Из любой жизненной ситуации я научился извлекать пользу: то ли эмоциональную (почему я должен унывать, если могу повеселиться), то ли информационную (зачем упускать знакомство с человеком, от которого я могу узнать что-то новое и интересное), то ли материальную (ну, с этим все понятно). Оказалось, что даже из поступков недоброжелателей я умею извлекать пользу. Пример тому — размещенная ниже статья.
Она родилась после того, как вот уже несколько лет на интернетовских сайтах, пользуясь возможностью прикрываться псевдонимами, кто-то распространяет обо мне всяческие небылицы и обливает грязью.
Специалистам нетрудно было определить их автора — это Виктория Соловей, сотрудник тренинговой компании «Бон-проект». И внешность ей моя досаждает («надоел этот нарочитый лоск»), и на занятиях, оказывается, я то лишь и делаю, что показываю рожицы и ругаюсь матом, а «деньги при этом берет немалые» (кто ж ей мешает брать? Наверное, никто не дает или, может, не за что?); она также осведомлена, что я активный участник сексуальных оргий (учитывая, что моя работа вынуждает меня быть слишком «правильным», то в этой клевете есть даже нечто пикантное для моего имиджа!), ну, а моя книга ей просто, что называется, поперек горла встала (может, потому, что не может внятно пересказать ее на семинарах, которые безуспешно пытается проводить? Но книга ли в этом виновата?).
Пожалуй, и в вашем окружении нет-нет, да появляются подобные мерзавцы. Надеюсь, моя статья из моей новой, третьей, книги в этом случае будет вам полезной.
ЗЛОСЛОВИЕ И СПЛЕТНИ
Подлецам всегда выгодно всех подравнять под подлость. Тогда подлецу кажется, что он встал на одну доску с честным!
Галина Николаева.
Фаина Раневская говорила: «Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты». К последним, наверняка, относятся те, кто любит позлословить.
Есть немало людей, которые с легкостью принимают злословие — для них это обычное дело. Они охотно извиняют его в себе и в других: сплетничают, сами не замечая этого, а бесцеремонный образ мыслей и праздная болтовня порой составляют половину их интересов. Некоторые отвечают на чужие пересуды своей клеветой и даже стараются опередить в ней других. Занимаясь словоблудием, они тут же находят себе оправдание: «Не подумайте, я не осуждаю, просто говорю то, что есть!».
Им бы этот же вылить напиток
В их невинно клевещущий рот.
Анна Ахматова.
Иногда склонность к злословию мы называем «критическим умом» или «остроумием». Но это не так: злословие — это когда вы говорите за глаза о другом человеке то, что ему могло бы не понравиться. Независимо от того, говорите ли вы что-то о его телосложении, воспитании, его делах, словах, вере, увлечениях, стиле одежды, дизайне дома или его машине.
Если вы узнали о проступке или недостатке своего друга, то постарайтесь вежливо поправить его наедине, а не подличать за его спиной.
Не желая провоцировать передачу сплетен, сами избегайте задавать вопрос: «Что сказал обо мне такой-то?». Если же вам задали такой вопрос, постарайтесь, не впадая в ложь, передать высказывание только в положительном смысле.
Почему вообще возникает желание сплетничать и говорить гадости о другом? Может быть, зависть? На мой взгляд, это чувство свойственно не просто бездарным, но и лишенным человеческого достоинства людям. …Написал слово «людям» и засомневался: подходит ли оно им?
Встречая человека в чем-то меня превосходящего, первое чувство, которое я испытываю, — это восхищение. Пережив потрясение, взрыв эмоций, в дальнейшем я пытаюсь найти в себе хоть зародыш таких же способностей и стараюсь, если возможно, развивать их. Конечно, у меня никогда не будет дивного голоса как у Анатолия Соловьяненко, я не создам удивительных картин как Константин Коровин, не напишу совершенных стихов как Анна Ахматова и не смогу быть искрометным актером как Александр Филиппенко. Этим мастерам талант был дарован, и они направили его на то, чтобы делать нашу жизнь богаче, полнее, радостнее и совершеннее. Да разве речь только о признанных гениях! Рядом со мной есть люди — мои коллеги и друзья, — обладающие не только профессиональным, но и удивительным человеческим даром. Я вдохновляюсь их успехами, стараюсь дотянуться до них и соответствовать им в их лучших проявлениях. И если кое-что мне удается (конечно, не в той степени, как бы мне того хотелось), я навсегда остаюсь добровольным и счастливым пленником их дарований и с благодарностью проношу через всю жизнь память о тех, кто дает толчок моему развитию. Мое восхищение талантливыми людьми так велико, что я готов прощать им их ошибки, проступки и заблуждения. Конечно, будь они «правильные», безгрешные и безукоризненные, то не оступались бы, но и не сделали бы своих потрясающих открытий — будь это музыка, живопись, вдохновенно сказанное слово или сшитое платье.
Счет ошибкам выдающихся людей с особым усердием ведут лишь посредственности. А что им остается делать? Бездарности не могут постичь красоту произведения, глубину мысли, мощь неординарного поступка. Им только и остается подсчитывать, сколько у гения было жен, сколько водки он выпил, да всем побыстрее рассказать, где он нахулиганил.
Что за манера — сразу за наган?!
Что за привычка — сразу на колени?!
Ушел из жизни Маяковский-хулиган,
Ушел из жизни хулиган Есенин.
