Студентка 19 лет, уже по внешнему виду которой, можно было сказать, что она страдает значительной потерей в весе, обратилась ко мне на консультацию, объявив с порога: «У меня анорексия!» Весь ее внешний вид был настолько примечателен: бледная, с землистым оттенком, в «паутинках» из сосудов кожа, глаза запавшие, потухший, словно замерший от ужаса взгляд - это само по себе уже бросалось в глаза. Окружающий мир она встречала серьезно и недружелюбно. Все ее движения были замедленны, а жесты скупы. У меня возникло впечатление, что она старалась держаться спокойно и на расстоянии, пытаясь скрыть свои внутренние переживания.
Нервная анорексия, согласно Международной классификации болезней, часто встречающееся расстройство пищевого поведения, характеризующееся значительной потерей массы тела вследствие отказа от еды.
Это состояние встречается преимущественно у молодых женщин (возр. 15-25 лет.), и принимает форму самовызываемой потери массы тела. Для людей, страдающих нервной анорексией, чрезвычайно характерно сильное желание быть худыми. Они испытывают интенсивный страх ожирения. Идея, что «я жирная», хотя все окружающие считают ее худой – является основной особенностью нервной анорексии отличающей ее от всех других возможных причин утраты аппетита и потери веса. Часто пациентки с нервной анорексией скрывают свою патологическую форму питания, обследуясь и принимая лечение (чаще по инициативе родственников) по поводу жалоб соматического характера (например, в связи с поносом, нарушением обмена веществ или нарушением менструального цикла).
Течение анорексии разделяют на следующие стадии:
1-я стадия – дисморфофобическая – начинается с появления идей о чрезмерной полноте и опасения насмешек по этому поводу. Возникают ощущения, что окружающие критически рассматривают их, провожают насмешливыми взглядами вслед, снижается настроение. Имеет место систематическое взвешивание, отказ от высококалорийной пищи. Аппетит сохраняется, а после периодов голодания даже повышается. Не в силах справиться с голодом, некоторые едят по ночам.
2-я стадия – дисморфоманическая – чаще проявляется в убежденности в «излишней полноте» своей фигуры или ее частей. Пациентки часто разглядывают себя в зеркале и жалуются на свою полноту окружающим. Депрессивные переживания уменьшаются, наблюдаются попытки коррекции «излишней полноты». Они скрывают от окружающих, что отказываются от еды. Делают вид, что съели всю еду, на самом деле незаметно перекладывают ее или прячут. Так же стараются не есть в присутствии людей, много пьют жидкости, после еды вызывают рвоту, (которая приносит физиологическое чувство облегчения и удовольствия) делают клизмы, чтобы сбросить якобы лишнюю массу тела. У больных развивается медикаментозная зависимость: они принимают средства, понижающие аппетит; препараты щитовидной железы, стимулирующие обмен веществ; мочегонные и большое количество слабительных.
3-я стадия – кахектическая. Аппетит исчезает, так как вследствие постоянно вызываемой рвоты, которая может наступать и рефлекторно, сразу после приема пищи, снижается кислотность желудочного сока и происходят общедистрофические нарушения. Возникает отвращение к еде. К этому времени больные теряют до половины своего веса, но продолжают воспринимать себя все еще слишком полными. Исчезает подкожно-жировая клетчатка, истончаются мышцы, кожа становится сухой, шелушится, поражаются кариесом и выпадают зубы, волосы, ломаются ногти. Исчезают месячные, понижаются давление и температура. Наблюдается дистрофия миокарда и замедление пульса, анацидный гастрит, атония кишечника, опущение внутренних органов. В ряде случаев больные начинают активно обследоваться у различных специалистов, преувеличивая тяжесть соматических расстройств и избегая консультации психиатра.
Давайте поговорим о психологических причинах нервной анорексии. Включите любой телевизионный канал или откройте популярный журнал. Везде изображение тела, особенно полуобнаженного женского тела. Люди манипулируют его частями и тканями – органами, клетками крови, генами. Существует целая область пластической хирургии, косметологии, диетологии, моды, которые непрерывно разъединяют человека с телом. Нас постоянно окружают «идеальными» образами, которых большинство из нас не может достичь. Однако эти образы зачастую иллюзия, созданная камерой и компьютерами. Как мужчины, так и женщины все больше недовольны телом или иными частями тела, ростом, весом, внешним видом. Мы не можем изменить врожденную анатомию и физиологию, и все же делаем все возможное, что бы соответствовать придуманному идеалу. При этом мы платим не только деньгами: мы предаем и отрицаем себя, какие мы на самом деле есть, и то, что мы чувствуем. И если мы не соответствуем «идеалу», то зачастую ненавидим себя, потому что определяем свою ценность через внешний вид своего тела. Если бы форма и размер были отражением того, что мы есть! Визуальные средства информации одновременно и формируют наше ощущение реальности и подавляют телесное восприятие: быть тонким – нормально, а все остальное отклонение. По статистике, в современном обществе четыре женщины из пяти страдают проблемами, связанными с принятием пищи и телесным обликом. Треть из них прибегает хотя бы к одному виду саморазрушительных действий для того, чтобы держать вес под контролем. Страх растолстеть и не соответствовать общепринятым стандартам, заставляет такую женщину жить по принципу: «Голод - лучший повар, еда – мой враг». Фокусируясь на процессе «самосовершенствования», пациенты, как правило, обесценивают прием пищи, как источник питательных веществ для организма, как его витальную, жизненную функцию. Взаимоотношения с родителями у таких пациентов обычно сложные. Здесь можно встретить и «бомбы», лежащие в глубинах личной истории, и «скелеты в шкафу», и затаившиеся у придорожья «мины-ловушки».
