Когда мы говорим о розах, нам мысленно представляется букет цветов с ярко-розовыми лепестками. Известно, что розовый цвет воздействует на нашу нервную систему успокаивающе, вызывает сонливость и мышечную слабость. Он преобразует мир, делая его призрачным, зыбким. Недаром существует выражение “видеть небо сквозь розовые очки”. Однако эти ярко-розовые оттенки в виде угревой сыпи (розацеа) можно встретить и на лицах знакомых и близких нам людей. Стоит ли говорить о том, сколько страданий и неприятностей, а также материальных затрат приносят нам угри на лице, причина появления которых подчас нам неясна. Тогда что же известно о розацеа?
Розацеа (розовые угри) – хроническое заболевание кожи лица невыясненной этиологии, характеризующееся частым покраснением, эритемой, с эпизодами воспаления, появлением папул, пустул и редко узлов. Чаще всего заболеванием страдают женщины после 40 лет. Розацеа встречается у представителей всех рас, но преимущественно у светлокожих и очень редко у чернокожих.
Причины возникновения розацеа
В настоящее время существует много гипотез, объясняющих причины возникновения розацеа. В патогенезе заболевания ведущую роль играют сосудистые нарушения, патология желудочно-кишечного тракта, психосоматические и иммунные нарушения, а также ряд эндокринных факторов.
Одни исследователи считают, что розацеа является инфекционным заболеванием, хотя в проводимых бактериологических исследованиях роль бактерий не была доказана. Другие связывают возникновение розацеа с наличием клещей рода Demodex folliculorum, что подтверждается исследованиями по обнаружению специфичных антител к демодексу у некоторых больных. Третьи не исключают взаимосвязь между розацеа и вызывающим заболевания желудочно-кишечного тракта микроорганизмом Helycobacter pylori.
На основе морфологических и лабораторных исследований установлено, что в основе патогенеза заболевания лежит ангионевроз с преимущественным поражением сосудов лица как одно из проявлений вегетососудистой дистонии. Какие же симптомы присущи для розацеа?
Это кожно-сосудистое заболевание, сопровождаемое эритемой, телеангиэктезией, отеком лица, папулами, пустулами, окулярными очагами и ринофимой. Обычно заболевание представлено четырьмя стадиями, представленными в таблице: прерозацеа, сосудистая розацеа, воспалительное розацеа, позднее розацеа.
В начальной стадии розацеа имеется эритема, часто являющаяся реакцией на местные или системные антибиотики, интенсивность которой постепенно возрастает. У пациентов с сильной эритемой розацеа быстро прогрессирует. Вначале продолжительность эритемы колеблется от нескольких минут до нескольких часов, сопровождается ощущением жара и тепла и затем бесследно исчезает, но вскоре под влиянием провоцирующих факторов появляется вновь.
Второй этап розацеа – васкулярный (сосудистый). Раннее сосудистое розацеа состоит из простой эритемы, отражающей увеличение эритроцитов в слабо воспаленной поверхностной сосудистой сети. Реакции покраснения, независимо от того, вызваны ли они менопаузой, волнением, сосудорасширяющей терапией, алкоголем или непереносимостью пищевых продуктов, представляют собой увеличение кровотока в поверхностной дерме, что ведет к увеличению внеклеточной жидкости, которая собирается быстрее, чем ее может удалить лимфатическая система.
Если кожные лимфатические сосуды лица сильно повреждены, может возникнуть воспалительный отек, который может привести к другим признакам. Признаки розацеа типично обнаруживаются в тех зонах лица, которые расположены над относительно неактивной мускулатурой, где отек, вызванный покраснением, имеет тенденцию к устойчивости. Стойкая эритема объясняется тем, что в дальнейшем на месте гиперемии появляются умеренная инфильтрация, телеангиэктазии. Эритема становится более насыщенной, с синюшным оттенком, нередко переходит на окружающие нос, части щек, на лоб и подбородок.
Стадия воспалительной розацеа сопровождается возникновением на фоне диффузного утолщения пораженной кожи розово-красных папул, зачастую покрытых нежными чешуйками, и может продолжаться в течение многих дней или недель. В дальнейшем патологический процесс приводит к образованию воспалительных узлов, инфильтратов и опухолевидных разрастаний за счет прогрессирующей гиперплазии соединительной ткани и сальных желез и стойкому расширению сосудов (позднее розацеа). Эти изменения затрагивают в первую очередь нос и щеки, подбородок, лоб и ушные раковины, создавая выраженный обезображивающий вид. Эта стадия заболевания носит название ринофима, встречающаяся обычно у мужчин, и рассматривается как наиболее тяжелая форма розацеа, которая развивается не у всех больных. При этом форма носа становится асимметричной, на фоне застойно-синюшной эритемы располагаются многочисленные крупные телеангиэктазии. Функциональная активность сальных желез увеличивается. При надавливании из устьев фолликул выделяется пастообразный секрет. Аналогичные изменения встречаются и в местах иной локализации: утолщение кожи на подбородке – гнатофима, подушкообразное утолщение в области надпереносья и лба – метафима, разрастания на мочках ушей – отофима, а также утолщение век из-за гиперплазии сальных желез – блефарофима.
