Помимо неприятных ассоциаций — все-таки инородное тело в глазу — поговорка вызывает еще и смех. Ну как можно не заметить бревна! Но апостол Павел со знанием дела говорил‚ причем задолго до Фрейда‚ что мы не видим того‚ чего видеть не хотим‚ каких бы размеров нежеланный объект ни был и как бы он ни мешал.
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» — тщетно взывал к Мартышке наивный Медведь, герой басни Крылова
Та с упоением перечисляла негативные качества своих товарок, не замечая того, что и сама из обезьяньего рода. Рассматривать различные соринки, соломинки и сучки в глазу ближнего многим людям очень приятно и интересно, а в этом интересе есть полезный биологический смысл. Сплетницы, увлеченно обсуждающие недостатки соседа или коллеги, проявляют животную бдительность: в стае чужак, от которого еще неизвестно, чего ожидать, поэтому стоит заранее готовиться к плохому, чтобы выжить. Такое чуть ли не звериное недоверие к миру может быть и индивидуальной чертой характера, и традицией. Например, советские мамы в массовом порядке отдавали детей в ясли, лишая необходимого душевного тепла, и младенцы невольно запоминали, что ничего особенно хорошего от окружающих ждать не приходится.
Подмечать недостатки окружающих полезно, если человек настроен придирчиво выбирать ближний круг.
Тут поговорка насчет соринки и бревна подкрепляет другое выражение: «Лучше перебдеть, чем недобдеть». Конечно, своих бревен бдительные критики как бы не видят, потому что самих себя (и своих близких) они рассматривают как эталон нормы, с которым сравнивают всех остальных, и поэтому в собственных глазах выглядят непогрешимыми. Да и не до самокритики им, потому что вся энергия, все внимание и интерес концентрируются на оцениваемом объекте. Словно возводя линию обороны против возможных встречных нападок, критики будут вести упредительный огонь — выискивать все новые и новые проступки у жертвы. И смельчак, решившийся сказать им: «На себя посмотри», сто раз пожалеет об этом. Потому что где-то в глубине души каждый знает все свои бревна.
Я не могу спокойно видеть одну известную актрису, — делится Тина.
Вроде бы и нет в ней ничего плохого, она талантлива и симпатична, но, когда по телевизору показывают передачи или фильмы с ней, я испытываю сильное раздражение». Нам всем встречаются люди, которые выводят нас из себя. В такие моменты очень важно, дав себе отозлиться и отдышаться, подойти к ситуации с холодной головой и спокойно ответить себе на вопрос: «Что именно раздражает меня в этом человеке?» Выписанные на листок качества и будут вашим зеркалом или, если хотите, тем самым бревном, которое вы отказываетесь замечать в себе. Люди сильно злятся не на все нелюбимые ими качества подряд — от скупости до болтливости, — иначе давно бы лопнули от ярости. Нет, мы в этом вопросе довольно избирательны и злимся на других только за то, что в нас самих скрыто от нашего же сознания и требует знакомства и признания. Зачастую мы даже знаем об этих своих качествах, но считаем их безобидными черточками, не бревнами, а так, легкими соломинками, которыми даже можно похвастать: «Да, я такая!» Но когда мы встречаем другого человека с подобной «соломиной», нас так и тянет к нему — покритиковать, повозмущаться. Словно наши бревна узнали друг друга, как рыбак рыбака — издалека. Иногда такие враждебные отношения оказываются для нас… спасительной соломинкой: только через этот странный канал связи, через другого человека мы можем соединиться с собственной нелюбимой чертой характера, без которой нам буквально не жить.
А бывает и так, что собственные неприемлемые черты, своеобразные бревна, мы щедрой рукой раздаем всем подряд.
Наш взгляд словно проходит через фильтр, который позволяет видеть только определенные намерения в окружающих. Так, не желая переживать собственную злость, мы можем думать, что все вокруг уж очень агрессивны, завистливы и плетут заговор против нас. Стыдясь собственной жадности, мы будем упрекать других в том, что они совершенно не думают о наших потребностях, не хотят дарить подарки и одалживать деньги. А если мы относимся к себе чересчур строго и неосознанно считаем себя гадким утенком, то окружающие будут нам казаться прекрасными белыми лебедями — идеальными существами без недостатков, вызывающими восхищение и поклонение. Так мы подчас невольно поручаем другим людям воплощать для нас наши же собственные качества — как плохие, так и хорошие. Этот психологический механизм называется проекцией. Если проекции заходят далеко, мы не просто видим в человеке не присущие ему черты, а еще и делаем так, чтобы он действительно начал вести себя в соответствии с нашим видением. Например, враждебный и необщительный новичок сперва своим недружелюбным поведением отбивает у коллег охоту общаться с ним, а потом, когда они действительно начинают его сторониться, говорит: «Я так и думал: здесь нет ни одного нормального человека, одни злыдни!» Такой механизм в обыденной речи называют «За что боролись, на то и напоролись», а в психоанализе — проективной идентификацией. Известный американский психолог Нэнси Мак-Вильямс описывает его так: «Человек… предполагает наличие в другом человеке тех элементов психической жизни, которые на самом деле находятся в нем самом, и он так же старается получить подтверждение того, что его фантазии соответствуют действительности. Данная цель достигается за счет бессознательного поведения, провоцирующего обратную реакцию в соответствии с ожиданиями человека».
В библейские времена, из которых дошла до нас поговорка о бревне и соринке, еще не было известно расхожее выражение «Глаза — зеркало души». Но, как и зрение, душа и сердце также нуждаются в периодическом осмотре и проверке на предмет неуместного сора — будь то бревно в глазу или камень на сердце. Узнавая и анализируя свой внутренний мир, мы получаем шанс использовать этот стройматериал по более подходящему назначению.
Инф.kiz.ru