Исторически мужчины носили украшений гораздо больше чем сейчас. Ордена, медали, знаки отличия. Монархи имели большое количество украшений, позволявших понять, кто есть кто.
Само понятие «мужские украшения» кажется нам абсурдным. Настоящие мужчины украшений не носят. Они замаскированы подо что-то условно функциональное: заколка — для галстука, цепь — для креста, запонки — для рукавов рубашки, часы — для того, чтобы не отставать от жизни. Поэтому время в них автоматически сверяется через спутник с серверами синхронизации времени. Ну а то, что стрелки усыпаны бриллиантами — так это чтобы лучше видно было.
Часы
Поскольку часы — это самое популярное из того немногого, чем может украсить себя настоящий мужчина, производители изощряются, кто как может. Ювелирные и часовые компании внезапно столкнулись в борьбе за рынок: и те и другие начали выпускать одинаковую продукцию — элитные часы, совмещающие в себе качества хронометра и ювелирного украшения. Часовщики стали украшать бриллиантами сложные механизмы, а ювелиры — совмещать украшения с часовыми механизмами разной степени сложности.
Судя по часовым салонам в Базеле и Женеве, часы больше не инструмент
для определения времени. Украшение из разноцветного золота и бриллиантов — это и есть часы сегодняшнего дня и, судя по тенденциям, завтрашнего тоже. Вообще-то из ювелирного украшения часы и появились. С XVI века они были скорее сверхмодным аксессуаром, механизмы тогда существовали как фрагмент веера, часть кольца или какой-нибудь механической игрушки.
В пору религиозных войн притесняемые гугеноты, коими и было в то время большинство часовщиков, обосновались
в Швейцарии и о бриллиантах на часах забыли, ибо были приверженцами аскетизма. Они предпочли путь механических усложнений: вслед за репетиром появились роторы, секундные стрелки, календарь фаз Луны и прочее. Ювелирные марки, оставшиеся католикам, с часовым производством предпочли не связываться. Вот и получилось так, что долгое время человечество было обречено
на скромные с виду часы с множеством функций. Единственное исключение сделал Breguet для сестры Наполеона Бонапарта — создал бриллиантовые часы «Королева Неаполя».
Кардинальный переворот произошел в начале XX века, когда Луи Картье решил сделать ставку на часовое производство. В 1906 году был создан первый часовой хит Cartier: наручные часы с корпусом «бочка». В царстве круглых карманных часов «бочка» стала воплощением футуристического дизайна. Через год Картье закрепляет успех, создав модель Santos. Заказчиком этих наручных часов стал друг Луи Картье — пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон. Тогда ничего моднее авиации не было, и модель Santos имела бешеный успех. Произошел дизайнерский прорыв: были созданы квадратные и прямоугольные часы. Успех ювелирных часов Cartier был столь оглушительным, что даже доселе аскетичные часовые фирмы стали украшать бриллиантами сверхточные механизмы: часы с драгоценными камнями выпустили марки Audemars Piguet, Omega, Longines и прочие.
Ювелирные компании, начинающие производить часы, сегодня не редкость. Для них это единственный способ для расширения рынка сбыта. Многие мужчины хотят иметь на запястье не просто точные механизмы, пусть и со множеством усложнений,
а «что-нибудь эдакое». Когда ювелирная компания решает расширить производство за счет часов, она выбирает свой путь — кто-то совмещает в одном изделии
и ювелирное чудо, и часовое, а кто-то предлагает время как опцию. У ювелиров, взявшихся за изготовление часов, есть несомненное преимущество перед часовщиками. Они предлагают клиентам комплекты: часы, кольцо, браслет, запонки
в одном стиле и даже с камнями одной чистоты. Часы с простым механизмом, украшенные драгоценными камнями, становятся в таком гарнитуре привлекательнее суперсложных, но лаконичных по дизайну. Впрочем, на все находится свой ценитель. На самом деле из всех ювелиров часы как опцию сейчас предлагают только Van Cleef & Arpels. Эти именитые французские ювелиры говорят: «Наши часы —
это ювелирное чудо, которое также позволяет вам знать, который час». Механизмы Arpels покупает у уважаемой швейцарской фирмы Jaeger-LeCoultre, которые славятся сверхтонкими и маленькими, не больше ногтя, механизмами, что позволяет ювелирам создавать миниатюрные сюрпризы. Похожую тактику использует и старая швейцарская фирма Piaget с той лишь разницей, что Piaget — изначально часовая фирма, ориентированная на сверхточные и плоские механизмы.
В основном, ювелирные Дома, увлекшиеся часами, стараются занять равное положение среди часовщиков. Они закупают механизмы с усложнениями и совмещают часовое и ювелирное искусство. Такова стратегия Chaumet, De Grisogono, Boucheron, Carrera y Carrera.