Сегодня выделяются 4 порочных круга в психогенезе нервной анорексии.
1. Голодание является эффективным средством борьбы с родителями.
2. Чрезмерное внимание родителей к питанию, наказание за несъеденную пищу, закрепляет у ребенка эмоциональное напряжение и желание протестовать.
Рассуждения типа: «пока не съешь – не выйдешь из-за стола», «не пойдешь гулять, пока тарелка не будет пустая», неосознанно закрепляют стереотип реагирования на прием пищи. В этом случае, через еду формируется послушание, подчинение, установленным нормам в семье, подавляя стремление к самостоятельным желаниям и потребностям.
3. Зависимость от чужого мнения «что скажут люди», лишает чувства уверенности, внутреннего роста, эмоционального комфорта.
Аппетит снижается под влиянием тревоги пациентки по поводу реальной или мнимой чрезмерной полноты, а так же в связи с реакцией окружающих на чересчур большую потерю массы тела. Источником тревоги может стать половое созревание и психосексуальное развитие, которое удается затормозить с помощью потери веса. Становиться старше – это становиться взрослым, ответственным, брать на себя много больше, выполнять более сложные дела, быть умнее и опытнее молодых.
Взросление – это результат развития человека. Страх развиваться, становиться более зрелым проявляется в гераскофобии – страхе взрослеть. Этот страх чаще бывает у женщин и связан с тревогой потери привлекательности. Принято считать, что мужчин, безусловно, влекут молодое женское тело, девичья «свежесть», запах «лолит» и угловатость подростков, их глупая наивность и незатейливая житейская «мудрость».
4. Голод вызывает тревогу на биологическом уровне, а поскольку пациентки не осознают чувства голода, то безуспешно пытаются справиться с этой тревогой, отказываясь от еды.
При анорексии происходит значительное снижение массы тела. К этому приводит, чаще всего, отказ от еды. Так как установка на еду амбивалентна, возникают приступы голода, которые обычно утаиваются и протекают с чувством вины. Под любым предлогом пациенты пытаются избавиться от пищи, вызывая рвоту или принимая серьезные слабительные (поскольку растительные средства не являются настоящими слабительными). Встречаются хронические запоры, могут быть расстройства менструального цикла, вплоть до полного прекращения, хотя снижение массы тела еще не выражено. Отмечается повышение двигательной активности даже при упадке сил вследствие недостаточного питания. Восприятие тела нарушается (при отчетливом похудении убеждены в излишней полноте, отказываются поддерживать массу тела вне минимальной нормы в соответствии с возрастом и ростом).
Таким пациентам присущ навязчивый страх потери контроля наряду с отсутствием беспокойства по поводу прекращения месячных. На вооружение берутся идеи, что худые более здоровы, «всякая охота пропадает», «я сыт по горло», аскетизм обостряет ум, физическую слабость надо преодолевать закалкой. Современные учения интерпретируют нервную анорексию как тревожную реакцию незрелой личности на требование независимости и социальной или сексуальной активности, к которой она еще не готова.
В художественной форме суть анорексии передана в притче «Вылеченный бред» Повелитель города Рей страдал меланхолией и анорексией. Авиценна решил помочь ему своеобразным методом. Король считал, будто он – корова, позабыв, что он человек. По этому он мычал как бык, и умолял: «Убейте меня, используйте мое мясо»: он ничего не ел: «Почему Вы не отведете меня на зеленый лужок, где я мог бы поесть, как настоящая корова!» Так как он ничего не ел, от него остались кожа да кости. Ничто ему не помогало. Авиценна пришел к королю. Он кричал страшным голосом: «Где эта корова, я наконец зарежу ее!». Но прежде он проверил, как это делает мясник, на количестве жира и мяса. Он закричал: «Нет, эта корова не готова для бойни! Заберите ее и дайте поесть, когда она наберет нужный вес, я приду и зарежу ее». В надежде быть вскоре зарезанным больной стал есть все, что ему приносили. Он стал набирать вес, его состояние улучшилось, он полностью выздоровел.
На сегодня психологи, психотерапевты, мед. работники соматического профиля имеют огромный багаж знаний, техник, методов, которые могут помочь в решении такой проблемы как нервная анорексия. К сожалению, в поле зрения психотерапевтов такие пациенты попадают, зачастую уже имея приличный «стаж» расстройства, обойдя массу докторов или, что еще сложнее просто таковую не считают проблемой в силу различных обстоятельств: отсутствие знаний по этому вопросу, отрицание в семье нервной анорексии как проблемы, страха быть не понятой или осужденной. Хотя достоверно известно, что проблема пищевого поведения лежит в сфере невротического реагирования личности. А именно, подавляется сфера эмоций, желаний, удовольствий, влечений, подменяя все это мнимой успешностью, трудоголизмом, карьерным ростом, попросту лишая себя человеческого счастья, радостей жизни.
В связи с этим, помощь психотерапевта является очень важным звеном в решении этой проблемы, когда просто необходимо разрешить внутренний конфликт между «суперзадачами» и отказом от естественных потребностей.
Источник