Если вспоминать сказку о Золушке в компании‚ наверняка выяснится‚ что у каждого она своя. Из различных пересказов и переложений‚ фильмов и мультфильмов мы выносим тот образ‚ который нас чем‑то заинтересовал. Одноименная пьеса Евгения Шварца так и начинается: «Старинная сказка‚ которая родилась много-много веков назад и с тех пор все живет да живет‚ и каждый рассказывает ее на свой лад». Даже классических вариантов «Золушки» существует два: благопристойная сказка Шарля Перро и мрачная — братьев Гримм.
Какая он
Золушка красива, Золушка кротка, — вычищая дом и выполняя требования мачехи и сестер, она почти не заботится о себе. Зола наверняка пачкает ее платье и руки, но тепло важнее: скорее всего, девушка постоянно сидит у очага именно потому, что все время мерзнет. Ей не хватает тепла не только в прямом смысле, ведь после смерти матери Золушку некому любить, мачеха и сестры третируют ее, а тихий отец, которого она очень жалеет, боится свою жену и не делает ничего, чтобы его дочь чувствовала себя хоть немного лучше. Тем не менее окончательно мириться со своим положением Золушка не желает. Когда принц объявляет, что будет бал, и сестры начинают к нему готовиться, она тоже загорается идеей попасть туда и вовсе не сомневается в том, достойна ли пышного светского мероприятия.
А когда сестры советуются с ней по поводу выбора платьев и велят ей сделать им прически, она словно смотрит на себя со стороны, и ей уже не очень хочется возвращаться пусть в теплую, но при этом пачкающую золу.
Сценарий под названием «Золушка» начинается в жизни женщины именно в тот момент, когда она вдруг обнаруживает, что подруги ушли далеко вперед в формировании своей женской идентичности, оставив ее копошиться в золе повседневных дел. Это болезненное переживание, но оно дает возможность развернуться такому ходу событий, который в итоге приводит к свадьбе. Поэтому важно, почувствовав в себе несчастную Золушку, признать, что женская привлекательность оказалась для вас на последнем месте после работы, хозяйства и других занятий. Так, героиня в ответ на издевательский вопрос сестер, хотела бы она поехать на бал, отвечает: «Я боюсь, что меня туда не пустят».
Но только в начале сказки речь идет о внешности, а позднее героиню ожидает и душевный кризис. Подобным образом мы иногда решаем обновить гардероб, так как в целом испытываем недовольство своей жизнью. Думая о бале, Золушка, наверное, впервые после смерти матери начинает чувствовать себя бриллиантом, но в неподходящей оправе. Евгений Шварц в авторской версии сказки устами своей героини говорит это более отчетливо: «Натирая пол, я очень хорошо научилась танцевать. За шитьем я очень хорошо научилась думать. Терпя напрасные обиды, я научилась сочинять песенки. За прялкой я научилась петь. Выхаживая цыплят, я стала доброй и нежной. И ни один человек об этом не знает. Обидно, правда?» И только когда Золушка осознает, что достойна большего, появляется Фея-крестная, помогающая ей перейти в иной статус.
Найдите в себе Золушку
Живущая в нас Золушка может понадобиться в непростые моменты жизни. Причем они необязательно должны быть негативными — иногда с большой удачей тоже надо как‑то сладить, будь то повышение по службе или покупка квартиры. Золушка способна одинаково хорошо держать себя в руках и оставаться доброй и внимательной как в эпицентре проблем, так и среди богатых и знаменитых. А уж когда нас одолевают трудности и неудачи, без Золушки вообще не обойтись. Она нужна во время рабочих авралов, когда надо отключить эмоции и работать. В моменты лишений, когда нужно терпеть отсутствие развлечений и отдыха, а также когда мы решаем простить чьи‑то плохие поступки, но эмоциональных сил для этого не хватает.
• Фея-крестная — также одна из сторон образа самой Золушки. Когда мы в трудную минуту обращаемся к внутреннему образу доброго и любящего благодетеля, нам становится легче, так как сохраняется надежда на перемены к лучшему.
