Для усиления сократительной активности матки при слабости родовой деятельности врачи-акушеры нередко используют различные препараты. Наиболее известным до сих пор остается окситоцин.
Окситоцин — это сложный по структуре гормон, который образуется в головном мозге и выполняет в организме функции, связанные с родами и лактацией. Из головного мозга с током крови окситоцин попадает к органам-мишеням — матке и молочным железам, оказывая на них свое воздействие. Окситоцин оказывает стимулирующее влияние на гладкую мускулатуру матки, повышая ее сократительную активность, а также оказывает влияние на лактацию, поскольку, во-первых, незначительно усиливает секрецию пролактина — гормона, ответственного за выработку молока, а во-вторых, способствует сокращению миоэпителиальных клеток (клеток, окружающих альвеолы молочной железы, в которых вырабатывается молоко). Это приводит к "проталкиванию" молока из желез в протоки. Окситоцин к тому же оказывает воздействие на психоэмоциональную сферу мужчин и женщин, вызывая более благожелательное расположение к другим людям и самое главное, окситоцин участвует в формировании привязанности матери к ребенку сразу же после родов.
К концу беременности количество окситоцина в крови увеличивается и становится максимальным в ночное время, а днем снижается, именно поэтому роды чаще всего начинаются ночью. Во время родов концентрация окситоцина еще больше повышается и достигает максимума к концу второго и к третьему периодам родов.
Вводится окситоцин только внутримышечно или внутривенно. После внутривенного введения окситоцина утерокинетическое действие, т.е. действие, связанное с усилением сократительной активности матки, проявляется уже через 3-5 минут и продолжается примерно 3 часа. При введении окситоцина беременным до плода доходят незначительные его количества, и на плод он не оказывает какого-либо значительного воздействия.
Большинство акушеров вполне справедливо придерживаются мнения, согласно которому окситоцин должен назначаться только с лечебной целью, а стимуляция родов для быстрого завершения нормально протекающей беременности, когда медикаментозного лечения не требуется, и стимуляция, выполняемая по желанию беременной женщины, категорически неприемлемы. Поэтому показания к назначению окситоцина в настоящее время определены достаточно четко.
Окситоцин назначается, во-первых, для инициации (вызывания) и стимуляции родовой деятельности по медицинским показаниям, т.е. в тех ситуациях, когда необходимо быстрое родоразрешение через естественные родовые пути из-за высокого риска развития осложнений у матери и плода. Это может произойти, например, при преждевременном излитии околоплодных вод и отсутствии схваток, поскольку в данной ситуации длительный (12 часов и более) безводный промежуток повышает риск инфицирования матки и плодных оболочек. Обязательно быстрое родоразрешение при тяжелом прогрессирующем гестозе беременных (состояние, которое чаще проявляется появлением отеков, белка в моче, повышением артериального давления) — при этом осложнении беременности страдает состояние и матери, и плода. Показанием для введения окситоцина является также выраженный резус-конфликт (при этом в организме матери вырабатываются антитела, которые разрушают красные кровяные клетки плода). Именно беременность является определяющим фактором в развитии этих состояний, эффективно лечить их можно только после родоразрешения. В перечисленных ситуациях окситоцин используется только, если шейка матки уже готова к родам — размягчена, укорочена, канал ее приоткрыт. Если шейка еще не готова, до введения окситоцина используют различные методы, направленные на ускорение созревания шейки.
Во-вторых, окситоцин применяют для стимуляции или повторного усиления родовой деятельности при ослаблении или прекращении сократительной активности матки, т.е. при слабости родовой деятельности. Слабость родовой деятельности — это состояние, при котором интенсивность, продолжительность и частота схваток недостаточны, поэтому сглаживание шейки матки, раскрытие шеечного канала и продвижение плода происходят замедленными темпами. Первичная слабость родовой деятельности развивается с самого начала родов, а вторичная — после периода длительной хорошей родовой деятельности. Диагностируют слабость родовой деятельности по замедленной динамике раскрытия маточного зева (менее 1-1,2 см в час) и по отсутствию продвижения плода по родовому каналу при соответствии размеров таза матери и плода. Длительное неподвижное стояние плода в полости малого таза может приводить к сдавлению мягких тканей матери с последующим возникновением у нее мочеполовых или кишечно-половых свищей и к неблагоприятному воздействию на головку плода вплоть до нарушения мозгового кровообращения и кровоизлияния в мозг. Своевременное назначение окситоцина при слабости родовой деятельности позволяет избежать подобных осложнений.
