просто, скажем прямо, лишний раз подумают, стоит ли тревожить по такому пустячному поводу знакомого дядю из госучреждения, то для предпринимателей средней руки такой метод «разборок» все еще остается актуальным. Одну мою знакомую, например, по утрам некоторое время провожали серьезные молодые люди. Ничего, слава Богу, не случилось, но она до сих пор об этом вспоминает.
Специализации в рамках специальности нет и быть не может. Так что если хотите специализироваться только по какому-то конкретному вопросу (ну, продолжая тему юристов, например, в вопросе взыскания задолженности с физических лиц путем реализации их земельных участков в деревне Гадюкино) маленькая организация, где вы будете единственным человеком, работающим в данном направлении, не для вас. Зато вы узнаете, как проходят переговоры по продаже тех чайников, которые производит ваша любимая компания, что говорить налоговой инспекции и что не надо говорить ОБЭПу (если, конечно, ваша организация дорастет до тех размеров, когда такие серьезные люди могут прийти), собрать документы для получения лицензии, земельного участка, заведения уголовного дела и какого-нибудь дела об усыновлении.
Коллектив – семья, поэтому решать проблемы в одиночку или оставаться «человеком-загадкой» не удастся. Свои проблемы придется обсуждать. И быть готовым к тому, что их будут обсуждать и без вашего участия.
Другая актуальная проблема – Гендиректор действительно считает себя «отцом родным» сотрудникам. В том смысле, что заставляет работать «не за страх, а на совесть». Кстати, такой же подход и в отношении зарплаты. Искренне удивляется просьбам о повышении. Кроме того, часто считает возможным «напрягать» и по своим личным вопросам. Не сделаешь – обидится. Такого же мнения придерживаются и многочисленные родственники руководителя. Так, будучи юристом, я занималась поиском материала для реферата сына директора, который учился на юрфаке. А мои сокурсники ходили в суды и госорганы по вопросам повышения квартплаты, наследства, неудавшегося отдыха.
На соцпакет в большинстве случаев рассчитывать не приходится. Максимум – сотрудники, также заинтересованные в этом деле, уже «окучили» какую-то страховую компанию, и теперь готовы поделиться опытом посещения предлагаемых поликлиник.
Вот как работается в маленькой организации. В следующей части рассмотрим специфику работы крупной.
Алина Щеголева
Интернет-журнал «ШколаЖизни.ру»