Умный, способный ребенок идет в школу — и там начинается кошмар. Учитель жалуется, что на уроках дитя ничего не делает, а в тетради грязища. Буквы путаются, читает ребенок медленно и неохотно, от любых умственных нагрузок старается увильнуть. В дневнике поселяются двойки-тройки. "Он что, глупый?- отчаиваются родители.- Или он издевается над нами?"
Нет, он не глупый и не издевается. То, что родители принимают за лень, тупость, злую волю, на самом деле может оказаться трудностями обучения. Обычно об их наличии говорят, когда есть серьезные "ножницы" между умом и способностями ребенка — и его оценками. У него может быть затруднено понимание прочитанного или услышанного, или нарушена способность выражать свои мысли устно или письменно, или способность к рассуждению, и т. п.
Как правило, ребенку трудно учиться, когда у него по каким-то причинам нарушена часть высших психических функций, иначе называемых когнитивными (то есть познавательными). К их числу относят память, внимание, ощущение, восприятие, воображение и мышление. Развиваются они у каждого человека неравномерно: кто-то лучше воспринимает информацию глазами, кто-то на слух; работают механизмы компенсации — если недостаточно сформировано внимание, удается удержаться на плаву за счет хорошей памяти. Но если отставание значительное и скомпенсировать его не удается, появляются проблемы с учебой. К сожалению, такие дети по сей день считаются лентяями и двоечниками, а вся помощь взрослых сводится обычно к попыткам их усовестить и к стоянию над душой.
Типичные проблемы обучения
Они делятся на три основные группы. Первая группа — это трудности поддержания оптимального тонуса мозга: ребенок при этом не в состоянии активно работать. Тетради детей с этой проблемой легко опознаются: одни строчки написаны почти идеально, другие совсем не читаемы, почерк неустойчивый, изменчивый, строчки сползают вниз. Причем работоспособность может колебаться в пределах двух соседних строчек. Такие дети быстро устают, отвлекаются, начинают шустрить — такая активность сродни дрожи на морозе: организм пытается привести себя в норму. И бороться с этой излишней подвижностью запретами и одергиваниями так же бесполезно, как запрещать дрожать и клацать зубами. Помогает тут другое: чередование разных видов деятельности, частый отдых, интересная подача материала, много прикладной, практической деятельности, экспериментов, игры. Эти ребята не справляются с большими длинными заданиями, их нужно делить на много маленьких и между ними давать передохнуть. Дома учитесь ловить и по максимуму использовать моменты работоспособности. Избегайте ненужных стрессов и шумных сборищ. И, конечно, спорт, режим, прогулки, нормальный сон. Трудности второй группы — это проблемы с обработкой информации — зрительной, слуховой, кинестетической (то есть поступающей посредством движения). Это не снижение зрения или слуха, а нарушение способности понимать на слух и распознавать увиденное; встречаются проблемы и с кинестетической информацией, но этот канал связи с миром в школьном обучении почти не задействован.
Если нарушено восприятие зрительной информации, у ребенка плохой почерк, он "зеркалит", путает буквы, не ориентируется на листе бумаги, делает дурацкие ошибки в словах, проваливает словарные диктанты (не запоминает внешний облик слова). В математике он не может представить себе условия задачи как картинку, цифры при вычислениях в столбик не может написать друг под другом, не видит клеточек. Читает он медленно, понимает прочитанное плохо. При этом он неаккуратен, не может сам проверить, где у него ошибки в работе, не понимает чертежей, картинок, таблиц.
Если нарушено восприятие слуховой информации, то ребенок не воспринимает устные объяснения, плохо распознает новые слова. У него могут быть проблемы с письмом, чтением, иностранным языком, он с трудом будет выполнять устные инструкции учителя. Такому ребенку обязательно нужна помощь специалиста — нейропсихоло-га или логопеда-дефектолога. Задания для него тоже должны быть интересными, подача информации должна дублироваться — не только устно, но и письменно, и наоборот.
Семья без ссор
Для развития дефицитарного навыка американский педагог Скотт Крауз рекомендует следующие занятия. При проблемах обработки визуальной информации: смотреть телевизор без звука и пытаться понять, что происходит; складывать пазлы; строить из конструктора; рисовать; представлять себе разные картины с закрытыми глазами; представлять себе буквы, цифры и слова как картинки; смотреть на рисунок, затем закрывать и перечислять его детали по памяти; искать вокруг себя похожие предметы одной формы; искать изображения, лица, животных в рисунках на обоях, в форме облаков и т. п. Полезны игры и задачки: например, "парочки", ребусы, анаграммы, поиски слов, спрятанных в хаосе букв, создание новых слов из букв определенного слова, "соедини точки" (надо попытаться угадать, что изображено, еще не соединяя точки), "что напутал художник", лабиринты ("как попасть от старта к финишу") и т. п.
При проблемах обработки слуховой информации рекомендуется слушать телевизор с закрытыми глазами и пытаться понять, что происходит; слушать радио; вслушиваться в звуки вокруг себя; читать вслух и слушать себя; когда разговаривают несколько знакомых людей — пытаться с закрытыми глазами понять, кто что говорит; представлять себе голоса знакомых; запоминать слова песен со слуха; пытаться разобрать, что говорят по радио на минимальной громкости; повторять за говорящим серии любых цифр; воспроизводить последовательность цифр, дней недели, букв алфавита в нужном порядке и задом наперед. Эти же задания на воспроизведение разных последовательностей могут быть полезны, если у ребенка нарушено восприятие последовательной информации. Другая полезная деятельность — разрезать комикс на отдельные кадры и пытаться их сложить в прежнем порядке.
У некоторых детей снижена скорость обработки информации в целом (в нашем обществе их презрительно зовут "тормозами" и "тугодумами"). Им можно предложить выполнять вышеперечисленные задания на время, с максимальной скоростью, а в играх вроде шахмат и шашек -ограничивать время для хода. Третья группа трудностей — это отставание в развитии функций программирования и контроля: проще говоря, мозг не справляется с "менеджерской" работой: отказывается планировать свою работу и не смотрит за ее выполнением. На письме они пропускают или по нескольку раз повторяют буквы, слоги, слова, забывают про точки в конце предложений и прописные буквы. В пересказе теряют целые смысловые звенья. Не применяют выученные орфограммы, поскольку и писать, и вспоминать правило одновременно им трудно.
Таких детей обязательно нужно учить составлять планы действий и алгоритмы, проговаривать действия, делать вспомогательные рисунки, проверять себя.
Кто поможет: нейропсихолог, логопед, дефектолог
Лучший возраст для коррекции: 5-9 лет
Со временем промежуточная стадия думания и планирования вслух отпадет, станет внутренней, но порядок действий будет уже усвоен. Составление планов и списков (выполнение пунктов необходимо отмечать), стратегические игры, игры с правилами, рассказы по рисункам, запись значками и рисунками и воспроизведение рассказа по ним — все это должно помочь ребенку организовывать свою работу и себя — и перестать считаться ленивцем, тупицей и двоечником.
Полезные книги:
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М.: Теревинф, 2004.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.. Школа умножения: Методика развития внимания у детей 7-9 лет. М.: Теревинф, Генезис, 2006.
Ахутина Т.В., Манелис Н.Г., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю.. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику: Пособие по подготовке детей к школе. М.: Теревинф, Генезис, 2006.
Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г.. Дисграфия. Исправление ошибок при письме: Практическая методика устранения недостатков правописания школьников младших классов. М.: Эксмо, 2004.
Маргарита Горянская, г. Москва