Сказочная принцесса почувствовала горошину через множество перин в силу своей исключительной аристократической изнеженности. Мы‚ совсем не будучи неженками‚ тоже часто можем ощутить едва заметные признаки злости в нежном взгляде и леденящий холодок в ласковой речи. А‚ заночевав в гостях‚ вертимся всю ночь на заботливо приготовленной и с виду мягкой постели — да что ж такое? Но это не мы вертимся‚ это нами вертят.
Однажды молодая девушка жаловалась американскому психологу Эверетту Шострому, автору знаменитой книги «Человек-манипулятор»,что мужчины не дают ей прохода. На ней было короткое платье с глубоким вырезом, в глазах горел огонек, во время рассказа она теребила прядь волос — любой другой мужчина расценил бы ее поведение как флирт. Но только обнадеженный кавалер предлагал познакомиться поближе, как барышня возмущенно обрывала его, наслаждаясь недоуменным видом несостоявшегося поклонника и собственной ролью примерной девочки. Мужской вариант примерной девочки Шостром назвал «славный парень» и не раз говорил, что им сложнее всего противостоять. Такой человек ничего не требует и демонстрирует признаки заботы, любви и сердечности. Он просто убивает своей добротой. И с ним очень трудно справиться — ведь вы же не будете нападать на такого милягу! Именно на медовых речах строят свою стратегию пикаперы, желающие побыстрее затащить девушку в постель (от англ. pick up — подцепить, познакомиться, снять). А также продавцы, с горящими глазами уверяющие вас, что именно в этой, самой дорогой шубе вы выглядите совершенно как царица. Результат можно предсказать заранее: льстивый юноша больше никогда не позвонит, а шуба, делающая вас похожей на табуретку, будет печально висеть в шкафу, напоминая о бездарно потраченных сбережениях.
•Книга Дэна Гринберга «Как стать еврейской матерью» вызвала невероятный восторг и у читателей, и у критиков, и у тех, кто видел поставленную по книге пьесу: многие узнали в ее персонажах себя и своих родителей. Звучат мягкие слова: «не переживай за меня», «мне действительно хорошо в одиночестве», «хорошо, что это произошло со мной, а не с тобой», но слышащий их человек чувствует, что попал в жесткие тиски, потому что в этот момент на лице манипулятора читается невероятная обида. Гринберг иронически называет это техникой фундаментального страдания: «Представьте себе взгляд искоса, наморщенный лоб, искривленные губы — это и есть выражение невыносимой боли, которую могут вызвать разве что порядка восьми незаживающих ран или тяжелейший гастрит». И несмотря на то что на словах все звучит гладко, мало кто решится отправиться в гости или на свидание, оставив в одиночестве человека с таким выражением лица. Особенно если это мама, которая хорошо знает, что добьется своего: мальчик (девочка) не будет встречаться с этими совершенно неподходящими людьми, а когда на горизонте покажется кто‑то, кто устроит нашу семью, «гастрит» пройдет в мгновение ока.
В обращении с манипуляторами рекомендуется быть открытым и даже дружелюбным, но при этом оставаться внимательным к собственным внутренним ощущениям, отмечая минимальные изменения. Особенно если вы принадлежите к тому типу людей, которым «немного подпоешь — и делай с ним что хошь», то есть особо чувствительным к лести, комплиментам, просто доброму слову. В этом случае стоит на какое‑то время мысленно отключиться от беседы, представив себя в каком‑то защищенном, уютном месте, где вы становитесь самой собой и откуда черпаете силу. Можно также перебить манипулятора, притворившись, что вам нужно срочно позвонить, или что‑то уронив. Он вынужден будет сделать паузу, его хватка ослабнет, а вы, воспользовавшись паузой, сможете прийти в себя.
•Чтобы стряхнуть морок льстивых слов, хорошо помогает прием заезженной пластинки. Для подобных случаев на бизнес-тренингах, обучающих противостоять манипуляциям во время переговоров, любят приводить пример из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский, гениально сыгранный в экранизации Евгением Евстигнеевым, без объяснения причин отказывается покупать журналы в пользу детей Германии: «Не хочу». — «Вы не сочувствуете детям Германии?» — «Сочувствую». — «А, полтинника жалко!» — «Не жалко». — «А почему же не покупаете?!» — «Не хочу». Понятно, что и после самой изысканной лести, восхваляющей знания, умения и бороду Филиппа Филипповича, он не купил бы журналы. Другим вариантом «пластинки» может стать недоуменное лицо и неизменно повторяемая фраза: «Я не понимаю, о чем вы говорите». Хороший прием, который наверняка нейтрализует манипулятора, — это простейший прямой вопрос: «Так чего вы конкретно хотите?» А чтобы отправить прилипалу в нокаут, предложите ему изложить свои требования письменно. Расточать комплименты в письме ему будет затруднительно.
Главное правило безопасности — никогда не принимать решение в процессе разговора с манипулятором, отложите этот важный момент хотя бы на день. То, что «в сердце льстец всегда отыщет уголок», мы помним еще со средней школы, и вы тоже сделаны не из железа, так что дайте себе возможность отдохнуть и оценить обстановку трезво.
•Мягко стелют порой не только те люди, которым что‑то от вас нужно, но и те, кто всеми силами стремится вам угодить, но не умеет этого делать. «Когда моя подруга начинает что‑то взахлеб обещать, мне всегда становится очень стыдно, — рассказывает 28‑летняя Мария. — Я хорошо знаю, что ничего из обещанного она не выполнит, и, более того, она сама это знает, но остановить себя не может». Такие люди не хотят вас обмануть. Возможно, когда‑то им внушали, что они должны непременно всем нравиться, а может быть, у них самих не удовлетворена потребность в теплых словах, и они мечтают, что вы их похвалите за то, что они готовы для вас сделать. Способ обращения с «многообещающими» такой же, как и с манипуляторами, как это ни странно. Во-первых, надо предложить изложить свои обещания на бумаге, если это уместно. Во-вторых, перенести более серьезное обсуждение этих обещаний на завтра, дав человеку возможность подумать, способен ли он выполнить все, что только что наговорил.
Мягкие перины, заманчивые перспективы, сказочные речи — так хочется расслабиться и погрузиться в этот сладкий и теплый мир и слушать, слушать: «Какие перышки, какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!» А потом вы очнетесь: где сыр? А сыра нет.
Инф.kiz.ru