В послеродовом периоде окситоцин назначается в основном для сокращения матки с целью профилактики послеродовых (гипотонических) маточных кровотечений. С этой же целью при проведении кесарева сечения препарат вводят в мышцу матки.
Кроме того, после родов окситоцин применяют для профилактики и лечения лактостаза, так как он облегчает начальную эвакуацию молока из молочных желез в раннем послеродовом периоде при условии, что образование молока происходит нормально.
По каким бы показаниям ни назначался окситоцин, его применение допустимо только при адекватном врачебном контроле, причем применение окситоцина в качестве инициатора или стимулятора родов может осуществляться только в стационаре. При этом окситоцин вводится таким образом, что темпы открытия шейки матки не отличаются от таковых, наблюдаемых при нормальных родах, так как и для матери, и для плода чрезмерная стимуляция сокращений матки крайне опасна.
При назначении окситоцина всегда учитывают противопоказания к родостимуляции. Окситоцин противопоказан:
· при несоответствии размеров таза и головки плода, а также при неправильном положении плода, когда родоразрешение через естественные родовые пути невозможно — например, при крупном плоде, при гидроцефалии (патологии головного мозга плода), при поперечном положении плода, при узком тазе, лобном предлежании — когда головка плода расположена таким образом, что не может пройти через родовые пути; при предлежании пуповины (когда пуповина находится около выхода из шейки матки) или при ее выпадении, поскольку при этом роды через естественные родовые пути могут привести к гибели плода, а также при предлежании плаценты, т.к. данная ситуация угрожает развитием кровотечения и является показанием к кесареву сечению;
· при угрожающем разрыве матки, т.к. родостимуляция при этом может способствовать разрыву матки, что опасно и для жизни матери, и для жизни плода;
· при наличии на матке рубцов, в том числе и рубцов после кесарева сечения и миомэктомии (операции по удалению узлов доброкачественной опухоли матки — миомы), т.к. возможна несостоятельность рубцов, а следовательно, угроза разрыва матки;
· при наличии препятствий для родоразрешения через естественные родовые пути, например при опухоли шейки матки, атрезии (заращении шейки матки) и ее рубцовых изменениях, которые препятствуют открытию шейки матки;
· при наличии данных о повышенной чувствительности к окситоцину у данной пациентки (имеются данные о гиперстимуляции матки окситоцином в предшествующих родах);
· при незрелой шейке матки.
С особой осторожностью решают вопрос о назначении окситоцина при многоплодной беременности и миоме матки.
Крайне осторожно используют окситоцин и при наличии у плода признаков гипоксии — недостаточного поступления кислорода, так как при использовании окситоцина схватки становятся чаще и продолжительнее, а во время схваток значительно ухудшается кровоснабжение плаценты.
Для профилактики осложнений от применения окситоцина строго соблюдают дозировку препарата и режим введения. Доза вводимого окситоцина зависит от показаний к его назначению. Скорость введения препарата постепенно увеличивают с нескольких капель до десятков капель в минуту до установления энергичной родовой деятельности. При развитии достаточной родовой деятельности скорость введения раствора окситоцина уменьшают до минимальной поддерживающей дозы.
В течение всего периода введения окситоцина для контроля родовой деятельности и состояния плода акушеры определяют силу сокращений матки и частоту сокращений сердца плода. Для этого, как правило, осуществляется непрерывный мониторный контроль с помощью кардиотокографии. Кардиотокограф одновременно регистрирует на бумаге частоту, амплитуду схваток и то, как они влияют на частоту сердечных сокращений плода. При ухудшении состояния плода, которое диагностируется по изменению его сердцебиения, и при отсутствии условий для быстрого родоразрешения через естественные родовые пути, а также при неэффективности родостимуляции производят кесарево сечение.
Источник