Елена Шубина
Инь-янский баланс
Китайская медицина рассматривает недостаток веса как постоянный дисбаланс энергии в теле. Иньская (женская, холодная) энергия отвечает за механизмы накопления. Это и есть энергия, на которой человек будет жить, работать и выполнять свою самую главную функцию, отличающую его как человека разумного от животного. Эта функция — творчество. В норме в часы иньского энергостояния организм запускает процессы набора массы тела — человек начинает испытывать голод и снижение активности. Янская (мужская, горячая) энергия связана с механизмами сброса и утилизации отходов. В янском состоянии организм избавляется от всего лишнего. А в высшем значении янское состояние — это перерождение накопленного опыта и знания в продукты творчества. В норме в часы преобладания янской энергетики человек есть не хочет — голод замещается жаждой творения, воплощения идей, физической активностью.
Нам всем знакомо это состояние: мы рвемся в бой, мы сильны и полны энергии, нас захватывают идеи, работа спорится, и мы не можем остановиться. В такие моменты голод отступает — мы сутками обходимся без пищи, совершенно не испытывая чувства голода и потребности в пополнении энергии. Если на пике такого состояния все-таки поесть, можно моментально свалиться в слабость, эмоциональную отрешенность и потерять творческий настой. Поэтому люди интуитивно отказываются от еды в периоды активной творческой и умственной деятельности, а организм живет на счет запасов. Когда активная фаза закончится, снова запускается механизм их восполнения. Так в теле поддерживается инь-янский баланс.
Война без цели и смысла
У людей с нарушенным балансом все происходит наоборот — это своего рода закручивание потоков энергии в обратную сторону. Один процесс замещается противоположным, и организм постоянно находится в состоянии борьбы с самим собой. Это война без цели и смысла. В янской фазе, когда необходимо активно работать, мыслить и творить за счет накопленного, наступает просто звериный голод. Организм же, настроенный на выведение во вне, пищу активно перерабатывает и скидывает, не оставляя ничего в запасе (поэтому худые едят много, но не имеют даже сантиметра жира). А поскольку энергия тратится на переработку пищи, блокируется творческий процесс. Если ценой невероятных усилий и собственного здоровья человек одновременно творит и сбрасывает, он довольно скоро начинает плохо себя чувствовать, ведь вместе с уходом массы тела наступает истощение нервной системы. О таких и говорят: сгорел на работе. Их удел — нервные и психические болезни, а их творчество при глубоком рассмотрении выглядит болезненным и даже пугающим.
В периоды иньской активности такие люди буквально впадают в глубокую спячку. Они не могут не то что есть, а вообще что-либо делать, чувствуют себя заторможенными и подавленными. Худые люди часто жалуются на полную потерю сил, приступы апатии и беспокойства. Им часто ставят диагноз депрессия, хотя на самом деле речь идет о разбалансировке энергосистемы. Такие люди просто съедают сами себя, а нормальный образ жизни с постоянно меняющимися периодами активности и отдыха для них невозможен. И самое печальное, что человек в этом не виноват — контролировать колебания энергобаланса не в его власти. Решить проблему помог бы режим и целенаправленное лечение, но дело в том, что худоба редко осознается как проблема.
Меняем местами
Для решения задачи недостаточного веса из-за энергетической разбалансировки врачи китайской медицины советуют следующее.
1. Поменять режим питания. Есть не когда испытываешь приступы голода, а наоборот — когда не хочешь есть. В приступы же голода, очень характерные именно для худых, обходиться стаканом воды. После этого острый приступ голода пройдет и через полчаса можно будет поесть. Вы как бы обманываете организм, который привык реагировать на чувство голода и поступление пищи усиленной переработкой и сбросом. Для всех людей голод связан со стрессом, а еда — с попыткой его заглушить. Но если у полного человека обменные процессы заторможены и организм пытается сделать максимум накоплений, то у худого, наоборот, обменные процессы ускорены, а организм стремится как можно быстрее переработать и сбросить питательные вещества. Разрушь цепочку «стресс — голод — пища — сброс», уйдет и болезненная худоба.
2. Есть, вводя себя в спокойное, умиротворенное состояние, близкое к медитативному. В состоянии медитации все процессы в теле, в том числе и обменные, замедляются. Поэтому йоги могут сутками не выходить из глубинного погружения, не испытывая потребности ни в пище, ни в отправлении. И при этом они не худеют.
3. Есть продукты, которые труднее и дольше перевариваются. Это животные белки и жиры. А вот налегать на мучное и сладкое даже стройным людям не стоит.
Манипуляция
Сейчас принято смотреть на проблему недостатка веса как на попытку человека спрятаться — возможно, от жизни и самого себя. Очень худой человек подобен песчинке в пустыне. Его слишком мало, и это его защита.
