Почему мы покупаем лекарства?
«Я очень рад, что вы занялись этой темой», «Журналисты так редко об этом пишут», «Я вам с удовольствием помогу» - так- с редким в общении с журналистами-расследователями энтузиазмом! - нас приветствовали все врачи, которым мы предлагали обсудить тему рекламы лекарств, приводящих к ошибочному самолечению. Насколько эта проблема распространена? Этот вопрос возник, когда мы расследовали проблему «ненужных» лекарств, прописываемых врачами пациентам за комиссионные от фармацевтических компаний. Многие специалисты тогда просили нас обратить внимание на масштабы рекламы.
Первое, что мы выяснили - она действительно масштабна. Исследовательская компания Cortex по нашей просьбе проанализировала рекламу лекарственных средств за прошлый год. По ее оценке, фармацевтические компании выложили за продвижение препаратов через украинское телевидение 60 миллионов долларов. По итогам года они стали вторым наибольшим рекламодателем на ТВ. После производителей алкоголя.
После этого мы провели эксперимент. Выбрали пять препаратов, рекламировавшихся на телевидении больше всего. Вот их перечень:
1. «Мезим-форте» (Berlin Chemie/Menarini Group)
2. «Гепабене» (Ratiopharm)
3. «Долобене» (Ratiopharm)
4. «Галстена» (Richard Bittner AG)
5. «Гентос» (Richard Bittner AG)
И попросили врачей оценить правдивость роликов, рекламирующих эти препараты. Причем врачей фактически выбрало Министерство здравоохранения. Мы позвонили в Минздрав, назвали болезни, от которых эта пятерка лекарств обещает спасти, и получили контакты главных внештатных специалистов министерства по этим болезням.
№1. «Мезим». Хорошо ли желудку с ним?
«Не нужно показывать мне, я и так знаю на память», - с очаровательной улыбкой ответила главный гастроэнтеролог Украины, профессор Наталия Харченко на предложение посмотреть на ноутбуке, как юноша глотает пилюли за щедро накрытым семейным столом, чтобы доказать свое мужество потенциальному тестю.
Вот как оценила ролик специалист: «Мезим-форте» - препарат, содержащий ферменты. Когда своя поджелудочная не производит нужное их количество, то назначают препарат, который дает эти ферменты, чтобы нормально шли процессы пищеварения.
А как проявляется недостаточность системы пищеварения? Это проявляется поносами, чаще ослаблением стула.
Но если человек станет себя лечить «Мезимом» из-за ослабления стула, а у него окажется пищевая токсикоинфекция или глисты и паразиты? Или ослабление стула, связанное с обострением кишечной патологии, а не поджелудочной железы? Он может, не обратившись к врачу и начав лечиться рекламными препаратами, сделать себе в результате хуже. Потому что он запустит то заболевание, из-за которого у него действительно и возник понос.
- Вызывает ли препарат зависимость?
Наталия Харченко: «Не вызывает. Это простые ферменты. Просто своя поджелудочная может начать лениться, если постоянно принимать без показаний».
Еще профессор - милая, стройная женщина - добавила, что эта реклама «беспардонная», потому что фактически рекламирует переедание.
№2. «Гепабене». Печень увольняется?
Второй ролик профессор Харченко захотела посмотреть. Печень устраивает скандал. «Избыточное питание, стрессы, алкоголь. Я увольняюсь!» Но мудрая голова успокаивает органы и дает выход: «Нам нужен «Гепабене». Это комплексный растительный препарат, который быстро снимает боль, защищает и возобновляет клетки и улучшает отток желчи». Рекламисты, нанятые фармацевтической фирмой Ratiopharm, обещают эффект уже через две недели.
Наталия Харченко: «Гепабене» - это расторопша. Это растительный препарат. То, что сказано в рекламе, - правда. Он улучшает отток желчи, нормализует клетки. В небольшой дозе приема он не должен навредить. Но если человек будет принимать его постоянно, без показаний, то ничего хорошего из этого не выйдет. Расторопша - хороший препарат, но - на месяц. И все. Дальше не стоит.
