Вряд ли в Украине сегодня встретишь много людей, которые были бы довольны уровнем отечественного здравоохранения. Скорее, наоборот, — вылечиться от болезней у нас становится с каждым годом труднее. Нередко это связано с недостатком финансирования, когда у государства нет денег, чтобы отправить специалистов за рубеж перенимать ведущий опыт проведения сложных операций, закупить недостающее оборудование, дать медикам зарплату, которой им хватило бы на современную специализированную литературу и т.д. К сожалению, все это выливается в то, что многие наши врачи теряют компетентность. А иногда у медиков просто нет желания практиковать новые лечебные подходы — часть их до сих пор уверена, что «советские» схемы самые правильные.
Увы, это уже давно не так — это видно хотя бы по уровням заболеваемости, которые у нас гораздо выше, чем за рубежом. А об уровнях излечиваемости вообще говорить не приходится — такой оценки никто даже не проводит. «Мы с вами до сих пор живем по советским правилам. У нас эффективность работы здравоохранения оценивается по суррогатным показателям: сколько времени в больнице были заняты койки, сколько больных принял врач и т.п., — говорит Вячеслав Передерий, первый замглавы парламентского комитета по вопросам здравоохранения, завкафедрой внутренней медицины НМУ, профессор. — Никто не отчитывается о том, вылечился ли каждый конкретный больной, улучшилось ли его качество жизни. Если бы каждый врач отчитывался, сколько больных он вылечил, тогда стало бы понятно, сколько медиков-дармоедов, которые не умеют лечить, кормит бюджет, т.е. мы с вами, сколько у нас убыточных больниц, и сделать из этого выводы». Пока что этого нет, и многие сталкиваются с тем, что врачи не вылечивают, а «залечивают» болезни, борясь со следствием и не выясняя настоящие причины недуга. Поэтому мы решили рассказать вам о настоящих причинах распространенных болезней, которые многие наши врачи привыкли лечить по старинке.
НЕ ЗНАЮТ, КАК ЛЕЧИТЬ ЯЗВУ
Еще в конце прошлого столетия австралийские ученые Маршалл и Уоррен доказали всему миру, что самой распространенной причиной гастритов, язв и рака желудка является инфекция хеликобактер пилори. В 2005 году они получили за это открытие Нобелевскую премию. И у нас уже около 20 лет этому учат в медицинских вузах. «Парадокс заключается в том, что до сих пор половина профессуры считает, что лечить язву антибиотиками, действующими на хеликобактер пилори, нельзя. — говорит Вячеслав Передерий. — А некоторые хирурги до сих пор делают то, что во всем цивилизованном мире считается уголовным преступлением, — удаляют пациенту, страдающему язвенной болезнью, часть желудка. Поэтому если вам попадается «врач», предлагающий вам решить вопрос с язвой «раз и навсегда» с помощью операции, знайте — это преступник. Он хочет сделать вас инвалидом. Найдите специалиста, который в курсе, как вывести из организма инфекцию хеликобактер пилори — и спустя две недели приема таблеток вы забудете о язве».
О ЦЕЛИАКИИ СЛЫШАЛИ ЕДИНИЦЫ
До сих пор многие наши врачи не знают, какое самое частое заболевание тонкого кишечника в мире и в Украине. А это целиакия. Ее основные проявления — вздутие, боли в животе. Она возникает у предрасположенных людей при употреблении продуктов, содержащих белок глютен, — продуктов из пшеницы, ржи, ячменя и овса. Прежде всего это хлеб и овсяная каша. Кто из врачей сейчас знает, как установить этот диагноз и какое лечение нужно такому больному?