Вот только один пример. 39-летняя Анна при росте 157 см весит 42 кг. Она пришла ко мне на прием болезненно худой, двигалась замедленно, нередко отвечала невпопад, сквозь тонкую бледную кожу проступали трогательные синие жилки, взгляд был полностью лишен энергии. «Друзья зовут меня эльфом», — сказала она и впервые улыбнулась. Анна пришла ко мне на прием с желанием поправиться. Но казалось, она хочет этого скорее формально и на самом деле не готова измениться.
Анализ жизни Анны показал, что худоба ей весьма выгодна. Старший ребенок в семье, она болезненно реагировала на появление брата и сестры. После рождения брата Анна попала в больницу с редкой формой пищевого расстройства. Ее организм отторгал любую пищу — начиналась рвота. Правда, однажды дежурный врач застал ее ночью в больничном буфете. Девочка сидела на окне и уничтожала оставшийся с ужина хлеб. За Анной стали следить и выяснили — она ест нормально, а приступы рвоты демонстративны и имеют истерическую природу. При выписке врачи сказали: Анне нужен психолог, — но родители не прислушались. Когда в семье появился третий ребенок, она предприняла попытку самоубийства — попыталась отравиться газом, но ее быстро нашли и привели в чувство, тем более что девочка оставила открытым окно. «Вы не любите меня, раз вам понадобились другие дети!» — кричала Анна. Она тщательно следила, чтобы родители не дали брату и сестре больше, чем ей. Если на улице кто-то обращал внимание на малышей, с ней случалось истерика. Родители стали бояться целовать при Анне младших, ей всегда покупали и давали самое лучшее. Но все равно Анна была старшей сестрой и должна была хотя бы временами нести ответственность за младших. А она этого категорически не хотела. Услышав выражение «маленькая собачка до старости щенок», она поняла, что нашла способ отомстить брату и сестре. Фраза приобрела для нее какой-то магический смысл, и Анна перестала расти и набирать вес. Брат и сестра крепли и развивались, а она нет. И вот уже младшего брата ругали, что не постоял во дворе за старшую сестру: «Она такая маленькая, а ты здоровый бугай, ее бросил!» Анна была счастлива.
Давно уже нет родителей, напрочь расстроены отношения с братом и сестрой, но Анна все живет ориентирами прошлого. Я прошу ее назвать выгоды своей худобы, и она, не задумываясь, перечисляет: меня все жалеют, боятся обидеть, начальник никогда не посылает в командировки. Мне постоянно помогают донести даже очень легкие сумки. Мужчины становятся галантными и приободряются рядом со мной. Им нравится, что меня можно носить на руках.
— Что же вас не устраивает?
— Понимаете, в мои годы быть такой худой неудобно. Раньше меня стремились защитить, а теперь думают, что я больна, и избегают. Мне бы чуть поправиться, может быть тогда мне давали бы больше.
Анна не скрывает своего беззастенчивого желания только брать. С детства она усвоила главное: чтобы брать и не давать, надо соответствовать образу. Как проститутка, которая подбирает одежду и стиль поведения под предпочтения клиента, она торгует своими формами, чтобы жить беззаботнее, и готова сделать со своим телом все, что угодно, если это обеспечит ей комфорт. Ее тело — остро заточенный инструмент для манипуляций, а сама она полностью осознающий себя эгоист и потребитель. Таким людям трудно помочь. Даже психотерапию они используют только для собственной выгоды. Когда я обратила внимание Анны на некоторые неадекватные требования к людям, она обвинила меня в жестокости и ушла. Но со временем вернулась, осознав, что теряет больше, чем могла бы иметь, строя отношения с людьми и своим телом на взаимно уважительной основе.
Неподсудна
Вообще идея об использовании тела как объекта для манипуляций очень популярна. Муж уходит от жены к любовнице: «Она такая маленькая и хрупкая, без меня пропадет, а ты сильная — справишься». На нервной почве жена теряет за месяц 20 кг и оказывается в больнице с истощением. Муж возвращается. Проходят годы, а она так и не может вернуться не то что к прежним формам, а хотя бы к нижней границе нормы веса тела. Эта женщина живет со страхом — наберу вес, потеряю мужа. Работаю с ней, помогаю осознать страх, убираю следы полученной психотравмы из тела, поднимаю самооценку и возвращаю уважение к себе. В результате тело обретает маломальские окружности, глаза блестят, кожа обретает свежесть и здоровый вид. Женщина заводит любовника и сама уходит от мужа. Ей еще предстоит узнать, что и это не выход: пока она только компенсирует, мстит мужу за причиненную боль. Но пройдет время и она обретет себя, скорее всего оставит обоих мужчин и пойдет по пути свободы и любви к себе. Пока же она, как и многие другие, использовала тело для удовлетворения своих потребностей в любви. Ее нельзя осудить. У нее все впереди!
http://www.lublu.lv/