Ювелирные часы делают все часовые фирмы. Главные рынки для дорогих швейцарских часов — это не Европа и даже не Америка, а Арабские Эмираты
и Япония. Год за годом Breguet, Patek Philippe, Blancpain и другие получали частные заказы на мужские часы
с бриллиантами. Потом бриллианты перешли в базовые коллекции,
и ювелирные часы стали приносить основную прибыль.
Успех Cartier на часовом поприще повторяют американские ювелиры из Harry Winston. Компании больше ста лет, но часами «короли бриллиантов» занялись только в 1989 году. Harry Winston — первая компания, которая в производстве часов стала использовать бриллианты такой же чистоты, что и в украшениях. Это заставило и других ювелиров поднимать планку.
Джанни Версаче (Gianni Versace) выпустил первую часовую коллекцию более
чем 10 лет назад. Это было сделано в то время, когда часы и ювелирные украшения рассматривались итальянской индустрией моды только в качестве аксессуаров. Шаг за шагом, путем создания продукции высочайшего качества, подразделение компании Versace, расположенное в Швейцарии, превратило производство часов в отдельный, очень успешный бизнес предметов роскоши.
Рожденная в смелом современном духе, коллекция часов и ювелирных украшений Versace характеризуется геометрическими рисунками, формой контуров и ровными полированными поверхностями. Эти допущения, посвященные третьему тысячелетию, в то же время сочетаются с наследием классической эстетики и мифологических намеков, характерных для Дома Versace. На базельской выставке 2001 года компания представила разноцветные варианты часов Character в очаровательном, модном и одновременно фантастическом стиле. Позже, через год, компания предложила мощную модель для мужского запястья — модель Character Chrono: чудо технологии, вложенное в исключительно элегантную оправу.
Единственное, в чем ювелиры всегда одержат победу над часовщиками, — это цена. Ни одни суперсложные часы не могут стоить столько, сколько часы простые, но украшенные бриллиантами, изумрудами и рубинами. Самые дорогие сложные часы Breguet Sympatique стоят около миллиона долларов, а не самые дорогие бриллиантовые часы Harry Winston Amira — миллион долларов с четвертью. Складывается так, что часы, прошедшие за долгую историю существования путь
от украшения к точному механизму, двинулись обратно.
Недавняя новинка от Piaget — часы в виде запонок с дизайном под флаги различных стран. Так и не разберешься — а может, это запонки в виде часов.
Запонки
Запонки делят с часами пальму первенства в топе самых популярных мужских украшений и самых распространенных подарков. Тандем часов и запонок не случаен: последние выпускаются многими швейцарскими часовыми фирмами, и подбирать запонки необходимо, в первую очередь, под часы. Во вторую — следить
за сочетаемостью с остальными металлическими элементами костюма — заколкой для галстука, пряжкой ремня, фурнитурой портфеля.
Запонки не просто функциональная вещь, пуговицы на манжетах справляются ничуть не хуже. Но запонки же олицетворяют собой престиж и стиль, это, так сказать, культовая деталь имиджа. Как и положено любому культу, они имеют свою идеологию, своих сторонников и противников. Запонки можно разделить на две категории: дорогая позолоченная бижутерия известных фирм и ювелирные изделия
из драгоценных металлов и камней. Выбор зависит от повода, личных предпочтений и материальных возможностей.
У благополучного бизнесмена можно увидеть золотые и солидные запонки, например, американской фирмы Tiffany & Co или Patek Philippe. Стоимость таких запонок — от $1000.
Стоит упомянуть также фирму S.T.Dupont, славящуюся изготовлением мужских аксессуаров — ручек, зажигалок, кожгалантереи и запонок. Ее изделия не столь дороги, но не менее элегантны. Запонки S.T.Dupont изготавливаются из латуни с серебряным или золотым покрытием. Толщина его — десять микрон, а стирается
оно со скоростью около микрона в год.
Новое изобретение фирмы — китайский лак. Это стойкое, изготовленное по особой формуле покрытие ценится дороже, чем драгоценные металлы. Такие запонки смотрятся очень эффектно, а лак не портится, даже если его подержать над открытым пламенем. Достаточно протереть поверхность мягкой тканью, и на нем
не останется никакого следа.
Запонки могут быть любой формы: прямоугольные, овальные, круглые, «бочоночки», шарики. Могут быть покрыты темной эмалью — в тон костюму или цветной — в тон галстуку. Форма зависит исключительно от личных предпочтений владельца: квадраты, овалы, фигурки животных. Очень часто на запонках располагают логотип фирмы-изготовителя.
Запонки фирмы Piaget коллекции Tanagra имеют даже съемные детали — в середине круглая вставка в виде драгоценного или полудрагоценного камня. В зависимости от настроения, цвета костюма или модели часов можно заменить один камень на другой, изменив внешний вид украшения. Делается это очень легко, но камень держится прочно. Кстати, крепление — секрет фирмы.
