Уникальную операцию провели в городском Центре хирургии печени, желчных протоков и поджелудочной железы. После удаления опухоли-гиганта хирургическим путем место, где она находилась, проморозили азотом с помощью специальной аппаратуры, чтобы улучшить эффект операции. "Газета..." посетила в больнице прооперированную Марию Унынец неделю спустя, когда женщине стало лучше. А заодно узнали у хирургов, в чем заключается особенность метода криодеструкция.
Поначалу родные диагноз скрывали
Как оказалось, это была уже не первая операция, которую пришлось перенести киевлянке.
– Все началось еще в 1992 году, – рассказывает Мария. – Тогда на ноге нащупала небольшое уплотнение. Обратилась в больницу, а там сказали, что ничего страшного нет. Спустя семь лет, когда шишка под коленом начала болеть и расти, снова пошла к врачам. Говорят: чего ж вы так поздно пришли? Нужна операция.
Ее провели в Институте онкологии АМН Украины, а через два года снова появилась опухоль, но уже на руке. Еще через год – на пальце ноги. А в 2004 году удалили опухоль на шее. Но и этим не кончилось.
В прошлом году обнаружили уплотнение на печени. Марию врачи успокоили: на этот раз не бойтесь, просто печень увеличена. А в беседе с родными печально развели руками: снова рак, и поделать с этим, увы, ничего уже нельзя.
– Отец, старшая сестра и я узнали от врачей, что положение безнадежное, – рассказывает сын пациентки Евгений, – старались скрыть от мамы диагноз. Психика у нее и так была на грани. Скрывали до тех пор, пока это было возможно.
Зимой живот стал стремительно расти. А вскоре раздался так, что казалось, будто 50-летняя женщина вынашивала тройню. Сделанная позже компьютерная томограмма показала, что опухоль ущемила все внутренние органы и даже выдалась в забрюшинное пространство.
Лучик надежды в семье Унынец появился вместе с газетной статьей, из которой узнали, что в городе есть специализированный центр. В нем оперируют онкобольных как раз с опухолями печени и поджелудочной. А при этом еще и новый метод используют, который предупреждает метастазы. Обратились за помощью туда.
То, что нельзя вырезать – выморозили
– Вместе с правой долей печени, из которой выросла огромная опухоль, у больной пришлось удалить и часть пораженного кишечника, – рассказывает научный руководитель специализированного Центра хирург высшей категории Леонид Любенко. – А в тех местах, которые скальпелю недоступны, например, возле позвоночника, мы применили метод криохирургии. Выморозили и раневую поверхность среза, и части органов из "группы риска". Поэтому прогнозы у киевлянки достаточно хорошие.
По словам профессора, раньше тяжелые поражения органов брюшной полости действительно считались неоперабельными. Например, при онкозаболевании поджелудочной железы, когда метастазы угрожали желудку, двенадцатиперстной кишке и крупным сосудам печени. Чтобы убрать раковые клетки, нужно было удалять все эти органы вместе, что физически перенести пациенту нереально. Поэтому зачастую при такой опухоли человека разрезали и, убедившись, что болезнь зашла слишком далеко, просто зашивали.
– Благодаря криодеструкции стали возможны операции без удаления близлежащих органов, – отмечает Леонид Любенко. – За два года в клинике командой хирургов сделано более 200 успешных операций.
Профессура делится опытом
Аппарат "Крио-Пульс" украинской научно-производственной фирмы "Пульс", благодаря которому возможны такие операции, генерирует сверхнизкие температуры до минус 180оС и ниже. Это та температура, которая позволяет стопроцентно гарантировать, что клетки опухоли погибнут. При этом криодеструкцию считают щадящей для организма: она малотравматична и безболезненна.
Кстати, в нашей стране метод криодеструкции известен еще с 1986 года, когда его взяли на вооружение хирурги Института хирургии и трансплантологии им. А. Шалимова. В то же время, по словам хирурга Любенко, воздействием низких (так же, как и высоких) температур можно решить только отдельные задачи в онкологии. Подход к лечению всегда должен быть комплексным.
После операции, как правило, следует лучевая (радиочастотная) или химиотерапия. Их цель – уничтожить оставшиеся раковые клетки в организме. Пройти курс химиотерапии еще предстоит и Марии Унынец.
www.pk.kiev.ua