Задам вам наводящий вопрос: как печень, не беспокоит? Будете удивляться, но я вовсе не про результат алкогольных излишеств или неправильного питания. К сожалению, печень не беспокоит подавляющее большинство тех, кто носит в ней смертельную угрозу - вирусы гепатита В или С. У нас таких не менее 7-8 млн человек, но точной цифры никто не знает именно потому, что до поры до времени они не беспокоят. А тихая вирусная эпидемия распространяется такими темпами, что весь мир стоит на ушах. Кроме нас.
Запомните эти буквы
Гепатит - это воспаление печени, одно общее название для огромного количества совершенно разных болезней. И даже вирусные гепатиты тоже все разные.
Вирусы А и Е вызывают острые гепатиты - болезни грязных рук, грязной воды и вообще нечистоплотности как таковой. Но заразился, переболел - и почти в 100% свободен. Возникает стойкий иммунитет и почти никогда никаких последствий.
А вот вирусы В и С (а также D и G) - хитрые тихие убийцы. Передаются от больного с кровью, а В - еще и половым путем. Протекают долго, тихо, почти незаметно, самочувствие как при банальной простуде - слабость, спать хочется, температура чуть повышается. Но если болезнь не лечить, вирус В у каждого четвертого, а вирус С - у каждого пятого вызывают либо цирроз, либо рак печени. Проблема в том, что обнаруживаются все эти "подарки" почти всегда слишком поздно, чтобы реально помочь.
Как узнать?
В большинстве случаев выявляют гепатиты В и С среди доноров, беременных женщин и больных, которые попадают в хирургические отделения больниц. Там анализ на эти вирусы выполняют обязательно. А сколько человек носит их среди остальных россиян, не знает никто. Но если вы озабочены своим здоровьем всерьез, можно сделать анализы по собственной инициативе в любой платной лаборатории или попросить направление у своего участкового терапевта.
Особенно стоит побеспокоиться тем, кому переливали кровь, кто переносил какие-либо операции, имел незащищенные контакты со случайными половыми партнерами или экспериментировал с инъекционными наркотиками.
Впрочем, вирусы могут обнаружиться и у вполне благонадежных и скромных граждан: до середины 90-х годов прошлого века их запросто можно было получить и в маникюрном кабинете, и в кресле стоматолога, и в тату-салоне, и даже в роддоме от собственной матери. Есть такая вероятность и сейчас. Гепатит В и С гораздо живучее и опаснее вируса СПИДа: в засушенном виде (например, в старом пятне крови на одежде, белье, инструментах или даже на деньгах) вирусы могут жить до 60 лет! Но мы их совершенно не боимся.
Это лечится!
Еще 15 лет назад медицина только руками разводила при диагнозе "хронический вирусный гепатит". Еще 10 лет назад большие надежды возлагали только на лекарства-иммуномодуляторы, которые лишь помогали организму выкручиваться самому. 5 лет назад появилось первое эффективное лекарство, подавляющее размножение самих вирусов.
А теперь в медицине произошел настоящий прорыв. Больше половины докладов на только что прошедшей в Барселоне ежегодной конференции Европейской ассоциации по изучению печени было посвящено успехам в борьбе с гепатитами.
Уже сегодня гепатит С успешно излечивается в половине случаев, хотя 10 лет назад такой результат достигался лишь у 5 больных из 100. А через 10 лет наука обещает излечивать и 90%.
Для лечения гепатита В создано уже 5 современных лекарств. Одно из них успешно преодолело проблему лекарственной устойчивости, которая возникала у больных после четырех лет лечения первыми препаратами. В ближайшие месяцы оно будет зарегистрировано и в России. Еще несколько мощных лекарств проходят последние стадии клинических испытаний. Наука не дремлет.
Забытые 7 миллионов
А вот российские здравоохранение и власть еще не осознали проблему гепатита. Если ВИЧ-инфицированных наконец услышали и они стали получать необходимое лечение бесплатно, то про инфицированных гепатитом В и С все помалкивают. Хотя курс их лечения не менее дорог и лечиться за свой счет большинство из них не может и не сможет никогда.
В перечне дорогостоящих видов лечения, который стали довольно часто склонять политики в связи с нехваткой льготных лекарств, гепатитов В и С вы не увидите. Спрашивается: чем больной гепатитом, не менее, а может, и более опасный для окружающих, чем ВИЧ-инифицированный, и имеющий не меньшее право на полноценную жизнь, хуже? Ничем он не хуже, он просто тише. Потому эпидемия и называется тихой.
Снова про прививки
Нет, скажет продвинутый читатель, вовсе ничего государство не забыло: вот и в Национальный календарь прививок для детей и в приоритетный проект "Здоровье" ввели вакцинацию от гепатита В новорожденных, детей и молодежи. И прекрасно - в тех странах, где то же самое сделали раньше, заболеваемость по этому виду гепатита уже пошла на спад, несколько снизилась и у нас, а к 2020 году (когда вырастут младенцы, привитые сейчас в роддомах) упадет заметно.
Замечательно, согласятся наши специалисты, мы тоже в это верим. За одним маленьким нюансом. Прививались у нас новорожденные и подростки из группы риска (13-14 лет), а в этом году начнут прививать молодежь от 18 до 35 лет. Но вакцинация сохраняет свою эффективность при одном условии - ее надо строго повторять каждые 5 лет. Говорят ли подросткам и их родителям, а также взрослым, что через 5 лет сила приобретенного иммунитета исчезнет, и надо будет прививаться вновь - только уже самостоятельно?
А то получится снова, как с дифтерией: в детстве прививали всех поголовно, а потом стали болеть взрослые, которым про ревакцинацию никто не говорил.
Соглашусь - ничего веселого в том, чтобы каждые 5 лет вспоминать про прививку, да еще трехкратную, и тащиться в поликлинику, нет. Но лучше это, чем удар по печени в самый неподходящий момент. Так сделаем прививку от гепатита В? И будем спать спокойно.
Наступление с юга
Европа трепещет. Каждый год в нее прибывает один миллион мигрантов, и большинство из них - из стран с высоким уровнем распространенности гепатитов В и С. Нетрудно догадаться, что это бедные страны со слаборазвитым здравоохранением и малопросвещенным населением - из Азии, Африки, Латинской Америки. К группам высокого риска относят в Европе и наших и украинских секс-работниц, украшающих собою публичные дома и тротуары Старого Света.
Основные потоки нашей собственной иммиграции тоже прибывают из стран высокого риска. Минздравсоцразвития РФ уже сообщало нам, что каждый 10-й мигрант инфицирован ВИЧ, гепатитами и другими заразными заболеваниями. А мы опять не боимся.
Татьяна Батенёва (Барселона-Москва)
Известия