Пожалуй, только малые дети не знают еще, что обозначает аббревиатура ГМО: тема генно-модифицированных организмов активно муссируется в прессе уже несколько лет. И вот очередной повод вспомнить о «мутантах»: правительство огласило свое решение, согласно которому все производители должны с 1 июля обозначать на этикетках продуктов трансгенного происхождения информацию о том, что они содержат ГМО. А это значит, скоро покупатели будут иметь полную свободу выбора, какой продукт покупать — с «мутантами» или без них.
Как нам сообщил руководитель отдела связей с общественностью Госпотребстандарта Олег Хомин, специальной метки не будет, информацию о ГМ-компонентах можно будет увидеть там, где обычно указывается состав продукта — там будет написано «содержит генно-модифицированные организмы».
Чтобы узнать, как готовятся производители к этому нововведению, мы обзвонили 7 отечественных пищевых предприятий, продукция которых может потенциально содержать ГМО (см. «Где может быть ГМО): ООО «Три медведя» (пельмени), ООО «МПЗ «Алан» (колбасы), ЗАО «Геркулес» (пельмени), компанию «Чумак» (кетчупы, майонезы, консервация), Русановский мясокомбинат, Корпорацию «Техноком» (картофельное пюре, чипсы) и Кондитерскую корпорацию «Рошен». Представители этих предприятий дружно заявили, что не используют в своей продукции ГМО. Для пущей убедительности они добавляют, что требуют у поставщиков документы, свидетельствующие, что сырье, которое те предоставляют, «чистое». Следовательно, никаких новых меток они наносить не собираются. Более того, чтобы не порождать сомнений, первые три из перечисленных производителей якобы предпочитают сами проверять продукцию и уже не первый месяц маркируют ее «меткой» «без ГМО». Этот значок видно на лицевой или тыльной части упаковки. Кстати, у всех производителей он разный — единых требований к этикетке никто не предъявлял.
ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ КОНТРОЛЯ. Конечно, хочется чтобы все производители были максимально честными перед потребителями. Но вряд ли большинство из них будет охотно афишировать неестественное происхождение своей продукции. К примеру, когда в Евросоюзе несколько лет назад ввели аналогичную маркировку, доля потребления продуктов с ГМО уменьшилась по сравнению с продуктами натурального происхождения. Следовательно, чтобы не терять клиентов, некоторые отечественные производители могут быть заинтересованы в сокрытии информации.
А скрывать есть что. По словам Владимира Семеновича, руководителя Научно-исследовательского центра испытаний продукции «Укрметртестстандарта», сейчас есть тенденция к увеличению доли «мутантов» на украинском рынке. «Например, 50% образцов зерен кукурузы, исследованных «Укрметртестстандартом» в последнее время, были трансгенными», — сообщил специалист. Поэтому возникает вопрос: как будут контролировать процесс маркировки. «Контролем за соответствием маркировки происхождению продукта будет заниматься Госпотребстандарт и местные управления по защите прав потребителей, — отвечает Владимир Семенович. — Механизм контроля — пробы с контрольных образцов продукции. Мощностей для проверки продуктов должно хватить. А если время покажет, что 4-х лабораторий недостаточно, будут открыты новые».
При нарушении соответствия содержания маркировке производители будут наказываться штрафами, а товар — изыматься из сети. Как сообщила нам руководитель НТЦ центра стандартизации Госпотребстандарта Людмила Кузьменко, штраф будет равен 25% от суммы реализации «проштрафившейся» продукции. Однако пункт о штрафах имеет «лазейку»: если производитель за 30 дней с момента обнаружения нарушения успеет внести коррективы в информацию на этикетках, штрафовать его не будут. Как объяснила специалист, эта мера принята в связи с кризисом: чтобы уменьшить возможную финансовую нагрузку на производителей, она будет действовать до 31 декабря 2010 года.
ГМО МОГУТ СОДЕРЖАТЬ*:
кукуруза
попкорн
соя
кондитерские изделия
шоколад
хлеб
картофель
чипсы
вареная колбаса
сосиски
сардельки
пельмени
детское питание
йогурты
еда быстрого приготовления
соусы и приправы
помидоры
яблоки
виноград
бананы
папайя
салат
сыры
фабричные соки
* Этот список продуктов предоставил эксперт Всеукраинской экологической лиги Алексей Сытник, подчеркнув, что это далеко не полный перечень, ведь одни только соевые компоненты сейчас используются в большом количестве наименований пищевых продуктов.
ТАК ВРЕДНЫ «МУТАНТЫ» ИЛИ НЕТ?
Весь «шум» насчет генетически модифицированных организмов связан с тем, что, начиная с середины 80-х годов прошлого века, когда трансгены были внедрены в массовое производство и допущены к употреблению, и до сих пор так и не выяснено, как они влияют на здоровье. «Каждый год появляются новые исследования различных трансгенных организмов, прежде всего ГМ-растений. Из них одна половина показывает, что они несут риск — могут вызывать аллергию, мутации, оказывать токсическое влияние на организм, нести угрозу экологическому равновесию и генофонду планеты, а вторая показывает, что никакого риска нет, — говорит кандидат биологических наук Алексей Сытник. — Опасными были не все подряд ГМО, а только некоторые, прежде всего — из сои, кукурузы и картофеля. Но и эти результаты следует рассматривать как условные, достоверно сказать о вреде или безвредности трансгенных продуктов можно будет только спустя многие годы, а может быть, десятилетия исследований».
Мы решили поинтересоваться у генетиков, наблюдают ли они учащение мутации генов человека за последнее время, когда так активно внедряются ГМО. «По моим наблюдениям, за последние 5 лет количество мутаций человеческого генома не участилось, — говорит Людмила Лившиц, завотделением геномики человека Института молекулярной биологии и генетики. — Вообще, наши гены крепче, чем многие думают. Это видно по тому, как повлияла на них радиация: количество мутаций сейчас, через 23 года после аварии на ЧАЭС, гораздо меньше, чем прогнозировали специалисты. Поэтому не думаю, что ГМО могут составлять нашим генам вообще какую-то бы ни было опасность. Скорее, в процессе селекции новых растений могут возникать новые белки, на которые человек может отвечать пищевой непереносимостью. Конечно же, последнее слово должно оставаться за доказательствами, полученными в ходе научных экспериментов, но исследовать влияние ГМО на здоровье чрезвычайно трудно: необходимы группы людей, которые бы на протяжении длительного периода употребляли одну и ту же трансгенную линию».
Итак, самый малый вред, который гипотетически может нанести употребление продуктов-«мутантов», — это пищевая непереносимость. А более серьезные последствия — это онкозаболевания и генетические мутации. И пока ученые выясняют, насколько эти риски реальны, у потребителей должен быть выбор: есть или не есть продукты с ГМО.
Дмитрий Гуцало
Источник