• Мачеха и сестры — безусловно, полезные образы. Они олицетворяют большую энергию, которую сама Золушка в сказке не знала, как использовать. Это уверенность в себе несмотря ни на что, напор и убедительность, яркость и привлекательность, а также способность принимать самые разные стороны своей личности, включая те, что кажутся негативными.
Что ею движет
Золушка скорее готова слушаться старших, чем прислушиваться к себе, скорее принимает подарки судьбы, чем чего-то добивается. Поэтому синдромом Золушки популярные американские психологи назвали вовсе не стремление выйти замуж за принца и обрести высокое социальное положение, а склонность к трудоголизму. Все это бесконечное натирание полов и чистка кастрюль — лишь способ прятать боль, гнев и обиду, которые она боится высказать даже себе самой. А злиться ей, вообще‑то, есть на что. Успех на балу — временная иллюзия богатства, ведь у нее нет ни настоящего кучера, ни кареты, ни слуг, а под ослепительным платьем спрятаны лохмотья замарашки. Да и любви отведен короткий срок, она закончится с двенадцатым ударом часов. И только тяжелая работа по дому реальна, весома и бесконечна.
Все, что она может забрать с собой из фантазии в реальность, — это хрустальные туфельки, неподвластные заклинанию, единственный настоящий подарок Феи-крестной. По одной из версий, туфли были не хрустальные, а просто красивые и отороченные мехом, а издатели Перро что‑то перепутали и вместо слова vair («мех для оторочки») написали verre («стекло»). У братьев Гримм героиня носит золотые туфельки — тоже эффектные и неудобные. Их твердость и устойчивость к колдовству символизируют, по‑видимому, необратимый внутренний выбор, сделанный Золушкой. Встретив принца, она обретает новое направление в жизни, новый статус — становится той, которую выбрали. Сохраненная туфелька здесь словно играет роль тайного, но надежного напоминания о том, что Золушка открыла в себе драгоценные свойства — хрупкость и красоту. Отныне она не может идти по той же дороге, по которой шла в стоптанных башмаках. А то, что другую туфельку нашел принц, указывает на новую перспективу: конец одиночества и вступление в отношения.
На Золушкину дорогу пытаются встать и сестры, когда силятся втиснуть свои ножищи в предлагаемую проверочную туфельку. Здесь звучит идея избранности, уникальности женщины для ее «принца». Так, Кэрри Брэдшоу в сериале «Секс в большом городе» однажды расстается с любимым мужчиной, потому что он не может выдавить из себя ключевые и почти священные слова: «Ты — та самая, единственная». И как святыней не могут обладать многие, так у принца может быть только одна жена, у королевства — только одна королева. Братья Гримм сурово обходятся с сестрами Золушки: чтобы туфелька пришлась впору, одна отрезает себе пятку, а другая палец. Жестокая, но яркая метафора: попытка занять чужое место всегда сопряжена с болью и самодеформацией, и, несмотря на все мучения, разоблачение неизбежно. В сказке верные Золушкины голуби обращают внимание слуги на то, что из туфельки течет кровь, и раненые плачущие сестры остаются не при делах.
Золушка в нашей жизни
История, подобная «Золушке», лежит в основе огромного количества киносценариев. В «Красотке» с Джулией Робертс «принц» Ричард Гир не сразу приглашает девушку на бал, а для начала покупает ее сексуальные услуги.
В отечественном кино — «Принцесса на бобах» с Еленой Сафоновой, в которой «принц» Сергей Жигунов видит высокородную дворянку, хоть она и подрабатывает уборщицей. Необязательно это героиня трудной судьбы: мужчина тоже может оказаться «золушком», например сирота Гарри Поттер, в котором постепенно все признают исключительный волшебный талант.
Золушкины мотивы встречаются и в реальных биографиях знаменитостей. Брэд Питт в юности рекламировал забегаловку, ходя по улице в костюме цыпленка, а Наталью Водянову «принц» из модельного агентства нашел на рынке, когда она на морозе торговала картошкой.