Модны сейчас и двусторонние запонки. Их нижняя деталь по форме повторяет основную, только в уменьшенном варианте.
Кольца, цепи и браслеты
Массивный перстень с печаткой на руке с грязными ногтями в сочетании с увесистой золотой цепью и малиновым пиджаком сильно подмочили репутацию мужского ювелирного украшения. На долгое время драгоценности стали преимущественно женским утешением и украшением. Но мужчинам остальных наций-то нечего стесняться любви к золотым украшениям — испанцам, например. Главный дизайнер Carrera y Carrera, Мануэль Каррера, не видит принципиальной разницы между ювелирными изделиями для мужчин и для женщин. Вроде того, что запонка, булавка для галстука и машинка для обрезания кончиков сигар — это определенно мужское,
а диадема — определенно женское. А то, может ли человек носить данное конкретное кольцо, больше определяется его стилем, чем полом. «Кроме того, — говорит Мануэль, — у каждой нации свои пристрастия. Для японцев Carrera специально делает очень маленькие вещи. Американцы, наоборот, любят покрупнее, позаметнее, побольше золота».
Правила хорошего тона не запрещают мужчинам носить массивные ювелирные изделия. Главное — соблюдать некоторые простые правила, чтобы не прослыть вульгарным австралопитеком или снобом. Все мужские украшения должны быть сделаны из драгоценных металлов, просты по замыслу и добротны по исполнению. Не стоит отвергать вещи на том основании, что они «несовременны». На Западе многие мужчины носят старинные перстни или булавки с крупным бриллиантом как символ своего положения, а великолепная ювелирная работа снимает какие-либо возражения против них.
Перстень лучше смотрится на мужской руке с длинными пальцами, чем на пухлой и короткопалой. Если это старинный золотой перстень-печатка с гербом или монограммой, его можно носить на мизинце любой руки, но, если он надет на левую руку, вам не придется морщиться при встрече с человеком, который любит крепкие рукопожатия. Перстень с эмблемой, например масонский, носят эмблемой внутрь.
А перстень на указательном или среднем пальце — это показательная, театральная манера.
Ювелирные цепи поражают разнообразием узоров и используемых материалов.
Но ювелиры уже вволю наигрались с ними, и в центре их внимания сейчас — мужские браслеты. Кажется, они превратили этот вид украшения в настоящий полигон для экспериментов с материалами, фактурами и необычными сочетаниями. Это наглядно доказывает последняя коллекция Sauro. Например, там есть браслет из стали, покрытый слоем полупрозрачной лантановой керамики, с присутствием золотой вставки и бриллиантов. Модель стоимостью около двух тысяч долларов представляет собой симбиоз белого и желтого золота и элементов, выполненных из рога африканского носорога. Кстати, издревле считалось, что рог носорога обладает волшебным свойством и возвращает мужчинам их силу.
Браслет Cingoli выполнен из каучуковых элементов, скрепленных титановыми винтами. Каучук вообще широко используется тамошними дизайнерами — в сочетании с золотом, платиной, бриллиантами и сталью.
Кроме уже перечисленных материалов фирма активно использует в своих изделиях алюминий и карбон. Узнаваемые элементы мужских браслетов Sauro — декоративные винты, гаечные формы шарниров — то, что вписывается в понятие «техностиль». Сегодня Sauro является одним из лидеров в сегменте мужской ювелирной моды. Подтверждением служит тот факт, что Sauro — наиболее подделываемый мужской ювелирный бренд.
Ювелирные эксперименты с металлом не чужды и российским производителям: несколько лет назад они начали перспективное развитие выпуска изделий из палладия. Изделия из палладия на глаз неотличимы от платины, но по весу — легче, а цена такого изделия сопоставима с ценой аналогичного золотого украшения. Легкость палладия также предоставляет ювелирам прекрасную возможность воплощать популярную сегодня «иллюзию объема» в ювелирных изделиях. Палладиевые кольца, запонки, мужские печатки одинаково хорошо смотрятся и с бриллиантами, и с аметистами, цитронами, хризолитами, другими полудрагоценными камнями. Свойства палладия позволяют для изготовления украшений из него использовать технологии, не доступные для золота. Еще он имеет очень важное свойство металла — гипоаллергенность.
Уникальность палладия также в том, что только он в сплаве с индием способен придавать изделиям цвет — от лимонно-желтого до фиолетового и вишневого.
Это первый металл с безграничными декоративными возможностями для дизайнеров.
Покупая или даря любую вещь, стоит помнить, что украшение призвано украшать,
а не затмевать своего обладателя. Чувство меры сослужит здесь добрую службу
тогда все взгляды будут устремлены не на вычурное изделие весом в несколько сот граммов чистого золота, а на то "золотце", на которое все это богатство надето.