• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Показы мод
  • Выставки
  • Тренинги и семинары
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 17 октября 2006 года

  • Всегда ли полноценна доброта?
    Опубликовано: 2012-05-27 12:48:53

    «...Умницу мы наречем уродкой
    Добрую объявим сумасбродкой...»



    В разных философских школах, у разных авторов существует огромное количество определений, каждый из них вкладывает свой смысл в понятие, но при анализе можно выделить то, с чем соглашается большинство.



    Часть первая
    Толковый словарь Ушакова дает следующее определение доброты: отвлеченное существительное к «добрый». Иными словами, собственно доброта – понятие абстрактное, и, не проявляясь в конкретных поступках, не может существовать. Однако и совершаемые поступки не всегда могут гарантировать торжество доброты.



    Доброта – это отзывчивость, это добрые поступки по отношению к другим, вызванные не принятыми нормами морали, вежливостью и желанием выглядеть лучше в глазах окружающих, а внутренней потребностью сделать так, чтобы другому было хорошо. Конечно, акцептору (или реципиенту?) доброты могут быть безразличны мотивы донора, но дело в том, что у любых поступков существуют эффекты и последствия, которые могут оказаться как положительными, так и отрицательными.



    Если поразмышлять, абсолютной доброты не существует. Доброта относительна.



    Следствие первое. Поступок, совершенный во имя добра, кому-то может отразиться злом.
    Следствие второе. Значит, в тех, кого мы называем добрыми людьми, присутствуют и иные качества. Но мы же живые, мы не можем быть идеальными.

    И тут важен баланс, чем руководствуется человек, каковы последствия его поступков, добрый он или добренький.

    Доброта – это утирание слез, а не вытирание соплей, фигурально выражаясь. Это когда ты беспокоишься, что будет дальше, чтобы совершенное добро не обернулось в конечном результате злом. Сделаешь за ребенка домашнее задание, значит, он не научится думать.

    Почему некоторые люди готовы поделиться последним с чужими, забывая об интересах собственной семьи? Добры ли они? Что заставляет их отдавать ресурсы, как материальные, так и более ценные, на сторону?

    Разумеется, существует и обратное. Помните? «Я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо». Добро, зло, благо, вред – все это очень и очень относительно. Ведь иногда совершая не самый добрый, с точки зрения самого реципиента или общества, не желающего глубоко вникнуть в суть, поступок, ты уберегаешь человека от впутывания в неприятности. Или помогаешь что-то понять. Или позволяешь чему-то научиться.

    А добрыми поступками можно развратить. И довольно быстро.

    Ну, в самом деле, какой ребенок сочтет доброй медсестру со шприцем или учителя, вкатившего «кол»? Должно быть что-то еще, позволяющее оценивать поступок. И ладно, есть такие дети. Попался мне в одном из блогов рассказ о подобном явлении. Привожу фрагмент:

    «Ночь. Светя себе фонариками, чтобы никого не разбудить, через слово повторяя «sweetheart» и «honey», медсестры дают лекарство.
    - Мам, а что, врачи и медсестры никогда не устают?
    - ???
    - Ну они же всегда улыбаются. Ты когда-нибудь видела недоброго врача или медсестру?»

    Доброта – осознанное совершение добрых поступков. Свеча ничего не теряет, если от нее зажигают другую свечу, но позволяет другим свечам сделать что-то хорошее.

    У каждого свои мотивы для доброты, кто-то не может пройти мимо страдающего, кому-то важна оценка, общественное мнение, кто-то думает об эффекте поступка, кто-то заботится о том, чтобы доброта достигла назначения.

    «Делай, что должно, и будь, что будет». Все равно для всех идеально не будет никогда.

    Таким образом, истинная доброта всегда одна, а вот доброту неполноценную можно разделить на четыре основные группы и подробно остановиться на каждой.

    Виды и подвиды неполноценной доброты.

