Я по старой привычке разглядываю в транспорте людей.
И часто обращаю внимание: как выглядят пожилые женщины? Это вообще больной вопрос, потому что один из самых стойких женских страхов: страх сделаться некрасивой. Что почти неизбежно. Почему-то женщины в старости гораздо менее привлекательны, чем мужчины. Мужское морщинистое лицо смотрится мудро, женское – уродливо и почти всегда брезгливо. Мужское тело просто как-то усыхает, женское – как будто приплющивается книзу, она становится меньше ростом и с огромной попой.
Конечно, самые близкие на свете пожилые женщины отнюдь не кажутся некрасивыми. Моя мама, скажем. Конечно, в морщинах. Но улыбчивая. Или покойная бабушка – у нее в принципе до самой смерти не было морщин. Она вся была большая, с таким круглым, широким славянским лицом. В общем, страшненькие – чужие старушки, а свои – ничего себе такие, милые.
Есть еще женщины, которые не стареют никогда, но их я и не причисляю к категории «старушки». Их просто не видишь. Они так, должно быть, и умирают, будучи «женщиной средних лет».
Второе, на что я смотрю, это как одеваются пожилые женщины. Они одеваются в двух стилях.
Стиль первый, традиционный. Обязательный цветастый платок, подвязанный под подбородком. Огромная бесформенная юбка, из-под которой – ноги в коричневых ситцевых колготках и башмаки на низком каблуке. Сверху цветную майку покрывает бесформенная же вязаная кофта. Темно-серая или коричневая. И почти никогда нет сумки. Ее заменяет ситцевая авоська или полиэтиленовый пакет.
Стиль второй еще хуже. Модерн с китайского рынка. Такие старушки ездят из нашей Березы в сады. У них смешан спортивный стиль и а-ля цветасто-романтический. То есть вязаные цветы на кофте уживаются со спортивными штанами. Или бусы из тяжелого жемчуга – с кофтейкой «китайский Адидас». На головах у них какие-то кепки или панамки с молниями. Сумок у них, понятно, тоже нет. У них есть котомки. Все это в целом цветастое и неприятное. Мне даже зажмуриться хочется.
Интересно, почему так? Я понимаю, что вся эта одежда очень бюджетна. Но такое чувство, что у них с годами полностью пропадает чувство стиля. Я вглядываюсь в их лица и ищу их молодость. Какие они, на черно-белых фотографиях, под березами, в ситцевых платьях с пояском и с накинутым на плечи мужниным пиджаком? С кудряшками без челок, с наивными лицами? Они же были милыми, красивыми и без котомок. Куда это все делось?
Нежели я тоже буду такой? Я не хочу их обидеть, правда, я пытаюсь понять причину.
Я уверена, что половина из них умеет шить и вязать. Почему они не сошьют себе что-нибудь хорошее, правильное? Почему они не видят, что огромные фиолетовые цветы не подходят к их лицу? Может, это страсть к избыточному украшательству оттеняет серую, на их взгляд, реальность? Отсюда же: множество ярких календарей в доме, салфеточек, вышивок, ковриков на стенах, вазочек, и всякой пыльной и тоскливой дребедени.
Интересно, почему в курсе «возрастная психология» нам преподавали психологию детей, и ни слова – про пожилых людей?
Я хочу в старости одеваться как мисс Марпл. В сдержанные твидовые костюмы и светлые воротнички. В добротные шляпки. Чтобы мой возраст вызывал уважение. Чтобы костюм подчеркивал: старость – это мудрость, сдержанность, размышление. А может, я буду в клетчатых пончо и с сигарой в руках. Тогда это будет образ такой бывалой, видавшей виды женщины – шкатулки интересных историй с леденящими душу подробностями.
Вы себя представляете в старости?
Источник