Чтоб мы не унижались за гроши,
Чтоб мы не жили так по-идиотски,
Ушел из жизни хулиган Шукшин,
Ушел из жизни хулиган Высоцкий.
…Горит на небе новая звезда
Ее зажгли, конечно, хулиганы.
Валентин Гафт.
Зависть, мстительность, злословие — признаки людей ничтожных, осознающих свою неполноценность. Вместо того чтобы радоваться жизни и творить добро, души и жизнь их самих разлагаются под действием этих мерзких свойств. Заметьте: они всегда несчастливы в личной жизни, а в бизнесе непременно преследуют неудачи. Их жизнь проходит будто в затмении, потому что служат они ангелу тьмы, разрушения и порока. Не способные создать что-либо стоящее и уязвленные своим положением, эти грибы-мухоморы хотят повысить свою самооценку за счет того, что в обычной жизни злословят, разносят сплетни, стряпают небылицы, пишут анонимки и, прикрываясь псевдонимами, улюлюкают на интернетовских форумах. А наступают времена покруче — они становятся доносчиками, пособниками врагов и карателей. И так сильно в них это паскудное нутро, что даже о детях своих не думают: ведь позор от их «деяний» будет как шлейф тянуться за потомками.
Ну, а как вести себя, если на вас возвели напраслину? Поначалу вы, конечно, сразу расстраиваетесь и ищите чьей-либо защиты, помощи и совета. Наверное, лучшим в этом случае покровителем вам будет тот, кто сам немало претерпел от гнусных обид и оскорблений, прошел через них и закалился. А это не кто иной, как Александр Пушкин:
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Обратили внимание: не оспоривай! Не вступайте в споры, не доказывайте свою правоту, не выясняйте отношений. Разве они достойны того, чтобы вы метали бисер перед свиньями? Ваше отношение к сплетням должно быть такое: собака лает — ветер носит.
И где, наконец, ваши самолюбие и гордость? Почему вы позволяете, чтобы кто-то владел вашим эмоциональным состоянием? Не бывать этому! Вы сами должны знать себе цену и в хорошем, и в плохом, а потому трезво оценивать ситуацию и владеть своими чувствами. Зачем вы доставляете удовольствие своим обидчикам тем, что расстраиваетесь от их жалких потуг? Я, например, когда услышу или прочитаю о себе какой-нибудь вздор или нелепицу, то вовсе не удручаюсь, а, напротив, веселюсь, представляя, как они корпели, сколько времени потратили, чтоб наскрести побольше ереси. А как что изобретут — дово-о-ольные: уши торчат, глаза косят, хихикают от наслаждения. Ну, разве не картинка для хэллоуина?! Или уж, в крайнем случае, хоть пожалейте их: ну, не способны они ни на что другое, чем питаться падалью. Не сомневаюсь, что у ваших хулителей и единомышленники найдутся: лапша, как известно, всегда находит свободные уши. Они поэтому у них больши-и-ие! И торчат.
Но невдомек вашим недоброжелателям, что даже самое обычное повседневное злословие оставляет в их судьбе более глубокий след, чем они думают: этим они принимают на себя роль клеветника. А слово «клеветник» означает «дьявол», и «всякий, кто злословит, отрицает самого Создателя». Они, конечно, не верят ни в Бога, ни в черта. Но, как известно, незнание законов не освобождает от наказания. В Евангелии же говорится, что каждое праздное слово остается в вечности и за него в день суда нам всем придется давать ответ.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
…И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь…
Михаил Лермонтов.
Для вас должно быть значимо мнение только людей достойных, которые если и порицают вас за оплошности, то вы знаете: делают они это не с целью оскорбить вас или обидеть, а из добрых побуждений, желая помочь вам стать лучше. Поэтому определитесь с личностными приоритетами: кто — «блуждающие лица», а кто — люди доблестные и чего-то стоящие. О таких и писала великая женщина:
От других мне хвала — что зола,
От тебя и хула — похвала.
Анна Ахматова.
Так что не кручиньтесь и не расходуйте свои эмоции, а следуйте китайской мудрости:
Не тревожься и не суетись.
Сиди спокойно на берегу реки.
Сиди и жди.
И мимо проплывет труп твоего врага.
…Девчонка, выросшая на улице и ставшая великой трагической эстрадной певицей, — Эдит Пиаф всегда была одержима желанием совершенствоваться и быть достойной той славы, которая обрушилась на нее благодаря дарованному ей таланту. Каждый вечер, закрывшись перед сном в спальне, она писала записочки с заданиями, которые должна была исполнить на следующий день. Очень часто одним из таких наставлений было: «Не злословить!». Так и вы — подавляйте в себе это желание, ведь вам нужно успеть сказать еще столько нежных и нужных слов! Вдохновляйтесь прекрасными мгновениями жизни и сами созидайте «роскошь человеческого общения». Искореняйте в себе малейшие проявления низменных склонностей, к которым, несомненно, относится злословие: «Нужно от всей души прощать приятелям их недостатки, если они заложены самой природой и невелики в сравнении с достоинствами. Нам не только не следует судить эти изъяны, но и замечать их. Попытайтесь вести себя так, чтобы люди сами увидели свои дурные качества и, исправившись, считали это своей собственной заслугой. Давайте радоваться чужим успехам, уважать и щадить чужое самолюбие» (Ларошфуко).
Инф.glamur.com.ua