• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Показы мод
  • Выставки
  • Тренинги и семинары
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 17 октября 2006 года

  • Негордая Герда
    Опубликовано: 2012-03-19 20:28:59

    У всех нас были в детстве любимые сказочные героини‚ на которых нам хотелось быть похожими. Неизвестно‚ кто взмахнул тогда волшебной палочкой‚ но желание это сбылось: в своей взрослой жизни мы часто повторяем сказочные сценарии. Наша новая психологическая подрубрика — о том‚ как мы можем узнавать себя в сказочных женских образах и обнаруживать‚ что в каком‑то смысле мы живем как в сказке. В этот раз речь пойдет о Герде‚ героине «Снежной королевы» Ганса Христиана Андерсена.


    Какая она

     

    Сколько раз Ганс Христиан Андерсен употреб­ляет в своей сказке слово «милая» по отношению к Герде, даже подсчитать трудно. Если добавить еще одну характеристику: «веселый, ласковый глазок», то представить себе Герду нетрудно. Ее обаяние действует на всех, кто встречается ей на пути. Старушка-волшебница хочет оставить девочку себе, чтобы та вечно играла среди цветов. Принц с принцессой и пара воронов рыдают при расставании, хотя общались с Гердой очень недолго. Умоляющие глаза, полные слез, трогают сердца двух немолодых дам — лапландки и финки, которые тоже помогают Герде.

     

    О родителях Герды в сказке не говорится почти ничего — известно лишь, что они не запрещали детям выращивать розы на крыше. Ее старая бабушка рассказывает детям сказки, оберегая их от прозы бытия. Когда Кай уверяет, что победит Снежную королеву, посадив ее на теплую печку, бабушка гладит его по голове и заводит разговор о другом. В конце сказки Герда поведет себя точно так же, ускользая от опасной темы, которую поднимет Маленькая разбойница, усомнившаяся в достоинствах Кая. Это не страх, и в трусливости упрекнуть Герду нельзя. Это своего рода женская мудрость, не позволяющая говорить мужчине что‑то, что может его унизить, покоробить, но вместе с тем не позволяющая и врать ему о том, что он идеальный и у него все получится, даже играючи справиться со Снежной королевой.

     

    Что ею движет

     

    В «Снежной королеве» есть один эпизод, который сильно удивляет тех, кто с Гердой себя не ассоциирует. Познакомившись в своих странствиях со старым Вороном, Герда узнает, что Кай женился на принцессе и теперь живет с ней во дворце. Негативной реакции никакой, наоборот: «А как обрадуется он теперь, когда увидит ее, услышит, на какой длинный путь решилась она ради него, узнает, как горевали о нем все домашние!» Кай возведен Гердой на пьедестал — она не грустит из‑за того, что у него есть другая женщина, она не высказывает претензий из‑за того, что он никак не дал о себе знать горевавшим домашним. Именно такое жертвенное женское поведение многие считают истинной любовью, все прощающей и ничего не требующей взамен. Что‑то подобное звучит в песне Новеллы Матвеевой «Девушка из харчевни»: «И если ты уходил к другой или просто был неизвестно где, мне было довольно того, что твой плащ висел на гвозде».

     

    Герда любит Кая именно так, причем безрассудства в этой любви нет. Когда юноша и девушка возвращаются домой из чертогов Снежной королевы, они встречают в лесу Маленькую разбойницу, которая, внимательно посмотрев на Кая, интересуется: «Хотелось бы мне знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света?» — и Герда тут же треплет ее по щеке и сворачивает разговор. Вполне возможно, что она знает, что сам по себе Кай многого и не стоит, но дорого стоит ее любовь, которой Герда живет и которую ни на что не променяет. Кай царит в ее сердце, как розы в их общем цветнике; и как Герда не желает признавать прекрасными еще какие‑то цветы, кроме роз, так и другой человек не может занять в ее душе место Кая. Кстати, не всегда это так уж однозначно хорошо: сама Герда ушла искать Кая, ничего не сообщив даже своей любимой старой бабушке, рассказывавшей мальчику и девочке о белых пчелках-снежинках, и не подумав, что домашние будут горевать и о ней.

     

    Андерсен особенно подчеркивает жертвенность Герды тем, что во время своего похода за Каем девушка несколько раз остается без обуви. Сначала она отдает реке свои новенькие красные башмачки, чтобы та указала ей путь, и девочке приходится идти босиком по осенней мокрой дороге. Потом по указанию приютившей Герду добродушной финки олень мчит ее к чертогам Снежной королевы, и девушка забывает надеть рукавицы и меховые сапожки — теперь ей придется идти босой уже по снегу. И строчка из русской народной песни в исполнении Лидии Руслановой «По морозу босиком к милому ходила» вспоминается здесь неслучайно. Босые ноги, соприкасающиеся с землей, во многих культурах были символом смирения и готовности служить кому- или чему‑либо. Босиком ходили, например, монахи-кармелиты, принявшие добровольный обет нищенства. А культуролог Поль Дьель считает ступню символом силы души, опорой для тела, не позволяющей человеку пасть как в прямом, так и в переносном смысле.

     

    Как складываются ее отношения с людьми

     

    «Дети сердцем и душою» — так называет Андерсен Кая и Герду в последних строчках своей сказки. Конечно, в первую очередь он имеет в виду чистоту и невинность, но в образ дитяти входят и такие качества, как безответственность, себялюбие, стремление к тому, чтобы желания исполнялись немедленно. Все это просыпается в Кае, когда ему в глаз попадает осколок волшебного кривого зеркала: его позитивные качества уходят в тень, и, наоборот, из тени выходят их противоположности. Но Герда любит его и хорошим,  и плохим — все‑таки этому персонажу чрезвычай­но повезло. Саму Герду Андерсен негативными качествами обделил, она идеально ведет себя в любой обстановке, но вместе с тем придумал ей антипода. В Маленькой разбойнице есть все, чего в Герде нет: она критически настроенная, агрессивная, эгоистичная, властная и считает, что стала бы бегать на край света лишь за кем‑то действительно достойным. В Маленькой разбойнице много мужских черт — может быть, поэтому Герде удается завоевать ее расположение своей красотой и слабостью.

