Сотрудники нью-йоркского Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна протестировали в лаборатории несколько веществ, в которых они видят кандидатов в противомикробные препараты нового типа. Информация о работе, выполненной под руководством заведующего отделением биохимии Верна Шрамма, появилась в журнале Nature Chemical Biology.
Антибиотики после своего внедрения в клиническую практику буквально с первого захода убивают или нейтрализуют почти все патогенные микроорганизмы, инфицирующие человеческий организм. Однако со временем их эффективность обретает тенденцию к ослаблению - иногда очень быстро, всего через 3-4 года. Дело в том, что небольшая часть микробов иногда все же выживает после лечения и в последующих поколениях нередко дает начало новым агрессивным штаммам. Поэтому ученые не только разрабатывают новые антибактериальные препараты, но и всячески стараются сделать их действие как можно более долговечным.
Профессор Шрамм и его коллеги изобрели весьма любопытную стратегию борьбы с бактериальной резистентностью.
После долгих поисков они отобрали несколько веществ, которые не убивают бактерии и даже не блокируют их способность к размножению. Однако эти соединения нейтрализуют бактериальный фермент MTAN, с помощью которого возбудители болезней сигнализируют друг другу о своем присутствии. Такие сигналы передают особого рода молекулы, так называемые автоиндукторы.
Эта способность бактерий к химическим коммуникациям была открыта в начале 80-х годов и называется чувством кворума. Микробиологи и врачи давно доказали, что сносящиеся друг с другом микробы сильнее провоцируют патологические процессы и упорней сопротивляются действию лекарств. MTAN участвует в катализе биохимических процессов, приводящих к синтезу аутоиндукторов множества разных болезнетворных бактерий.
В лаборатории пока что протестированы три соединения, подавляющие у бактерий чувство кворума с помощью отключения энзима MTAN. Ученые проверили их на холерном вибрионе и патогенной версии кишечной палочки. Оказалось, что эти вещества в полной мере сохраняют силу даже после смены 26 поколений тех и других микробов. Сотрудники лаборатории работают и с другими кандидатами на неослабевающие антибиотики.
Источник