Я предпочитаю использовать термины "отдавать себе отчет" и "не отдавать себе отчета", вместо "сознательный" и "бессознательный" Хотя их значения фактически идентичны. Так как я считаю эти термины более точными и более отражающими положение дел. Из стилистических соображений, однако, я буду использовать их как взаимозаменяемые.
Не все выборы человек делает осознанно. Или, точнее говоря, в некоторых случаях я не позволяю себе знать, что делаю выбор, даже когда мной овладевает депрессия. Например, в раннем возрасте бессознательно я мог решить, что очень болезненно осознавать, когда другие люди считают меня глупым (или, правильнее, я думаю, что я глупый). Таким образом, я блокирую это чувство собственной глупости.
Одним из способов поведения, которые я практикую на психологической консультации, чтобы не столкнуться с этим чувством собственной глупости, является соревновательность. Я хитрю, для того чтобы заставить моих соперников выглядеть хуже меня. Я не позволяю себе знать, что я хитрю, потому что если я себе это позволю, мне, возможно, придется столкнуться с чувством собственной глупости. Хитрость становится действием, которое я выбираю, но о котором я не позволяю себе знать.
Далее, я могу испытывать чувство вины за свое плутовство, но не позволять себе знать об этом чувстве вины. Эта вина вынуждает меня мошенничать таким способом, чтобы быть пойманным и наказанным и таким образом искупить вину. Я очень злюсь на поймавших меня, хотя, не отдавая себе в этом отчета, я все так устроил, чтобы быть пойманным.
Одной из первых задач психотерапии или психоанализа является помочь тебе, участнику, увидеть те феномены, которых ты не видишь. Имея осознанное видение, ты способен принимать решения, в соответствии со своей волей. Воля связана с осознанным принятием решения. Если, как в нашем примере, я пойму, что чувствую себя виноватым, то я смогу принять осознанное решение, хитрить мне или нет.
Задача преобразования того, чему человек не отдает отчет в то, что он полностью осознает, аналогична психоаналитической задаче превращения бессознательного в сознательное.
Нет необходимости верить в правильность концепции выбора, для того чтобы изучать ее следствия. Если я принимаю, что утверждение "я выбираю все в моей жизни" верно, у меня появляется возможность исследовать, действительно ли оно верное, даже если осознание этого вызывает у меня стресс. Если я полагаю, что в жизни много случайного, я никогда, не узнаю, так ли это на самом деле. Если я позволю себе выяснить, насколько многое я выбираю, я выясню, насколько эта концепция мне полезна. Что я теряю?
Когда я, как психолог, пришел к принятию идеи выбора двенадцать лет назад, я спросил себя: "Почему я выбираю верить в эту концепцию выбора?» Когда мне было восемь лет, мое любимое стихотворение было "Invictus" Вильяма Эрнеста Хенли. Мне особенно нравилось хорошо известное высказывание: "Я хозяин своей судьбы, Я капитан своей души". По всей видимости, еще в то время мне хотелось чувствовать, что я выбираю все, или я рано интуитивно понял, что идея выбора важна, а может быть, и то и другое вместе.
Я также любил головоломки. Одним из моих героев был Шерлок Холмс. Я проводил часы за кроссвордами и логическими головоломками. Однажды я не спал всю ночь, 12 тысяч раз подбросив монетку, чтобы проверить кривую нормального распределения. Если я выбираю, что случайностей не существует, жизнь становится решаемой головоломкой. Если многое случайно, то нельзя ничего понять. Я предпочитаю головоломку.
http://www.popmedic.ru/