Каждый час в Украине регистрируется четыре случая заболевания туберкулезом и один случай смерти от этой болезни. Можно не обращать внимания на предостережения врачей об эпидемии, но ты же не можешь не дышать и не общаться с людьми!
В 1995 году Украина была объявлена страной с эпидемиологической ситуацией по туберкулезу. К 2006 году на учете уже состояло 515 тысяч граждан Украины. И это только зарегистрированные и получающие систематическое лечение! В реальности счет идет на миллионы – уверены медики.
На плачевную ситуацию в нашей стране не могла не отреагировать мировая общественность. Исследования ВОЗ подтвердили сложнейшую эпидемиологическую обстановку в Украине, и нашу страну приравняли к группе государств под условным названием «страны, южнее Сахары». В этих африканских странах также бушует эпидемия, хотя там нет тубдиспансеров, деткам не делают прививки БЦЖ, да и экономическая ситуация намного хуже… Почему в Украине возникла проблема туберкулеза? Можно ли остановить эпидемию?
Палочки Коха есть у каждого!
Туберкулез (ТБ) – это инфекционное заболевание, возбудителями которого являются микобактерии туберкулеза. Эти микроорганизмы известны также как туберкулезные бациллы, или палочки Коха: под микроскопом в мокроте они имеют вид палочек красного цвета. Практически все люди инфицированы, но микобактерии находятся в организме в небольшом количестве и в дремлющем состоянии, контролируются иммунитетом и не вызывают заболевания.
Заболевание развивается, когда бактерии начинают размножаться и их становится настолько много, что защитные силы организма не в состоянии с ними справиться. Причем могут поражаться не только легкие, но и другие органы и ткани (глаза, кости и т. д.). Основным источником инфекции является кашляющий больной – это легочная форма ТБ. Заражение обычно происходит в закрытом помещении.
Лучше лишний раз перестраховаться, чем пропустить опасность
«То, что Украина названа среди 13 стран, где объявлена эпидемия туберкулеза – очень тревожный факт, – считает Вера Худина, семейный врач, ассистент кафедры семейной медицины Медицинского университета им. Богомольца. – Это означает, что опасная палочка Коха может поджидать нас где угодно: в метро, на рынке, в супермаркете и даже на детской площадке (не секрет, что в деревянных домиках, предназначенных для детских игр, часто находят место для ночлега бомжи). И, к сожалению, даже поголовная вакцинация, которая много лет проводится в стране, не гарантирует 100-процентной защиты.
Туберкулез трудно поддается лечению: бактерии сумели адаптироваться к различным антибиотикам и продолжают активно распространяться. Принято считать, что болезнь поражает только представителей асоциальных групп – бездомных, нищих, заключенных. Но это не так! Заразиться ТБ может любой человек, независимо от своего статуса и социального положения. В моей практике не раз встречались вполне социально благополучные пациенты, у которых обнаруживали заболевание после перенесенных бронхитов, ОРЗ, пневмонии. Объявленный после флюорографического исследования диагноз был полной неожиданностью и для больного, и для лечащего врача.
К группе повышенного риска можно отнести людей, которые сами когда-то перенесли туберкулез либо их родственники болели. Это и работники метрополитена (скученность народа и отсутствие солнца – идеальные условия для распространения палочки Коха), а также тубдиспансеров и исправительных заведений. Чтобы уберечь себя от заражения, нужно укреплять иммунитет – это самое важное! При простудных заболеваниях сами не назначайте себе лекарства, особенно антибиотики. Не долечившись, не спешите на работу: ослабленный организм восприимчив к любой инфекции. Если лечение не приносит эффекта, не стесняйтесь обратиться к другому врачу, ведь речь идет о вашем здоровье!»
Мировые разработки – и в Украине
Для полного излечения от ТБ необходимы сознательное отношение к лечению и регулярный (строго по часам!) прием медикаментов. Действительно, сложно в течение многих месяцев принимать таблетки без единого пропуска. Но если не принимать препараты на протяжении всего одной недели, у микобактерий ТБ вырабатывается иммунитет к антибиотикам. А мультирезистентные бактерии ТБ вызывают намного более опасную форму заболевания, которую крайне сложно лечить имеющимися у нас в стране антибиотиками. Чтобы избавиться от такой «продвинутой» формы ТБ, нужны антибактериальные препараты второго ряда – стоимость одного курса лечения исчисляется десятками тысяч долларов.
