Традиционный способ измерения счастья - просто спросить человека об этом. Правда, за последние десятилетия, поясняет психолог и эпидемиолог Эндрю Стептоу из Университетского колледжа Лондона (Великобритания), ученые поняли, что это не слишком надежно. Неясно, что при этом оценивают люди - свои ощущения или память о них. К тому же многое зависит от того, как и с чем респонденты сравнивают свой жизненный опыт.
"Английское продольное исследование старения" попыталось получить более конкретные цифры. В рамках проекта с 2002 года ведется наблюдение более чем за 11 000 человек в возрасте от 50 лет и старше. В 2004-м около 4 700 из них четыре раза за один день сдали образцы слюны и одновременно оценили свою степень счастья, взволнованности, удовлетворенности, беспокойства, тревоги и страха. Слюна все еще ждет анализа на гормоны стресса, а вот результаты опроса коллега г-на Стептоу Джейн Уордл уже опубликовала в "Трудах Национальной академии наук".
Из 924 респондентов, которые меньше остальных обладали положительными чувствами, 67 (7,3%) скончались в течение пяти лет после анкетирования. В группе с самыми положительными эмоциями смертность оказалась вдвое ниже: умерли 50 из 1 399 человек (3,6%). Конечно, вполне возможно, что люди, которые отошли раньше, грустили из-за смертельной болезни или других факторов. Поэтому исследователи скорректировали результаты с поправкой на возраст, пол, демографические факторы (достаток, образование), признаки депрессии, состояние здоровья (в том числе наличие серьезных заболеваний), а также образ жизни (курение, физическая активность). Но даже после этого оказалось, что счастливые рискуют умереть в течение пяти лет на 35% меньше.
Разумеется, это не доказательство того, что счастье заставляет людей жить дольше, подчеркивает г-н Стептоу. Кроме того, он отмечает: "Мы ни в коем случае не хотим заставить людей чувствовать себя виноватыми, если они не испытывают положительные эмоции в достаточной степени". С другой стороны, исследование еще раз подчеркивает, насколько важны жизненные обстоятельства. Необходимо убедиться, что у пожилых достаточно денег и социальной поддержки, а также все в порядке с доступом к медицине.
Лаура Карстенсен из Стэнфордского университета (США) приветствует выводы коллег. В этом году она опубликовала в журнале "Психология и старение" аналогичное исследование меньшего масштаба. Она и ее коллеги пять раз в день фиксировали эмоции 111 пожилых обитателей Сан-Франциско в течение недели, а затем много лет наблюдали за ними. Действительно, оказалось, что счастливые живут дольше.
http://www.eurolab.ua