    1. Доброта демонстративная. «Пусть все смотрят и восхищаются. При этом варианте объектом приложения доброты служит внешнее окружение. Существует в трех разновидностях – «меня не ценят, но я иначе не могу», «подсаживание на дозу одобрения» и «проявление за чужой счет».

    С первый вариантом все просто, если человек не получает желаемого одобрения, хоть это желание и тщательно скрывается даже от себя, рано или поздно он срывается и прекращает творить добро. Правда, встречаются настолько склонные к мазохизму люди, что они будут продолжать, упиваясь собственным несчастьем, непониманием окружающих и бесплодной надеждой на благодарность. Бесплодной – потому что иногда о добре его никто и не просил, а значит, и не оценит.

    В принципе, если не слишком увлекаться, ничего страшного в этой группе нет, одобрение обществом повышает собственную оценку, в чем мы все обычно нуждаемся. Но лишь до тех пор, пока за стремлением получить кредит не теряется сам поступок. Правда, тот, кто склонен к демонстративности, обычно очень легко подсаживается на это самое одобрение, и «добрые поступки» множатся-множатся-множатся.

    Уродство в том, что решение принимает один человек, а ответственность за решение несут другие, обычно его семья, интересы которой задвигаются на задний план. И такая доброта урезониванию практически не подлежит, ведь нельзя же отказать человеку в праве на доброту. Это и притаскивание домой кошечек-собачек, кормят-лечат-убирают за которыми все, кроме автора идеи, это и перечисление в фонд помощи жертвам голода в Сомали значительной части скромнейшего семейного бюджета, вариантов масса. Обществу все равно, оно одобрит и поддержит, но вот вряд ли примкнет или как-то еще посодействует как адресатам заботы, так и потерпевшим в ходе оказания доброты.

    Если доброта направлена на тех, кого действительно объективно надо спасать, то и пусть бы. Разберемся в процессе, распишем роли, урегулируем отношения. Исключение, когда такая доброта нехороша, что называется, «вообще» – в том, чтобы защищать интересы взрослых дееспособных людей в ущерб интересам своих детей, своей семьи, никакой доброты нет.

    Часть вторая

    Следующим видом неполноценной доброты является

    2. Доброта вредная, когда последствия негативны для реципиента.

    «Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай». Хун Цзычен.

    С одной стороны, никто никому ничего не должен – просто относитесь к другим так, как хотите, чтоб обращались с Вами. Но этот вариант доброты неполезен в первую очередь для тех, кому адресованы добрые поступки. Людям необходимо нарабатывать собственный опыт, они должны максимально участвовать в улучшении качества собственной жизни (как при переезде в новую квартиру, так и при голоде в Сомали – понадеялись тогда люди на регулярную гуманитарную помощь, завалили собственное сельское хозяйство, а когда однажды помощь не подоспела, тут-то трагедия и случилась). Они должны научиться совершать ошибки, научиться жить с совершенными ошибками и научиться не совершать новых. То, что побочным эффектом действий «во благо» могут оказаться совершенно испорченные отношения, тоже для многих не новость. Добрый человек искренне желает облегчить участь ближнего, он совершенно точно знает, как это сделать. И делает. В силу собственных представлений о благе, заметьте.

    Обычно данный вариант исполняется со знакомыми и друзьями, часто – с детьми, которых жалеют любящие бабушки, не находящие смысла в тренировках-зубрежках-чтении-осмыслении-навыках самообслуживания.

    Ну, а советы давать у нас вообще все горазды.

    3. К доброте вредной примыкает доброта легкомысленная, когда просто не задумываешься, что последствия выбора скажутся в отдаленном или не в столь отдаленном будущем НА ТЕБЕ или третьей стороне.

    Разумеется, совершая добрый поступок, ты так или иначе наносишь себе ущерб, расплачиваясь временем, деньгами, силами или личным пространством. Но масштабы ущерба бывают разными, и в нормальном варианте не превышают ценность поступка.

