Иногда общение с супругом напоминает беседу с иностранцем. Вы говорите – вас не понимают, после чего вы восклицаете: «С тобой совершенно не получается нормально разговаривать!». Вашему мужу, между прочим, разговаривать с вами тоже нелегко. Но языковой барьер преодолеть возможно, главное – понять, где именно он образовался.
Ситуация первая
Дело было так: Наташа осталась ночевать у мамы, поскольку та приболела. А Никита отправился домой. Предупредив, что заедет по пути к Васе. Вася – лучший друг Никиты и по совместительству — тайный кошмар Наташи. «Знаю я (это она мне жалуется), чем они там занимаются: рубятся в свои игрушки (это она о компьютерных «стрелялках») до двух ночи и пиво пьют!».
Наташу раздражает сам факт существования Васи - главного змея-искусителя её любимого супруга. Но запретить Никите видеться с ним она не может. Поэтому поджимает губы и просит Никиту позвонить, когда тот вернётся домой – предположительно часов в десять вечера. Не дождавшись звонка, в пол-одиннадцатого она звонит мужу сама. Муж говорит, что всё ещё у друга и только-только собрался уходить домой. А Наташа обиделась. А Наташа заявила, что Никите на неё наплевать, потому что он обещал позвонить – и не звонит. Хотя на часах уже одиннадцатый час. Супруг резонно возразил, что договор был такой: придёшь домой – позвони. А он ещё не дома. Наташа же начала обвинять Никиту в неискренности, безответственности и прочей ерунде, не имеющей отношения к действительности, тщательно обходя главную причину недовольства. Никита так и не понял, в чём его вина, и честно об этом сказал. В ответ Наташа бросила трубку. А потом перезвонила мне и два часа жаловалась на… вредоносных друзей, тупые «стрелялки», и рассуждала об опасности алкогольной зависимости.
Она хотела сказать: «Мне не нравится, что у Васи ты пьёшь пиво и играешь в компьютерные игры».
В чём ошибка: в маскировке истинного недовольства. Наташа обвиняет Никиту в одном, хотя на самом деле её раздражает совсем другое.
Причина непонимания: Окольный путь – это путь женщины. А мужчина привык говорить прямо. Если ему не нравиться ваша подруга, он кратко скажет: «Машка – стерва», и перечислит целый ряд доказательств. И ему никогда не придёт в голову выразить недовольство вашим бесконечным трёпом по телефону каким-то иным способом, кроме прямого указания.
Чтобы он вас понял: Забудьте про иносказания. Если вы возмущены тем, что муж просиживает часы за компьютером, так ему и скажите. И приготовьте веские аргументы, почему он, по вашему мнению, не должен этого делать.
Если же вы обвиняете мужа в неискренности, непосредственно укажите на обман: ты сказал, что ты дома, а сам находился у Васи. «Ты сказал, что позвонишь, когда придёшь домой. Одиннадцать часов, а звонка всё нет» – это не обман, а нарушение логики у вас в голове.
Ситуация вторая
Ольга вернулась с работы раньше и в отличном настроении. Вечер пятницы – можно расслабиться, не спеша состряпать что-нибудь вкусненькое, порадовав себя и любимого мужа. И Ольга приготовила роскошный ужин как раз к приходу Димы. А его всё не было и не было. Когда же он вернулся, усталый, но довольный, что разделался со всеми делами, дома его ждали остывшее жаркое и прямо-таки ледяная жена. Которая начала свою отповедь примерно следующим образом: «Я настолько обижена, настолько раздавлена непростительным невниманием ко мне, что у меня руки опускаются, и не хочется больше совершать ничего красивого и доброго...». И минут сорок с тем же пафосом и обилием прилагательных в пространной речи.
К концу вечера растерянный, голодный и уже порядком злой супруг всё же услышал, что причиной «глобальной тоски» Оли являлась его непредвиденная задержка на работе.
Она хотела сказать: «Ты не предупредил, что задержишься, и всё пошло не так, как я задумала. И это ужасно меня расстроило».
В чём ошибка: в нарушении последовательности. Обычно о том, что она чувствует, женщина говорит в первую очередь.
Причина непонимания: мужчины всегда указывают на суть, и ждут от вас того же. Поэтому не начинайте предъявление претензий с описания вашего негодования и других не менее увлекательных, но, увы, второстепенных для мужчин деталей.
Чтобы он вас понял: Говорите чёткими законченными фразами. Сначала скажите, что конкретно вас не устраивает, затем укажите причину, затем – ваши пожелания, и только потом, если захотите, раскрасьте картину своими переживаниями. Например: «Мне не нравится, что ты не сообщаешь, что задерживаешься на работе, потому что я очень жду тебя и волнуюсь. А ещё я приготовила вкусный ужин, чтобы тебя порадовать, и он остыл. Пожалуйста, звони мне, когда будешь задерживаться, тебе ведь это нетрудно, да и мне спокойно. И ужин будет горячим».
