Самка пожирает голову еще спаривающегося самца, а затем переходит к остальному телу. "Если вы оставите пару наедине, а потом вернетесь, вы найдете лишь крылья самца и никаких других признаков, что он там был", – сказал Уильям Браун, эволюционный биолог Университета штата Нью-Йорк во Фредонии.
Сексуальный каннибализм занимает биологов еще со времен Дарвина. Он не ограничен богомолами и встречается у других беспозвоночных, включая пауков, комаров и, возможно, рогатых древесных улиток.
Биологи спорят о том, как такое поведение развилось в процессе эволюции этих видов. Некоторые полагают, что сексуальный каннибализм является всего лишь результатом ненасытного аппетита самок. Но эксперименты наводят также на мысль, что эту стратегию самки используют для отбора наилучших отцов для своего потомства.
Другие ученые обнаружили, что самцы, возможно, сыграли свою роль в эволюции каннибализма. Сдаваясь своим партнершам, самцы увеличивают их репродуктивный успех. Есть группа ученых, полагающих, что на самом деле самцы идут на многое, чтобы минимизировать риск быть съеденными.
Ученые продемонстрировали, что самцы могут увеличивать шансы на передачу своих генов, если участвуют в своей смерти.
Самцы австралийского красноспинного паука ухаживают за самками до восьми часов, перебирая нити их паутины. Когда самец начинает спариваться, он быстро прыгает кувырком на ее клыки. Он продолжает спариваться, в то время как она ест его. В некоторых случаях самец отползает на небольшое расстояние, вновь ухаживает за самкой, а затем спаривается во второй раз. Он бросается на ее клыки и к концу второго спаривания он мертв.
Как установила д-р Мейдиана Андраде из Университета Торонто, самцы, которых съедают, спариваются более чем в два раза больше, чем самцы, которых не съедают. Они также производят вдвое большее потомство с самкой, которая спаривается с другими самцами.
Каннибализм дает самцам дополнительное время, чтобы перекрыть приемник спермы у самки, предполагает исследование Андраде. Это не позволяет другим самцам оплодотворить самку, увеличивая таким образом вероятность того, что ее оплодотворит сперма первого самца.
Самцы красноспинного паука, у которых два половых органа, имеют также адаптации, позволяющие им жить, пока их поедают самки, достаточно долго, чтобы спариться дважды. У самок два приемника спермы, каждый из которых должны оплодотворить разные мужские половые органы. Если красноспинный самец умирает раньше, чем у него появляется возможность оплодотворить второй приемник, его репродуктивный успех уменьшается вдвое.
Ученые обнаружили и другие виды, у которых самцы поощряют поедание самих себя. Примечательная особенность стратегии видна у шаровых пауков. Самцы внезапно умирают во время спаривания. Смерть самца, возможно, является стратегией по предотвращению спаривания с самкой других самцов. Со смертью его половой орган застревает в приемнике самки. Даже если она питается останками его тела, орган остается, не давая ей принять другую сперму.
Некоторые ученые в настоящее время исследуют, какие эволюционные воздействия заставляют самцов содействовать собственной смерти. У некоторых видов самцы имеют мало возможностей спариваться, тогда как каждая самка может спариваться со многими самцами. Как сообщает InoPressa, для этих отчаявшихся самцов выгоды самопожертвования могут перевешивать потерю возможности спариваться в будущем. Андраде так описывает эту стратегию: "Если у тебя нет другой попытки, сделай то, что можешь сделать сейчас".
источник