Прав Эйнштейн — все в этом мире относительно. Вот, скажем, волосы. Ну почему именно там, где густая растительность совершенно ни к чему, они всегда в избытке? И наоборот, там, где им самое место, их как раз и не хватает!
Когда-то волосы считались символом не столько красоты, сколько силы и власти. Вспомнить хотя бы мифологического силача Самсона, мощь которого заключалась именно в прическе. Или индейцев, что в качестве трофеев собирали скальпы побежденных врагов. Видимо, не случайно слова «волосы» и «власть» близки даже фонетически. Недаром же знать в Древнем Египте прикрывала свои чисто выбритые головы высокими париками. Причем густота и эффектность шевелюры, пусть даже искусственной, напрямую зависела от статуса государственного мужа. А столетия спустя моду на парики возродил французский Король-Солнце, который слишком рано облысел (как говорят, по причине нехорошей болезни). Вид собственной лысины настолько удручал монарха, что Людовик не только сам использовал накладные волосы, но даже издал указ об обязательном ношении парика для своих подданных. Да что говорить о далеком прошлом, когда и в современной Германии лысые чиновники старше 30 лет получают от государства дотацию на приобретение парика.
Вся жизнь — борьба
По сей день многие люди воспринимают естественное убывание собственной шевелюры весьма болезненно, хоть и пытаются себя успокаивать поговорками про дурной волос и умную голову. Увы, ни о высоком интеллекте, ни о бьющей через край сексуальности наличие лысины, как правило, не говорит.
Примерно 95% людей, имеющих недостаточный объем волос, страдают обычным, или андрогенетическим, облысением. В поредении шевелюры у них «виновата» индивидуальная чувствительность волос к нормальному уровню мужских гормонов. Кстати, именно лекари Древней Греции заметили тот любопытный факт, что лысины появляются только у полноценных мужчин, в то время как кастраты, подвергнутые этой жестокой процедуре в детстве, до старости щеголяют роскошной прической. Но только в 1940 году ученый Джеймс Гамильтон научно обосновал взаимосвязь облысения и мужских половых гормонов. Он же доказал, что унаследовать ген, отвечающий за раннюю потерю волос, можно не только от ближайших родственников (как мужского, так и женского пола), но и от любого члена семьи, и к тому же из любого поколения.
В современной Германии лысые чиновники старше 30 лет получают от государства дотацию на приобретение парика.
Медики пытались лечить выпадение волос еще на заре цивилизации. С этим «недугом» боролись с помощью сушеных лягушачьих лапок, жира гиппопотама и прочей экзотики. Но как серьезная наука трихология (наука о волосах) появилась лишь несколько десятков лет назад. Несмотря на то, что сегодня с алопецией (так со времен Аристотеля врачи называют облысение) медики борются всеми возможными средствами, восстановление волос — это сложный и длительный процесс. Из наружных средств применяются очищающие препараты, содержащие серу, цинк, салициловую кислоту, климбазол, а также антибактериальные, гормональные компоненты, эмбриональные клетки животных. В числе косметологических методик — озонотерапия (инъекции озона в кожу головы), дарсонвализация (электростимуляция с помощью переменного тока высокой частоты), ультразвуковые процедуры, электрофорез, криомассаж жидким азотом. На разных стадиях облысения процедуры подбираются индивидуально. Кроме того, их нужно постоянно менять, чтобы не было привыкания. Лечение облысения — дело не только довольно дорогое, но еще и длительное, порой борьбу за прическу приходится вести всю жизнь.
Марш на место!
Самый кардинальный способ восстановления осыпавшейся прически — трансплантация собственных волос. Только в США выполняется до 150 тысяч таких операций в год. Наиболее известный пациент, гордость заокеанских трансплантологов — знаменитый Элтон Джон — является живой рекламой этого метода. Раньше ему приходилось скрывать лысину под экстравагантными головными уборами, а сегодня певец и композитор гордо демонстрирует публике свою густую челку.
Элтон Джон является живой рекламой трансплантации волос.
В основе метода лежит перераспределение волос с затылочной и височных областей в зоны облысения. Доказано, что волосы на темени и на затылке по-разному реагируют на гиперпродукцию андрогенов. Именно этим фактом объясняется обычный характер облысения (до боли знакомый с детства по портретам Ильича), когда волосы в центре головы отсутствуют, а по ободку и на висках сохраняются вполне сносно. Уцелеть в этих местах шевелюре удается только потому, что волосяные луковицы, расположенные в этих «благоприятных» зонах, нечувствительны к дигидротестостерону — гормону, отвечающему как за рост, так и за выпадение волос.
Волосы с затылка даже после пересадки в другие зоны не меняют своей генетической программы, то есть продолжают и на новом месте чувствовать себя как дома. Этот эффект получил название феномена донорской доминанты. Пересаженные волосы прекрасно приживаются и растут в течение всей жизни.
Метод аутотрансплантации не подходит только полностью лысым, поскольку для его осуществления необходимо, чтобы у пациента имелся достаточных размеров донорский резерв в затылочной зоне. Ведь общее количество волос на голове после трансплантации не меняется, визуальный эффект достигается лишь за счет их перераспределения.
В некоторых клиниках предлагают услуги по пересадке не живых, а синтетических волос из микрофибры. К сожалению, у волос из этого материала слишком много недостатков: они вызывают сильный зуд, приводят к образованию рубцов, гнойным и другим осложнениям и в конце концов выпадают, так как отторгаются организмом.
Снова с кудрями!
Операция проводится под местной анестезией и длится довольно долго (от 5 до 8 часов). Хирург специальным скальпелем вырезает с донорского участка узкую (шириной не более 10-12 мм) полоску кожи, содержащую фолликулы. На «пострадавшее» место сразу же накладывается шов. Впоследствии там останется лишь тонкий рубец, который будет скрыт волосами. Затем донорскую полоску кожи делят на участки, содержащие по четыре-пять фолликулов, а иногда и меньше. Эта стадия операции наиболее сложная и трудоемкая, длится она несколько часов. Ведь в течение операции приходится пересаживать примерно 1000 фолликулов!
В некоторых клиниках предлагают услуги по пересадке не живых, а синтетических волос из микрофибры. К сожалению, у этого материала слишком много недостатков.
«Прописанная» на новом месте растительность окончательно приживается уже через несколько часов. Реабилитационный период занимает примерно неделю-две. В это время на лице пациента может появиться отек, а на голове образуются сухие корки. Приблизительно через 6 недель пересаженные волосы начнут выпадать, но через 3–4 месяца на их месте вырастут новые, уже постоянные. Обычно пациенту достаточно одной операции, но иногда приходится сделать две или три, в зависимости от степени облысения.
Противопоказаниями для аутотрансплантации волос считаются непереносимость препаратов, применяемых при местной анестезии, сахарный диабет, нарушения свертывания крови и заболевания кожи в острой фазе.
Операция по пересадке волос недешевая. Ее стоимость составляет от 1,5 до 9 тысяч долларов и зависит от количества пересаживаемых графтов.
Возможно, через какое-то время благодаря массовому внедрению в медицину стволовых клеток метод трансплантации волос уйдет в небытие, а волосы, зубы и все остальные ткани нашего организма будут восстанавливаться как по волшебству. Ну а пока придется немного подождать, благо, способ победы над лысиной все-таки имеется.
Источник