Возможно, такие истории иногда сочиняют специально, чтобы вызывать особое умиление у публики, — но именно в расчете на всеобщую привлекательность такого сюжета. В конце концов, за такого рода обман не отомстят никакие голуби, а иллюзия короткой славы по‑прежнему заставляет тысячи людей участвовать в различных телешоу, созданных по принципу «Минуты славы».
Как складываются ее отношения с людьми
Добросердечность и вежливость героини Шарль Перро подчеркивает неоднократно, но чаще всего эти ее качества проявляются в общении с сестрами. Передбалом она помогает им наряжаться, а на балу, неузнанная в роскошном платье, угощает экзотическими фруктами из подаренной принцем корзинки. Наконец, после свадьбы она берет их во дворец и выдает замуж за вельмож. Куда при этом деваются злая мачеха и забитый тихий отец, Перро не интересуется, но наверняка любящая дочь не обидела и их.
Как это часто бывает в сказках, противницы главной героини, сводные сестры, вобрали в себя тот негатив, которого не заметишь у Золушки: жадность, зависть, невнимание к близким, садизм в издевательствах над слабыми. Но и Золушку нельзя назвать совсем уж идиллической героиней, тень мстительности пробегает и по ее безупречному образу: будучи неузнанной на балу, она угощает сестер не без некоторого злорадства, а дома лукаво расспрашивает их о прекрасной незнакомке. Можно представить, какие фантазии о возмездии разыгрываются в ее душе, когда она молча наблюдает за их попытками надеть неподходящую туфельку, зная о своем тайном триумфе. В трактовке братьев Гримм Золушка и вовсе спокойно позволяет сестрам отрезать пальцы и пятки, в то время как она могла бы избавить их от пытки, просто достав вторую туфельку из кармана. Она также не останавливает своих верных голубей, когда те в отместку за все причиненное зло выклевывают сестрам глаза. Так что Золушка при всей депрессивной подавленности эмоций находит косвенные способы излить всю боль, обиду и гнев, что накопились у нее за годы беспросветного батрачества в родном доме. Как пишет Шварц: «Очень вредно не ехать на бал, когда ты этого заслуживаешь!»
Золушка и ее мужчины
Золушка — жертва с опытом, а от принца, пожалуй, что‑то стерпеть придется. Он наверняка изнежен — даже не смог догнать ее, когда она убегала. Искать свою избранницу он поехал не сам, а послал слуг, ожидая искомого во дворце. К тому же принц будет ждать от Золушки постоянного соответствия исходному идеальному образу. Если с возрастом ее красота поблекнет или во время беременности, как это иногда случается, увеличится размер ноги, то его отношение к ней может измениться.
• Чудище мохнатое. Золушка будет причесывать свалявшуюся шерсть Чудища, кормить его, чистить дворец. Она вырастит целую клумбу аленьких цветочков и ни разу ни на что не пожалуется, особенно если Чудище будет к ней ласково. Если Фея-крестная заглянет в гости и превратит Чудище в добра молодца, она обрадуется. Но если Фея-крестная не придет, то неизвестно, изменится ли ситуация вообще.
Король Дроздобород. Идеальная пара… Но не исключено, что подозрительный и хитрый Дроздобород начнет устраивать ей разные испытания и проверки или просто по инерции поучать ее. Золушка все выдержит, ей ведь не привыкать. Вопрос в том, сможет ли она поставить мужа на место и показать ему, что самоутверждаться за счет собственной жены не стоит.
• Илья Муромец. С Золушкой будущий богатырь был бы накормлен и обихожен все время своего сидения на печи. Вполне возможно, что из‑за этого калики перехожие не смогли бы своей провокационной просьбой (подать им воды) достаточно разозлить его, чтобы поставить на ноги.
Пачкуля Пестренький. Золушка и этот персонаж сказки Николая Носова стали бы замкнутой системой, в которой все конфликты и примирения крутились бы вокруг разных представлений о гигиене. Если только Золушке не надоело бы вечно собирать разбросанные по дому носки и не захотелось бы какой‑то новой жизни.
Инф.kiz.ru