    Вот, например, приехали к тебе очередные родственники с целью переселения в твой город. Не звал ты их, но, как человек, с одной стороны безотказный, а с другой непредусмотрительный, ты не берешь отпуск, не поручаешь часть дел тем, кто уже прошел этот путь в качестве объекта твоей доброты, не стимулируешь родственников на активное поведение, а просто отпрашиваешься раз за разом с работы и решаешь-решаешь-решаешь проблемы родных и близких людей.

    Раз отпросишься, два отпросишься, на третий раз начальник уже и поглядывает косо. А на четвертый не отпускает и предлагает об увольнении подумать.

    И кому хорошо от твоей доброты? Родственникам, да и то не в полной мере, потому что сойди трамвайчик с рельс, разладься что-то, они опять в помощи будут нуждаться. А ты не научил их самостоятельности, смотри пункт два. И у самого возможности оказать помощь уже нет.

    4. И, наконец, доброта вынужденная, когда выбираешь меньшее из зол, колеблясь между прослыть сволочью мерзкой или отдать последнее/испытать неудобства.

    «Как нельзя порицать за невольный проступок, так нельзя и хвалить за вынужденное благодеяние». Еврипид


    И тут пора вспомнить принцип, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным, за любой добротой идет длинный шлейф потребительства. И ведь реакция становится цепной в том смысле, что новые и новые люди идут за добротой к тебе, а не к тем, кому ты помог. Вот и помогаешь... и помогаешь... и помогаешь... и помогаешь... и звереешь понемногу. Как говорят «не у нас», first time you are a victim, the second time a volunteer.

    5. Отдельно стоят эффекты от доброты. С эффектом положительным все понятно. Делаешь доброе дело, оно идет во благо, ты не чувствуешь себя обманутым, реципиент благополучен – по квоте доставшейся доброты.

    С эффектом отрицательным все сложнее.

    Примеры разноплановы, как разноплановы проявления доброты.

    Подаешь парнишке-попрошайке, он покупает водку.
    Улучшаешь анатомию кота, считая, что так ему, домашнему животному, лучше. Не будет пинков получать за то, что «метит» территорию.
    Не ездишь в летний лагерь к ребенку, «чтоб не расстраивался».
    Без прямой просьбы, считая, что нужно быть отзывчивым, предпринимаешь попытку психологически разгрузить знакомого. Заканчивается конфликтом без победителей, потому что знакомый, мягко говоря, нестабилен. Надо было помнить принцип Гиппократа «Не навреди» и не вмешиваться, особенно, если не было специальных знаний. В данном случае эгоизм был бы более оправдан, чем попытка сделать доброе дело.

    Вердикт. Благими намерениями вымощена дорога в ад.

    В основе доброты могут быть только две причины – любовь или жалость. Как только подмешивается что-то еще, доброта переходит в свое уродливое подобие.

    Заплатить больше, чем запрашивают, бабушке, торгующей малиной, непременно объяснив, что вам неудобно платить мало, ведь «на том углу стоит дороже».
    Отнести вещи, из которых выросли свои дети, не к подъезду, а адресно – в детский дом. А еще лучше сначала подумать, а потом начать действовать – позвонить, например, в отдел социальной защиты и спросить предварительно, кому нужнее. В общем-то движение волонтеров набирает силу, и если центра помощи нет в вашем городе, всегда можно узнать, кому отправить по почте. На известном женском портале (и подозреваю, что не на одном) даже существует раздел, координирующий деятельность волонтеров. Но это для тех, у кого есть возможность почтовые расходы нести.

    Доброта – ответственность.

    Доброта – продуманность и учитывание последствий.

    Доброта – то, что может сделать нас лучше, если мы сами все не испортим.

     

    Инф.anutkina.info



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с Pannochka.net активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net" обязательна.


    E-mail:
    info@pannochka.net
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на pannochka.net обязательна.