«Сейчас в большинстве тубдиспансеров нашей страны применяется лечение, предложенное Всемирной организацией здравоохранения – так называемая DOT-стратегия, – продолжает Евгений Волощук. – Большое внимание уделяется ранней диагностике заболевания. Я считаю, что в связи с эпидемией каждый доктор, будь то гинеколог или стоматолог, прежде чем начать прием, должен задать пациенту ряд стандартных вопросов: «Не кашляете ли вы последние 2-3 недели? Не ощущаете ли упадка сил? Нет ли у вас повышенной потливости?» Если ответы утвердительные, пациента отправляют на МММ-обследование (микроскопия мазка мокроты), недорогой и мобильный способ диагностики. Чтобы высеять микобактерию ТБ, нужно сделать три плевка в специальную тару. Результаты будут известны сразу же – достаточно микроскопа, реактивов и квалифицированного медработника.
В случае выявления открытой формы ТБ больной проводит в стационаре не более двух месяцев – пока не перестанет представлять угрозу для окружающих. Последующее амбулаторное лечение занимает полгода: столько времени нужно для полного выздоровления, без рецидивов. Лечение бесплатное, однако лекарственные препараты не выдаются на руки: больной ежедневно приходит в ближайшую к его месту жительства или работы поликлинику и там в присутствии медицинского работника (контролера) принимает положенную ему дозу препаратов. После прохождения такого лечения человек считается полностью здоровым и не нуждается в последующем контроле. Однако при помощи методов DOT-стратегии невозможно распознать, болен ли человек мультирезистентным вирусом, а ведь в этом случае терапия не действует! И только если после положенных двух месяцев лечения не наступает улучшение, врачи могут предположить, что они столкнулись с устойчивыми бактериями. Получается, человек напрасно проходит очень токсичные для организма протоколы химиотерапии».
Вакцинация не спасает от эпидемии!
И все-таки почему в Украине – стране, где в течение нескольких последних десятилетий проводится поголовная вакцинация населения против туберкулеза – это заболевание столь распространено? Причем болеют именно те, кто в свое время был привит. Сейчас специалисты ВОЗ разрабатывают проект ревакцинации ранее привитых людей – со временем организм теряет «прививочный» иммунитет. «Прививки не в состоянии остановить эпидемию туберкулеза, – считает Елена Орловская, педиатр и натуропат. – БЦЖ (бацилла Кальметта-Герена) – это «живая» вакцина (то есть она содержит не убитый, а живой, хотя и ослабленный вирус). Иными словами, на второй день после рождения в организм ребенка вводят живого (!) возбудителя туберкулеза. Естественно, речь идет о микроскопических дозах. Однако у каждого человека может быть своя индивидуальная реакция на прививку, а необходимых обследований перед вакцинацией никто не проводит. У нас делают БЦЖ даже недоношенным (весом от 2 кг) младенцам!
Я считаю, что вакцинация не должна быть массовой, особенно для жителей мегаполиса. Посудите сами: иммунитет против туберкулеза вырабатывается в течение двух месяцев после прививки. Это значит, все это время человек должен провести «под колпаком», в стерильных условиях. Но ведь не будешь оставлять малыша без прогулок! Между тем, микобактерии туберкулеза могут находиться и в подъезде вашего дома, и в общественном транспорте – да где угодно! И если крепкий здоровый организм переживет встречу с микобактериями без последствий, то ослабленный прививкой ребенок может заболеть. Кроме того, у некоторых людей встречается аллергия на БЦЖ – обычно это происходит с теми, у кого в роду были случаи заболевания туберкулезом. Такая массовая, «для галочки» вакцинация зачастую приводит к так называемой хронической туберкулезной интоксикации детей и подростков: ребенок вроде и не заболел, но при этом в его организме постоянно блуждает вирус. Как правило, это оборачивается частыми простудами, бронхитами, ларингитами, конъюнктивитами, диатезами.
Если родители хотят привить своего ребенка от туберкулеза, я бы рекомендовала подождать, когда малышу исполнится хотя бы год (а лучше 3-5 лет). К этому времени благодаря грудному вскармливанию иммунитет крохи окрепнет, к тому же вы сможете провести нужные обследования – это и обеспечит тот самый индивидуальный подход, который столь важен в вопросах вакцинации».
Советский подход устарел
Вот уже несколько лет, как Украина отказалась от советской системы лечения туберкулеза – слишком уж она затратна и малоэффективна.
