С понедельника, 2 ноября, по поручению премьер-министра Юлии Тимошенко началась проверка аптек на наличие минимального пакета лекарств для профилактики и борьбы с гриппом и ОРВИ. Проводится работа и по фиксации цен на оптовом рынке. Неужели лишь теперь государство озаботилось сложившейся ситуацией? Ведь не секрет, что за последние месяцы медикаменты подорожали в среднем на 20–30%, а импортные — в два, а то и в три раза. В результате не менее половины украинцев (особенно это касается пожилых граждан) отказалось от лечения.
В сговоре обвинили15 фирм
Чтобы защитить граждан, еще в октябре прошлого года Юлия Тимошенко ввела 10% ограничительную надбавку на целый ряд жизненно важных лекарственных средств. Но Президент Виктор Ющенко ветировал это решение, и цены снова поползли вверх. Тогда в борьбу с дороговизной самого этичного в мире товара вмешался Антимонопольный комитет (АМКУ). С октября 2008-го проходят следственные мероприятия в отношении некоторых оптовых фармкомпаний. В прошлом году семи крупнейшим фирмам, таким как «БАДМ», «Биокон», «ВВС», «Альба-Украина», «Оптима-фарм», «Интерфарм» и «Вента», было предъявлено обвинение в картельном сговоре и необоснованном повышении стоимости медикаментов. Сегодня в списке — уже более 15 таких компаний.
«Популярный пакет» подешевеет?
В скачке цен аптекари обвиняют курс доллара и предупреждают, что вскоре стоимость лекарственных средств снова вырастет. Но глава Антимонопольного комитета Александр Мельниченко считает, что на самом деле оптовики заложили в цену препаратов свои предполагаемые риски, иными словами, страхуются за счет покупателей.
— При поддержке премьера мы инициировали серьезное и масштабное расследование, — сообщил «ВВ» руководитель пресс-службы АМКУ Богдан Якимюк. — Нами установлено, что более 15 фармацевтических компаний нарушают законодательство. Они же контролируют и 70% рынка препаратов. Согласно законодательству штрафные санкции для оптовиков — участников сговора необоснованного повышения цен составляют 10% от годового дохода.
При этом комитет не только пытается помочь удешевить жизненно важные медикаменты, но и наладить конструктивный диалог со всеми игроками рынка. В течение года была предпринята попытка создать юридически закрепленный перечень необходимых, популярных у населения лекарств, стоимость которых должна быть прозрачной и прогнозируемой. Мы обязаны помочь правительству установить такой порядок на фармацевтическом рынке, чтобы не страдали люди.
Сейчас расследование в отношении поставщиков находится на завершающем этапе, и уже в ближайшее время специалистам комитета придется заняться непосредственно реализаторами. В этот список попали 24 тысячи торговых объекта.
Компании затаились
Сегодня АМКУ владеет колоссальным объемом информации о фармацевтическом рынке: его структуре, игроках и даже торговой тактике дистрибьюторов. Но, как признаются в комитете, многие сведения пришлось собирать по крупицам, поскольку общенациональных, доступных данных, к сожалению, до сих пор нет. Специалисты говорят, что на сегодня более 70% медпрепаратов составляет импорт и только 30% представлены отечественными производителями. Это большой перекос, а саму ситуацию можно назвать критической.
По мнению Богдана Якимюка, во время расследования компании пытались поставить «броню». Фармацевты долго и упорно не хотели идти на контакт.
— Не могу сказать, что все оптовики нам мешали, но многие пытались затягивать процесс несвоевременным предоставлением отчетов, часто шли на разные уловки, — признается Богдан Николаевич.
Такая тактика — «поездка в один конец». Поэтому важно сделать рынок прозрачным, регулируемым. И бизнес обязан за это нести ответственность, считают в АМКУ.
Сейчас комитет планирует выступить с целым рядом предложений к Кабинету министров по совершенствованию работы всей фармотрасли, хотя это даже не их работа. Для этого есть Минздрав, Госинспекция по контролю качества лекарств, Фармацевтический комитет. Однако эти ведомства любыми способами стараются уйти от проблемы. Возникает вопрос: разве тот же Минздрав не заинтересован навести порядок и сделать препараты более доступными для населения? Или современная медицина стремится лишь к тому, чтобы граждане покупали как можно больше дорогостоящих лекарств? Ведь по данным экс-министра здравоохранения Николая Полищука, из 16 млрд грн., потраченных украинцами на медикаменты в 2008 году, более 9 млрд ушли впустую — на малоэффективные, бесполезные или же весьма опасные средства!
Мародеров призовут к ответу
Тем временем, стали известны случаи нелогичного удорожания препаратов во время нынешней эпидемии. И это станет предметом нового расследования АМКУ. Медикаменты должны продаваться по ценам не выше тех, что существовали до 23 октября. И если это требование будет проигнорировано, продавца и производителя могут лишить лицензии.
— Мы не допустим мародерства на тех неприятностях, которые есть сейчас в Украине. И те владельцы аптек, и те аптеки, которые будут мародерствовать, мгновенно лишатся лицензий без права возврата, — заявила премьер-министр Юлия Тимошенко.
Для стабилизации ценовой ситуации на рынке лекарств в период эпидемии гриппаА/Н1N1 правительство установило предельные оптово-отпускные и розничные цены медикаментов. Согласно постановлению, Минздрав может изменять стоимость по согласованию с Министерством экономики.
Галина ЛЕБЕДИНСКАЯ, Виктор ПОСТОЛЕНКО
Глас народа:
Либо кушать, либо лечиться:
Пока реализаторы социально значимого товара борются за каждый доллар прибыли, страдают простые люди.
— Я перенесла в сентябре этого года микроинсульт, — рассказывает «ВВ» 59-летняя киевлянка Людмила Рева. — Две недели находилась в стационаре, где все приходилось покупать за свой счет. Теперь на длительный курс лечения мне выписали лекарства, которые подорожали почти в три раза! У меня есть альтернатива: или лечиться, но при этом голодать, либо более-менее нормально питаться, но при этом забыть о здоровье. Я выбрала второе.
А вот что услышал корреспондент «ВВ» в детском отделении городского онкологического центра столицы от близкого родственника больной раком мозга 4-летней девочки Тимура Авесисяна:
— Хотя химиотерапия полностью бесплатна, существует сопутствующий ей курс лечения, который мы вынуждены оплачивать. Прошлой осенью он обходился в 700 гривен в месяц, а сейчас — в более чем 1500. Это очень дорого.