Ситуация третья
Кинотеатр – место одинаково любимое и Ольгой, и Димой. Они часто туда ходят, но когда выбор стоит между комедией и боевиком, Димка говорит: «Ну что, я беру билеты на «Удар в челюсть-5»?», Оля соглашается: «Конечно, бери». И дуется на ничего не подозревающего Диму весь сеанс, весь вечер после сеанса и дальше – на сколько её хватит. А всё потому, что она терпеть не может такие фильмы.
Что она хотела сказать: «Я не люблю смотреть боевики».
В чём ошибка: женщина говорит полностью противоположное, а потом обижается, что именно так её и поняли.
Причина непонимания: когда мужчина говорит «Да», это означает именно «да», а не «нет», «конечно, нет!» «мне надо подумать», «не знаю» и прочие чисто женские варианты.
Чтобы он вас понял: если вам не нравятся боевики, зелёные обои или кафе через дорогу, так и говорите. И вам не придётся смотреть нелюбимые фильмы, жить в комнате с нелюбимыми обоями и есть в нелюбимом месте. Потому что мужчины тоже люди и тоже понимают, что на вкус и цвет товарищей совсем не много.
Ситуация четвёртая
Лена обижается на своего Андрея за то, что во время серьёзного разговора он часто отмалчивается. Сказать по правде, Лена – та ещё болтушка. Телефонная беседа с нею короче тридцати минут не бывает, причём двадцать девять из них – это Ленин монолог. А Андрей по телефону отвечает кратко, и если выяснение каких-то вопросов затягивается, обычно произносит: «Приеду домой – поговорим».
Приезжает и… хранит молчание. Лена злится. Лена недоумевает: пусть он имел наглость отложить такой важный разговор «на потом», но как же его наглости хватило на то, чтобы молчать, когда «потом» грянуло?! Лена всё говорит, говорит, говорит, тут же возмущаясь, что «он её не слушает», что «наверное, притворяется глухим», что «похоже, ему вообще всё равно, что с ними происходит!». Вставить пару слов в этот монолог бывает очень трудно.
Что она хотела сказать: всесторонне обсудить проблему.
В чём ошибка: общение – это диалог. О чём мы часто забываем.
Причина непонимания: беседа – будь то обсуждение нового спектакля или банальная ссора – это процесс, в котором участвуют оба партнёра, и каждый имеет право голоса. Часто решение проблемы затягивается, оттого что мы никак не даём высказаться другой стороне, выступая с непрерывным монологом.
Индийские мудрецы в таких случаях действовали радикально: в прямом смысле затыкали одной стороне конфликта рот, а другой давали слово и возможность привести свои доводы. Потом роли меняли. Нередко выяснялось, что люди говорят об одном и том же, только разными словами.
Чтобы он вас понял: безусловно, вставлять себе кляп в рот не стоит, а вот научиться слушать партнёра необходимо. Внимательно, не перебивая, не возражая и не парируя каждое предложение. У вас будет возможность высказаться позже, когда ваш муж изложит свою точку зрения. И учтите: нужно не только слушать, но и слышать, пропуская через себя смысл сказанного. И при этом не становиться во внутреннюю позицию обвинителя: «Я всё равно знаю, что ты не прав. И любое твоё слово будет использовано против тебя». Чего вы хотите: договориться, понять друг друга, или утвердить свою правоту?
Ситуация пятая
Когда они с Борисом затеяли грандиозный ремонт, Марина начала штурмовать магазины в поиске подходящей плитки для ванной. И вот встреча состоялась – Марина увидела ЕЁ! «Клюквенного цвета», - объясняла она вечером мужу. Тот отказывался представлять этот загадочный оттенок. «Похож на брусничный, но менее насыщенный, не такой вызывающий» – объясняла Марина. В итоге супруги поссорились, потому что Борис заявил, что не хочет ванную красного цвета, а Марина так и не смогла втолковать, что клюквенный не носил бы название «клюквенного» будь он банально красным или неотличимым от того же брусничного.
Помирились они только в магазине, когда Марина решительно указала на понравившуюся плитку, а Борис удовлетворённо кивнул: «Подходит. Так бы и говорила, что плитка – розовая».
Что она хотела сказать: «Я нашла плитку красивого розово-красного цвета».
В чём ошибка: вместо понятного слова «розово-красный» употребила таинственное «клюквенный».
Причина непонимания: в среднем лексический запас женщины в три раза больше лексического запаса мужчины, и мы постоянно демонстрируем виртуозное владение словом. Даже Эллочка-Людоедка умудрялась толково изъясняться на своём скудном языке. Везде, в том числе и в бытовых мелочах, мы делаем упор на мелкие нюансы, тогда как мужчины с трудом различают всяческие тонкости.
Чтобы он вас понял: по возможности, наглядно проиллюстрируйте ваши слова. Или оставьте подробности и разговаривайте так, как будто существуют только четыре вида вкуса, пять органов чувств и семь цветов радуги.
Инф.myjane.ru