«При довольно высоких затратах (как времени, так и денежных средств), советская модель оказалась не слишком результативной, – говорит Евгений Волощук, зав. отделением Киевского городского центрального противотуберкулезного диспансера. – Взять хотя бы флюорографическое исследование – раньше профилактические обследования проводили регулярно и в обязательном порядке. Однако во время этой процедуры организм получает довольно высокую дозу радиологического облучения – естественно, это вредно. При помощи флюорографии туберкулез выявляли всего у одного человека из двух тысяч – при такой результативности этот метод нерентабелен и с материальной точки зрения, и с учетом его негативного воздействия на здоровье. К тому же правильно интерпретировать результаты флюорограммы может только высококвалифицированный специалист – как следствие, случались и ошибки. Основным недостатком советской системы лечения я бы назвал длительное – от 10 месяцев до 2-х лет! – пребывание преимущественно в условиях стационара. Нередко получалось так, что в одной палате лежали, например, кандидат наук и криминальные личности. Конечно, такое соседство вызывало определенный психологический дискомфорт. Да и после длительной изоляции в больничных стенах выздоровевшему нужно было не только восстанавливать силы, но и фактически проходить социальную адаптацию, заново учиться жить в обществе».
От чего спасет БЦЖ?
Прививка БЦЖ, которую делают новорожденному еще в роддоме, призвана защитить малыша от всех форм туберкулеза, но она не дает пожизненной гарантии. Более того, при тесном контакте с больными, на фоне сниженного иммунитета, сопутствующих заболеваний, плохого питания риск заболеть остается. При этом нагрузка на детский организм очень велика: доза ртути, содержащаяся в прививках, в пересчете на кг веса недопустима даже для взрослого.
Альтернативное мнение
Алла Дмитриева,
доктор ведической медицины
Лечить так, чтобы не калечить иммунитет!
Современные методы лечения тяжелых заболеваний, таких как ТБ, сопровождаются подавлением иммунитета. Сильнейшие препараты убивают иммунитет, а ведь выздоровление зависит не от количества съеденных таблеток, а от сопротивляемости нашего организма. Поэтому главным заданием человека, идущего к выздоровлению, является сохранение собственных защитных сил. Лечение должно быть построено по схеме угнетения и поддержки. То есть сначала нужно повысить иммунитет, и только потом угнетать возбудителя болезни. Если действовать по этой схеме, то организм включится в борьбу, и лечение будет эффективным и быстрым.
Современные протоколы лечения построены так, чтобы обеспечить постоянную максимальную концентрацию препарата в крови больного. Так лекарство может проникнуть сквозь мембрану клеток и достигнуть микобактерии ТБ. Но существует и другой способ лечения – фосфолипидный транспорт. Если лецитин эмульгируется не в физрастворе, а в действующем препарате, то это вещество можно заключить в капсулу – липосому. Липосома будет сливаться с клеточной мембраной и впрыскивать лекарство прямо в клетку. Таким образом, лекарство будет попадать непосредственно в легочную ткань, не отравляя весь организм. Идея создания таких препаратов не нова, но она не получила развития из-за активного сопротивления фармацевтических компаний, ведь тогда бы уменьшились их доходы. Но будущее все же за созданием препаратов «направленного транспорта», которые будут бороться не с нашим иммунитетом, а с возбудителем болезни.
2 % жителей Украины больны туберкулезом. Причем в последние годы болезнь все чаще настигает социально благополучные слои населения.
Вы обратились не по адресу!
Алексей – медик, он всегда ответственно относился к своему здоровью. И тем не менее начало туберкулеза у себя пропустил. На выздоровление и восстановление ушли годы:
"По образованию я ветеринар – как врач, я знаю симптомы практически всех заболеваний, всегда понимал, чем грозят запущенные недуги, – рассказывает наш герой. – Тщательно лечил даже простуду. Несмотря на это, понадобилось несколько месяцев, чтобы понять, что причина моего внезапного недомогания – туберкулез.