     

    Со Снежной королевой Андерсен Герду предусмотрительно не сталкивает. Позже режиссеры мультфильмов не смогут упустить такой прекрасной возможности показать торжество любви над самовлюбленностью, но в изначальном варианте сказки встреча двух женщин вряд ли закончилась бы столь безоговорочной победой Герды. Снежная королева и ее поцелуи могут быть символом зависимости, превращающей сердце в лед и меняющей взгляд на мир. Миллионы самоотверженных жен подтвердят, что самые горячие женские слезы не помогают, если муж зачарован алкоголем, азартными играми или иным предметом аддикции. В этой сцене гораздо важнее слезы Кая, освобождающегося от своего ледяного сна. Но неизвестно, оценит ли он когда‑нибудь то, что для него сделала влюбленная отважная девочка. Впрочем, ей это не нужно. Как пела та же Новелла Матвеева: «А что я с этого буду иметь — того тебе не понять».

     

    Найдите в себе Герду

    • Герда — это, образно говоря, такое качество, живущее в каждой из нас, которое отвечает за самоотверженную любовь. Оно включается, когда надо кого‑то спасать, выручать, заботиться. Это наша способность любить человека безусловно, без поправок на его недостатки или темное прошлое.
    • Типичные Герды находят себя в благотворительности и медицине — там они могут осуществлять свое желание помогать. Но много Герд и среди жен алкоголиков и наркоманов, эти женщины тратят свою жизнь на бесперспективное спасение того, кто только сам мог бы спасти себя.
    • Именно свойства Герды побуждают нас хранить традиции, помогают оберегать их: все близкие должны быть дома, а в саду непременно должны расти розы. Герда не подавляет тех, кто нарушает правила, но мягко возвращает их на прежнее место. Поэтому такие женщины часто бывают хорошими матерями. Иногда, очень редко, они позволяют себе относиться по‑матерински и к своим мужчинам — и тогда те бунтуют, пытаясь вырваться из семейного уюта, но обычно возвращаются обратно. И Герда им все прощает.

    Герда в нашей жизни

    Когда‑то Герда смотрела на нас глазами пионеров-героев, для которых главным в жизни была любовь к Родине, и героини-комсомолки Зои Космодемьянской — она воплощала желание отдать здоровье и саму жизнь за свою единственную любовь. Советский период вообще был идеальным временем для Герд: вой­на, комсомольские стройки, битва за урожай, строй­отряды — там такие девушки чувствовали себя как рыбы в воде.

    Образ Герды наших дней:

    Бесс Макнейл, которую в фильме Ларса фон Триера «Рассекая волны» сыграла Эмили Уотсон. Ради спасения своего мужа Бесс принимает осуждение близких и церкви.
    Героиня Чулпан Хаматовой в спектакле «Голая пионерка» по книге Михаила Кононова. Она отдает себя в утешение солдатам, которых ждет скорая гибель на поле боя.
    Юная врач Варя Черноус из сериала «Интерны». Строгая, честная, влюбленная, она не терпит лжи и лени и всегда готова спасти любимого от неприятностей.
    Героиня клипа группы «Ю-Питер» на песню «Девушка по городу шагает босиком». Счастливая и романтичная, она весело добирается до своего любимого, погруженного в мрачную тоску.

    Герда и ее мужчины

    В рамках сказочного сюжета представить себе дальнейшую жизнь Герды и Кая не так сложно. Идеальный вариант — добрая, работящая семья с кучей веселых ребятишек — остался в прош­лом. Такой могла бы быть их жизнь, если бы не было зеркального осколка, Снежной королевы и странствий Герды. УКая навеки останется тоска — и по неразгаданной им женщине (Снежной королеве), и по таланту всюду подмечать недостатки, который он потерял вместе с вымытым слезами осколком. Герда же будет самоотверженно поддерживать его, утешать и прикладывать к губам палец, чтобы дети не шумели: «Тише! Папа занимается!» Если, конечно, дети у нее вообще будут после длительного хождения босиком по холодной земле. В любом случае главным в доме всегда будет Кай и только Кай.
    А с кем бы она могла ужиться в других сказках?
    • Стойкий оловянный солдатик. Честная небогатая семья, дисциплинированный труд на благо общества, верные друзья, полное взаимопонимание. Иногда обоим немного грустно оттого, что их жизнь несколько однообразна — но лишь иногда.
    • Оле-Лукойе. Встречать после работы, штопать прорехи на зонтике, восхищаться и понимать — такая жена и нужна волшебнику. При наличии свободного времени он может научить волшебству и Герду, если не побоится, что когда‑нибудь она его перерастет.
    • Иванушка-дурачок. Герда вполне способна отправиться с Иванушкой в путешествие за чудом или за тем, не знаю чем, чтобы выручать любимого из беды, если он в нее попадет. Если же не попадет, она останется инфантильной девочкой-припевочкой, любующейся и мужем, и снежинками, и цветами.
    • Емеля. Лежащего на печи мужа Герда может посчитать попавшим в беду, но выручать его будет не она, а друзья и родственники, не выносящие вида умоляющих глаз и слез. В такой обстановке Емеля может просто не добраться до полыньи сщукой.

     

    Инф.kiz.ru



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с Pannochka.net активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net" обязательна.


    E-mail:
    info@pannochka.net
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на pannochka.net обязательна.