Сочинские медики зарегистрировали редкий случай рождения ребенка с зеркальным расположением всех внутренних органов – транспозицией.
Девочка появилась на свет в городском перинатальном центре, передает ИТАР-ТАСС. Ее состояние врачи оценивают как стабильное, отмечая, что ребенок появился на свет сильно ослабленным.
По словам заместителя главного врача городской детской больницы Хамзата Исаева, куда на второй день после рождения перевели новорожденную, это первый подобный случай для Сочи.
Медики уверяют, что необходимости в пересадке органов пока нет, однако девочка будет находиться на постоянном контроле у врачей.
Неправильное расположение одного или нескольких органов встречается в одном из 10 тысяч рождений.
С одним из таких людей недавно пришлось столкнуться американским медикам. Как сообщает ГАЗЕТА, в больнице при Университете Висконсина (США) прошла редчайшая операция: пересадку сердца провели пациенту, у которого собственное сердце было справа. При этом пересаженный орган «устроился» слева – для соединения с ним медикам пришлось поменять расположение важнейших кровеносных сосудов.
53-летний Джек Эйгель обладал редкой особенностью строения организма – зеркальным расположением внутренних органов, известной медикам как situs invertus,. Его сердце билось в правой части грудной клетки, а печень, напротив, располагалась под левым ребром. Подобное строение тела обычно не причиняет человеку каких-либо неудобств, так что этот случай мог бы остаться без внимания.
Дополнительные проблемы
Однако с возрастом сердце Эйгеля, до того исправно работавшее на непривычном месте, начало давать сбои. Прогрессирующая болезнь стала угрожать жизни пациента и единственным шансом на спасение, по мнению медиков, являлась пересадка донорского сердца.
При планировании операции кардиохирургам пришлось решать целый ряд сложных проблем. Хирург Нило Эдвардс, оперировавший больного, сравнил проделанную врачами работу с установкой в праворульную машину руля с левой стороны. Поскольку сердце – несимметричный орган, а у донора оно располагалось слева, традиционные методики проведения операции в случае с сердцем Эйгеля не годились, а значит, для донорского органа пришлось изыскать место в левой части его грудной клетки.
«Это очень странное ощущение, когда вы приступаете к операции и видите все органы не там, где они привычно находятся, – рассказал Эдвардс. – Мало того что они с располагаются с противоположной стороны, так еще кажется, что перед вами изображение в зеркале».
Сосуды
Впрочем, непривычный вид внутренних органов врачам помешать не мог, а вот для присоединения к донорскому сердцу сосудов пришлось проявить изобретательность. О том, как именно удалось развернуть две крупные вены и две артерии, чтобы новое сердце исправно качало по ним кровь, хирурги в своем пресс-релизе не пишут. Но сам факт решения сложной задачи налицо: пациент жив и, как надеются врачи, скоро пойдет на поправку.
situs invertus
Аномалия, которая наблюдалась у Эйгеля, встречается в среднем у одного человека из 10 тыс. Причем, как пояснили медики, часто ее замечают только при проведении рентгеновского исследования, так как особенность не ведет к каким-либо проблемам со здоровьем. То обстоятельство, что у пациента из США сердце износилось раньше срока, по мнению врачей, не связано с расположением органа.
Впрочем, об особенностях своего организма лучше все-таки знать, чем не знать, – иначе возможны некоторые неприятные последствия, как, например, в случае воспаления аппендикса. Диагностика этого заболевания основана на том, что источник боли чаще располагается в правой нижней части живота, а вот у человека с situs invertus боль, скорее всего, будет слева. И если врач не знает о том, что на самом деле органы у пациента находятся не так, как у обычных больных, то постановка диагноза может затянуться.
Пересадки сердца – от экспериментов к рутине
История трансплантологии в целом и пересадок сердца в частности началась свыше 40 лет назад – и начало это было весьма драматичным. В 1964 году умирающему 68-летнему больному хирург Джеймс Харди пересадил сердце шимпанзе. Эта операция закончилась неудачей: спустя два часа (по другим данным, даже быстрее) новое сердце попросту не справилось с нагрузкой и остановилось насовсем.
Через три года Кристиан Барнард, врач из ЮАР, провел в Кейптауне операцию, которая вписало его в историю как первого кардиохирурга, пересадившего сердце. Пациент, правда, не смог вернуться к полноценной жизни: через 18 дней после пересадки он скончался по не связанным с сердцем причинам – из-за двухсторонней пневмонии.
Методику проведения подобных операций постепенно отрабатывали, и сейчас пересадка сердца стала если не рутиной, то по крайней мере отнюдь не уникальной операцией. В год новое сердце обретает около 2,5 тыс.человек, что продлевает им жизнь иногда на 10 лет и более. Случается и вовсе из ряда вон выходящее: недавно британские врачи рассказали о девочке, которой в возрасте около года пришлось подсадить второе сердце. Хана Кларк росла с двумя сердцами, причем с возрастом у нее начали развиваться осложнения из-за приема предотвращающих отторжение органа лекарств. Ее судьба могла бы сложиться совсем незавидно, если бы не вновь заработавшее собственное сердце: в возрасте 14 лет донорский орган удалили и уже два года девушка ведет вполне обычную жизнь.
Пересадки сердца реципиентам (так называют тех, кому пересаживают) с situs invertus также крайне редки: история медицины знает меньше десятка подобных случаев.
Источник