Опять же, диагноз заболевания печени человек сам себе не поставит. Печень не болит. Болит желчный пузырь и желчевыводящие пути. Вот это дает боль в правом подреберье. Но там же боль может быть связана и с кишечником, и с язвой двенадцатиперстной кишки, и с панкреатитом. Поэтому правое подреберье еще нужно смотреть. А самолечением заниматься не стоит».
№3. «Долобене». Поможет разогнуться?
Главного внештатного специалиста МОЗ по специальности ревматология», доктора медицинских наук Олега Борткевича мы разыскали в очень скромном кабинете в Институте кардиологии. Врачу нужно было идти, но ради интервью он задержался, заметив, что тема очень важна. Просмотрел ролик, где «мазь быстро и надолго снимет боль, воспаление и отеки». Женщина, которая не могла даже разогнуться, смело катает на руках ребенка. Немолодой человек расстается с палочкой.
Олег Борткевич: «Коленка у него болит. Чаще всего это остеоартроз. Хрящик истощается, идет реактивное воспаление. Вроде бы доброкачественная болезнь, но, тем не менее, частые случаи эндопротезирования - замены сустава. Опять же «почему»? Потому что больной лечился вот этими обезболивающими препаратами или чем-то еще. А подход к лечению нужен комплексный. Это и разгрузка сустава, и механореабилитация. В ином случае, если он будет лечиться обезболивающими, то через десяток лет придет к ортопеду и будет менять сустав полностью.
Если речь идет о серьезных заболеваниях, то самолечение несет крайне тяжелые последствия. Это потерянное время. Просто беда!»
№4. «Галстена». Защитит ли печень?
И третий ролик в компетенции профессора Харченко.
С экрана сообщают, что печень разрушается ежедневно. Основные враги - жареная еда, антибиотики, алкоголь. «Галстена» поможет...
Посмотрев ролик, Наталия Харченко зовет соседку из другого кабинета. Приходит тоже профессор - женщина в возрасте, с очень изысканным литературным русским языком. Обсуждают составляющие биттнеровского продукта.
Харченко делает оценку: «Галстена» содержит несколько травяных компонентов. Они, как правило, мягкие желчегонные. Имеют спазмолитический, противовоспалительный эффект. Не токсичны.
При патологии печени этот препарат вряд ли сработает. А вот при патологии желчевыводящей системы - да. Лекарства в принципе неплохие. Только бы их не советовали при гепатитах».
№5. «Гентос». Лечит ли простату?
Главный уролог Украины, профессор Сергей Пасичников импозантен и уверен в себе. Красивая выправка, звучный голос. Препарат «Гентос» своим пациентам он не рекомендует: «Вот у Европейской ассоциации урологов есть такой документ - «Рекомендации лечения урологических заболеваний». Есть здесь раздел, посвященный гиперплазии предстательной железы, раку предстательной железы, воспалению предстательной железы, простатиту. Ни в одном из этих разделов фитопрепараты вообще не рекомендуются.
«Гентос» - это фитопрепарат. Фитопрепараты и биологически активные добавки не проходили серьезных исследований. И никто конкретно не доказал, ни в лабораторных условиях, ни в эксперименте, что составные части этих препаратов эффективны сами по себе, а тем более эффективны, когда их составляют вместе.
Есть статьи отдельных научных сотрудников. В основном, из стран СНГ. О том, что использование этого сложного фитопрепарата, содержащего в себе несколько составляющих, на очень ограниченном количестве больных показало свою эффективность. Этого достаточно фирмам, чтобы поместить такую статью со ссылкой на автора в рекламу.
Если говорить о фитопрепаратах, то основное, на чем они держатся - это их безопасность. 90% фитопрепаратов - это безопасные лекарства. Приносят ли они пользу - нужны большого масштаба исследования, которых никто не проводил».
Профессор радуется, что бюро подняло эту тему. Говорит, что Минздрав чуть ли не еженедельно переправляет ему жалобы людей, которым лекарства навредили.
Почему это происходит?