К розацеаподобным заболеваниям относят демодекоз; периоральный дерматит; семейный розацеаподобный дерматоз с внутриэпидермальной эпителиомой, кератотическими бляшками и рубцами и другие заболевания различной этиологии.
Признаки проявления
Персистирующая умеренная эритема и редкие телеангиэктазии Персистирующая эритема, многочисленные телеангиэктазии, папулы, пустулы Персистирующая глубокая эритема, обильные телеангиэктазии, воспалительные узлы и бляшки
Локализация, продолжительность действия С развитием заболевания эритема сохраняется от нескольких часов до нескольких дней (застойная эритема).
При этом добавляются телеангиэктазии, расположенные назо- лабиально и на щеках и косметически могут мешать больным В центральной части лица встречаются изолированные или сгруппированныеполусферические, гиперемированные папулыс мелко-пластинчатым шелушением, которые могут быть от 7 до 30 дней.
Могут быть папулопустулы, пустулы и легкий отек. Пустулы имеют нормальную бактериальную флору. Комедоны (угри) не развиваются. Впоследствии розацеа может захватить область лба на границе роста волос и боковые участки шеи. Кожа в этих зонах характеризуется усиленным кровообращением и утолщена В дальнейшем розацеа сопровождается воспалительными узлами, захватывающими большие участки, а также инфильтратамис диффузной тканевой гипер- плазией, т.е. образованием бугров (фим). Основная локализация: щеки, нос, подбородок, лоб и уши.
Кожа у пациентов утолщенная, отечная (“апельсиновая кожура”), имеются инфильтраты
Фармакотерапия розацеа
В настоящее время в арсенале дерматологов и косметологов имеется достаточно широкий ассортимент препаратов, применяемых для наружного лечения различных форм розацеа. Эффекты лекарственных препаратов обусловлены воздействием на тот или иной механизм развития угревой сыпи: подавление роста пропионбактерий, вызывающих данное заболевание (антибиотики, азелаиновая кислота, бензоилпероксид), уменьшение ороговения выстилки выводных протоков сальных желез (витамин А и его производные), стимуляция отторжения клеток верхних слоев кожи (азелаиновая кислота).
Местная терапия розацеа определяется стадией и формой заболевания. В период эритематозной стадии применяются примочки 1–2% раствора борной кислоты, 1–2% раствора резорцина, растительные примочки (настойки чая, ромашки, череды, шалфея, зверобоя, корня алтея). Холодные примочки оказывают сосудосуживающее действие, устраняют чувство жжения и жара. Антидемодекозным действием обладают препараты серы для местного применения, а также 10% суспензия бензилбензоата, мазь Вилькинсона, трихополовые мази и кремы. Отмечен положительный эффект использования примочек раствора клиона, в 100 мл которого содержится 500 мг метронидазола.
При лечении больных папулопустулезной розацеа применяют 20% крем с азелаиновой кислотой. Азелаиновая кислота уменьшает содержание свободных жирных кислот в липидах кожи и нормализует процессы кератинизации в протоках сальных желез.
Имеются сообщения об успешном применении третиноина в виде 0,025% крема и 0,2% изотретиноинового крема. Местное применение третиноина в виде 0,1% крема приводит к увеличению коллагена I в сосочковом слое дермы фотоповрежденной кожи пациента. Однако третиноин имеет и недостатки.
Во-первых, третиноин может вызвать сильную эритему у пациентов с розацеа. Реакция покраснения будет приобретать более интенсивную красноту, а воспалительный процесс возрастать. Подобным образом раздражение от третиноина может ухудшать воспалительную реакцию.
Во-вторых, третиноин может вызывать ангиогенез (избыточный рост сосудов) при распространении розацеа. В-третьих, вызванная третиноином эритема может замаскировать ухудшение ангиогенеза и телеангиэктазию.
Для лечения розацеа эффективно использовать эритромицин, кларитромицин, производные нитроимидазола. Ретиноиды применяют для лечения тяжелых форм розацеа.
Терапевтическая эффективность препаратов связана с влиянием на процессы дифференцировки и кератинизации клеток эпидермиса и сальных желез, обусловливающим выраженное себостатическое действие. Например, изотретиноин оказывает противовоспалительное и иммуномодулирующее действие за счет ингибирования медиаторов воспаления – лейкотриенов. Суточная доза изотретиноина составляет 0,2–1,0 мг на 1 кг массы тела. В особо тяжелых случаях рекомендуется назначение до 2 мг на 1 кг массы тела в сутки. При умеренных проявлениях розацеа применение лишь 2,5–5 мг в день (независимо от массы тела) приводит к клинической ремиссии. Длительность лечения изотретиноином составляет 4–6 мес. Улучшение обычно наступает через 1 мес после начала терапии и продолжается после отмены препарата.
Говоря о местной терапии, надо сказать, что длительное применение антибиотиков может привести к снижению местного иммунитета, развитию местного дисбактериоза, повышению фоточувствительности кожи, развитию сенсибилизации.
www.medsport.ru