Перечень всем известных грехов: гордыня, жадность, зависть, злоба, похоть, лень, чревоугодие. Однако этот перечень не опирается на библейские тексты - этот «набор» стали считать общепринятым только с XIII века, когда его предложил крупнейший христианский теолог Фома Аквинский. Еще одно заблуждение: многие путают смертные грехи с десятью заповедями, данными Богом Моисею. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Так, например, понятия «не убий» и «не укради» относятся к заповедям, отступление от которых карается на небесах как смертные грехи.
А другие, «менее тяжкие», одолевают в течение жизни каждого человека, но в принципе при желании от них можно избавиться и в итоге попасть в Царствие Небесное.
Один из смертных грехов – чревоугодие. В писаниях Святых Отцов указывается: «…Есть два вида чревоугодия. Первый - когда человек ищет приятности пищи и не всегда хочет есть много, но желает вкусного. Это по-гречески называется лемаргия - гортанобесие. Иного берет многоядение, и он не желает хороших снедей и не заботится о вкусе их, но, хороши ли они или нет, он хочет только есть их и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево свое. Это называется гастримаргия, то есть чревобесие…».
Пару лет назад в Ватикан поступило коллективное обращение от владельцев французских кафе и ресторанов. Рестораторы просят Папу Римского исключить чревоугодие из числа семи смертных грехов. По мнению французов, эту маленькую слабость нельзя ставить в один ряд с гордыней, завистью, жадностью, распущенностью и ленью. Вкусная и обильная пища является частью французского образа жизни. По словам рестораторов, она «служит смягчению нравов и вселяет в человека радость бытия», поэтому любителей устриц, лягушачьих лапок и фуа-гра никак нельзя считать смертными грешниками. Впрочем, французские гурманы готовы пойти на компромисс и предлагают Папе Римскому определиться в терминах – понтифик может просто заменить слово «чревоугодие» на «обжорство», чтобы именно оно считалось прегрешением.
А вот автор нашумевшей книги «Ген и семь смертных грехов», испанский биолог Джон Медина считает, что страдать от собственного ничтожества и сопротивляться грехам бесполезно, потому что в наших проступках ощущаются отголоски животных инстинктов, которые живут в человеческом сознании. Голод, по убеждению Медины, является ощущением, «появляющимся у нас, когда человеческий организм начинает испытывать недостаток энергии». А к греховному поглощению яств нас подталкивает один из отделов головного мозга - гипоталамус. Эта зона действует в качестве сигнальной сирены и незамедлительно извещает нас, как только организму не хватает энергии и необходимо подкрепиться. По мнению снисходительного ученого, обжорство не приносит существенного вреда никому, кроме самого любителя поесть.
Увы, не все так просто. Более вдумчивые специалисты уже давно доказали, что еда в наши дни перестала быть источником энергии, а стала настоящим наркотиком. Правда, большинство тучных людей не отдает себе отчета в серьезности ситуации. Подумаешь, - говорят они – и так сойдет!»… Но медики представляют ожирение несколько иначе. Для них это хроническая и рецидивирующая болезнь, которая резко повышает вероятность развития других недугов – сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, болезней суставов, камней в желчном пузыре, синдрома ночного апноэ (остановки дыхания) и даже некоторых видов рака.
Многие люди поправляются в стрессовых ситуациях. Они непрерывно жуют. Еда, как наркотик, переключает сознание с неприятных переживаний на положительные эмоции. Как же бороться в обжорством? Одна много пожившая и немало повидавшая женщина, в ответ на сетования приятельниц, что, мол, "мало ем, а все равно поправляюсь", всегда отвечала: "В концлагере толстых не было"... Мрачные слова, но, по сути, верные. Тот, кто действительно ест мало- и низкокалорийную пищу - не поправляется.
budutdeti.ru