Это - не проблема законодательства. Наш закон о рекламе, как и законы во многих развитых странах, запрещает рекламировать лекарства, продающиеся по рецепту. Безрецептурные препараты рекламировать разрешено.
Но проблема в том, что, по данным Государственного фармакологического центра, в Германии, например, без рецепта продается лишь 25% лекарств, в Канаде - 9%.
В Украине - 52%.
Изменить это в 2005 году пытался министр здравоохранения Николай Полищук. Но его приказ об увеличении доли препаратов, которые должны продаваться по рецепту, остановил его преемник Юрий Поляченко.
Мы спросили у министерства, теперь возглавляемого преемником Поляченко Василием Князевичем, как оно разрешает эту проблему.
Ответ пришел от Юрия Константинова, директора Департамента регуляторной политики Минздрава: «В последние годы наблюдается очень агрессивная, часто неэтичная рекламная деятельность относительно продвижения рекламируемых препаратов, которая приводит к необоснованному применению многих препаратов, активизации ошибочного лечения и значительному увеличению расходов пациента на лечение тривиальных заболеваний, которые лечатся в несколько раз более дешево абсолютно без потери эффективности.
Министерство здравоохранения Украины завершает разработку формулярной системы и утверждение протоколов лечения. По мере утверждения и введения в действие соответствующих протоколов будет изменяться (в направлении увеличения) и количество рецептурных препаратов. Для того, чтобы сделать невозможным лоббирование врачами конкретных лекарственных средств, Минздрав планирует ввести жесткий контроль за тем, чтобы рецепты выписывались по международным непатентованным наименованиям.
В связи с этим Минздрав неоднократно выступал с предложением внедрения обязательной экспертизы содержания рекламы лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Но наталкивался на активное сопротивление рекламодателей. В этом году Минздрав планирует осуществление ряда мероприятий для обеспечения решения этого вопроса».
Кто против?
Решить эту проблему методом Гордиева узла предлагал депутат от Партии регионов Нестор Шуфрич.
Он предложил парламенту запретить рекламу лекарств и целительства везде, кроме профессиональных медицинских изданий.
Но проект даже не попал в зал. Против него выступил комитет Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации. Возглавляет его однопартийка Шуфрича Анна Герман.
- Почему вы его не поддержали?
Анна Герман: «Это было решение большинства Комитета. Я ничего не могла сделать».
Нам удалось узнать о деталях принятия этого решения. Оценку инициативы Шуфрича делала депутат от Блока Юлии Тимошенко Елена Кондратюк. Мы получили тезисы ее выступления. Кондратюк сказала коллегам по комитету, что Шуфрич не привел ни одного доказательства того, что реклама лекарств вредит здоровью граждан; что такого запрещения нет в Европе; что оно снизит поступления от налога на рекламу; и что под действие закона может попасть даже зубная паста.
О том, что это уменьшит прибыли телеканалов и рекламистов, Кондратюк не сказала. Хотя хорошо об этом знает. Она - жена генерального директора телеканала ЮТУ. До избрания в Раду возглавляла пиар-агентство «Радник».
Но Комитет и так единодушно проголосовал за отклонение законопроекта Шуфрича.
Что делать самому?
Обязательно читать инструкцию к препарату. Если там написано, что нужна рекомендация врача - не покупайте без нее!
Также обязательно сходите к врачу перед одновременным употреблением двух препаратов. Профессор Пасечников говорит - даже «Виагра» может привести к гибели человека, если ее пить с препаратом «Нитрат» для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, стенокардии или повышенного давления.
Не полагайтесь на рекламу, которой Минздрав подарил вседозволенность! Когда этот текст писался, позвонила профессор Харченко и взволнованно сообщила, что биологическая добавка «ЛиДа», активно рекламирующаяся в газетах, запрещена в других странах. Это тема другого расследования. Но спасение то же - не верьте рекламе лекарств. Не занимайтесь самолечением!
Цифра
60 миллионов долларов выложили за продвижение препаратов через украинское телевидение фармацевтические компании в прошлом году. Они стали вторым наибольшим рекламодателем на ТВ, уступив первое место производителям алкоголя.