«Только единицы говорят: пойди, сделай анализ на целиакию. А еще меньше знают, где он делается, — говорит профессор. — А этим заболеванием в Украине страдает минимум полмиллиона человек. Что же с ними случается? Тем, кому удается установить диагноз, благополучно выздоравливают, остальные либо страдают до конца жизни, либо умирают от осложнений целиакии — кишечного кровотечения и лимфомы — одной из форм рака крови. И редко кто из врачей не додумывается связать эти осложнения с тем, что больной просто не переносит хлеб. Тем не менее в Минздраве никто не спешит наладить выпуск диагностических реактивов (диагностика на зарубежных реактивах не каждому по карману) для нужд таких пациентов и специальных безглютеновых продуктов, что сделано во всех развитых странах».
Кроме пациентов с целиакией, еще есть целая армия людей, которые не переносят другие продукты — молоко, крупы, некоторые овощи и мн. др. По словам Вячеслава Передерия, их около 80%. Непереносимость проявляется у них дерматитом, мигренью, изжогой, стоматитом, анемией, диабетом первого типа, артритами и другими симптомами. По этому поводу они подолгу лечатся у дерматологов, терапевтов, стоматологов и других специалистов. Залечили, а через некоторое время болезнь появляется снова.
МАЛО КТО ЕСТ ДОСТАТОЧНО ЙОДА
Половина украинцев в большей или меньшей мере страдает от недостаточного поступления йода в организм. У взрослых йододефицит проявляется т.н. синдромом хронической усталости. Характерное проявление, когда вы читаете страницу текста и ловите себя на мысли, что уже 10 минут не можете «въехать» в него. Но самую большую опасность недостаток йода представляет для беременных. Если в питании беременной будет мало йода, то у ее ребенка есть шансы родиться если не кретином (это не оскорбление, а медицинский диагноз), то тугодумом. С этим же связано врожденные косоглазие, глухонемота и мужское бесплодие. Но много ли врачей обращают внимание будущих мам на это и говорят, как важно принимать йод во время беременности?
Может, вы думаете, что успешно компенсируете суточную потребность йода с помощью йодированной соли? Полностью — нет. «Я лично много раз проверял содержание йода в соли, которая называлась йодированной — капал на нее специальный реактив, который должен был менять цвет при контакте с йодом, — говорит профессор. — Цвет не менялся ни разу». Может, где-то этот йод и есть. Но ведь многие люди соль стараются вообще не есть. В этом случае выход почаще есть морепродукты и морскую рыбу — естественный пищевой источник дефицитного микроэлемента — или же принимать йодосодержащие таблетки.
На госуровне же проблему можно решить так же, как это делают европейцы и американцы. «На западе вопрос йододефицита успешно решили с помощью скрытой иодизации, — говорит Вячеслав Передерий. — Американцы и европейцы поливают овощи на грядке йодированной водой, добавляют этот микроэлемент в хлеб, мясные и молочные продукты».
ДЕФИЦИТ ДОБРЫХ СЛОВ
Еще Гиппократ говорил, что врач должен уметь лечить словом, растением и ножом. Если с последними двумя пунктами украинские эскулапы еще как-то справляются, то с первым у них в знаниях явно зияет провал. «Где-то через 5 лет после того, как начал работать, я понял, что примерно одной трети больных я не могу помочь, — говорит Вячеслав Григорьевич. — И не потому, что не знаю терапии, а потому, что не знаю психиатрии. Ведь этой трети больных нужны не таблетки, а психотерапия, поскольку у них не органические болезни, а т.н. функциональные, или психосоматические — те, причина которых в душе, психике. Уверен, такая же картина наблюдается и на приеме у современных докторов общих специальностей.
Возьмем, к примеру, одно из самых распространенных функциональных заболеваний — синдром раздраженной кишки. Это когда вы испытываете боли в животе и часто бегаете в туалет из-за послабления — часто из-за нервного перенапряжения (многим это знакомо по т.н. предэкзаменационной диарее). Мало кто из таких пациентов соглашается идти к психиатру, психотерапевту. А если бы врачи общей специализации знали основы психотерапии, то половине этих больных они бы помогли. Тем более что иногда для этого достаточно просто выслушать больного и сказать ему доброе слово».
Дмитрий Гуцало
Источник