Нетипичная усталость
Как ни парадоксально, все началось с занятий спортом. Я с детства любил баскетбол, всегда поддерживал физическую форму: занимался силовыми упражнениями, с легкостью преодолевал 30 кругов на стадионе. Зимой 2002 года я вдруг почувствовал, что стал быстро уставать. В то время я работал в Министерстве аграрной политики, мой кабинет находился на последнем этаже, и я всегда пешком поднимался на рабочее место. И вдруг понял, что уже не могу так легко взбежать по лестнице, как раньше. Появились одышка и сильнейшие головные боли. Я выпивал 1-2 таблетки анальгетика в день – только так мне удавалось унять боль. Сейчас, проанализировав ситуацию, я понимаю, что головные боли были вызваны интоксикацией организма, а тогда я все списывал на усталость, магнитные бури, стрессы. Еще у меня появился такой неприятный симптом, как повышенная потливость: среди ночи я просыпался потным – мокрая подушка, влажная простыня. В один из дней я внезапно ощутил прилив жара и на всякий случай решил измерить температуру. 38,5 градусов! А ведь я не чувствовал себя настолько больным!
Ложные диагнозы
Как-то ночью, в абсолютной тишине, я вдруг ощутил некое трение в груди при вдохе-выдохе. Подобные симптомы характерны для плеврита, поэтому я заподозрил у себя именно это заболевание. После всех исследований мне поставили диагноз «плевропневмония»: было поражено правое легкое. Назначили курс антибиотиков и физиотерапии. Но мне становилось только хуже. Меня направили в другую больницу на дообследование, где диагностировали плеврит, причем запущенный: в легких уже начался спаечный процесс. Взяли пункцию и решили очистить плевральные полости от скопившейся жидкости. Во время операции у меня взяли соскоб плевры на гистологическое исследование. Именно эта биопсия и помогла установить новый диагноз: начальная стадия туберкулеза – плевральный туберкулез.
Я снова в прежней форме!
Меня направили в районный тубдиспансер. Там меня встретили с удивлением: «Вы не наш пациент!» К сожалению, даже во врачебной среде еще сохранился стереотип: туберкулезом болеют социально неблагополучные люди. Назначили амбулаторное лечение: полгода я принимал таблетки утром и вечером, дважды в день делал уколы. Только от одной такой таблетки может умереть собака средних размеров, а мне приходилось пить лекарства горстями! Да, сейчас мало кто умирает от самого туберкулеза, но лечение болезни на запущенной стадии наносит непоправимый вред организму. Многие мои знакомые погибли из-за необратимых процессов в печени – антибактериальное лечение слишком тяжелое.
Через полгода я был здоров. Но лечение не прошло даром: я очень сильно похудел, утратил выносливость. Лишь теперь, по прошествии нескольких лет, я чувствую, что полностью восстановил прежнюю форму».
О чем расскажет реакция Манту?
Положительная реакция Манту – и Ире пришлось 2 года провести в детсаду закрытого типа. При этом врачи не говорили родителям, что на самом деле происходит с ребенком.
Когда мне было два года, моего отца с семьей отправили служить в Монголию, где в тот период была эпидемия туберкулеза. Вскоре после возвращения родители заметили, что у меня стали гроздьями опухать лимфатические узлы, – делится Ирина. – Я потеряла аппетит, стала очень бледной. Сделав пробу Манту, обнаружили положительную реакцию. Фтизиатр сказал, что речь идет о туберкулезном инфицировании. Меня отправили в специальный детский сад закрытого типа, где меня лечили в течение двух лет. Родителям ничего толком не объясняли. В детском саду я лечилась до пяти лет, пока Манту не стала уменьшаться, а клинические проявления не исчезли. Каждый последующий год реакция становилась все менее выраженной, я продолжала считаться «часто болеющим ребенком», но проявлений туберкулеза уже не было. И лишь в 13 лет реакция на пробу Манту стала нормальной.
Мама-терапевт объяснила мне, что положительная реакция Манту еще не означает туберкулез. Имеет значение вираж туберкулиновой пробы – ситуация, когда за год Манту или увеличивается на 12 мм, или становится больше 17 мм. Но об инфицировании можно говорить, только если вираж сочетается с другими симптомами. Кроме того, реакция на туберкулин сродни аллергической, и каждый организм дает свой, отличный от других, ответ на эту пробу. Например, у годовалого ребенка папула на месте укола может быть большой – это показатель того, что организм «ответил» на прививку БЦЖ. Чтобы разобраться, что на самом деле означает положительная реакция Манту, необходимо обратиться к фтизиатру».
Выражаем особую благодарность за помощь в подготовке материала Наталье Заике, специалисту международной организации PATH.
Текст – Анна Малицкая
Источник