В середине XX века советский психолог Б.В. Зейгарник открыла одно из важнейших свойств психики, которое получило название "эффект Зейгарник”. Оказывается, что наши чувства, мысли и эмоции сосредоточены вокруг незавершенных ситуаций. Мы хорошо помним незавершенные ситуации, постоянно думаем о них, поглощены ими.
Но как только ситуация завершается, она тут же исчезает из нашей памяти, перестает нас волновать и тревожить.
Важно отметить, что чем амбициознее были испытуемые и чем серьезнее они относились к заданиям, тем они дольше помнили о незавершенных заданиях, но тем они быстрее забывали о задании после его завершения.
Главное следствие из "эффекта Зейгарник": мысли, роящиеся в наших головах, мешающие уснуть, мешающие счастливо жить, приводящие к неврозам, стрессам, тревожности, перееданию, пьянству, асоциальному поведению – это обрывки незавершенных ситуаций.
Эти обрывки незавершенных ситуаций создают внутри человека психологическое напряжение, которое сама Зейгарник называла "квази-потребностями".
Анекдоты позволяют хорошо продемонстрировать механизм работы незавершенных ситуаций и механизм появления "квази-потребностей".
Одесса. Поздний вечер.
- Мойша, ты чего ворочаешься?
- Да вот, Сарочка, не могу уснуть – завтра должен Абраму деньги отдать.
Сара, выходит на балкон, поднимает голову и кричит:
- Абрам! Абра-а-ам!
- Что, Сарочка?
- Тебе Мойша денег должен?
- Должен.
- Так вот, он тебе их не отдаст!
Возвращается обратно:
- Спи, Мойша, пусть теперь Абрам не спит!
Итак, квази-потребности, возникшие из-за незавершенных ситуаций, образуют психологическое напряжение, от которого человек хочет избавиться. А если человек не знает, как от него избавиться, то он начинает это психологическое напряжение заедать сладостями или топить в алкоголе.
Поэтому самым надежным способом избавления от переедания, алкоголизма и многих других вредных привычек является снятие психологического напряжения, касающегося незавершенных ситуаций.
И способ снятия этого психологического напряжения известен уже давно, ему как минимум 20 тыс. лет, достоверно оно известно со времен палеолита. Этот способ – выражение своих эмоций через искусство.
Искусство палеолита отличается натурализмом, которое потрясает воображение. Древние охотники, вооруженные только угольком и охрой, в слабом свете пещер рисовали удивительно четко и выразительно.
У этих рисунков есть отличительные особенности, которые позволяют нам сделать выводы о побудительных мотивах людей, их рисовавших.
1. У рисунков нет никакой композиции. Изображения рисовались там, где было свободное место. Никакой связи между различными изображениями и фигурами нет.
2. Изображения предельно конкретны. Это не некие обобщенные схематические образы животных, а изображения совершенно конкретных особей.
3. Отсутствие стиля. Само понятие "стиль" предполагает некоторое условное искажение реального объекта (искажение пропорций, или искривление линий, или использование определенных цветов и т.п.). Отсутствие стиля говорит о том, что объект изображался без прикрас и рефлексии.
Иными словами, рисунки палеолита – это почти фотографическое изображение реального объекта (животного), чем-то потрясшее воображение древнего человека.
Современные психологи объясняют эти изображения "эффектом Зейгарник", т.е. незавершенным действием, которые отчетливо запечатлевались в памяти древних людей. А главным незавершенным действием первобытного человека была неудачная охота.
Поэтому в палеолитическом искусстве отсутствуют спокойно пасущиеся животные и любой пейзажный контекст. Животные всегда изображены стремительно бегущими, либо напряженными перед прыжком.
Очень часто в изображении встречаются стремительно несущиеся раненные животные, в бока которых вонзены копья и стрелы.
Неудачная охота, как и любая незавершенная ситуация, вызывает серьезное психологическое напряжение, а напряжение не дает спать, все время изводит человека, требует, чтобы его сняли, требует разрядки.
Современные психологи считают, что именно посредством рисунков древние охотники избавлялись от напряжения незавершенных ситуаций. Они просто импульсивно рисовали тот эйдетический образ, который все время стоял у них перед глазами.
(Что интересно, рисунки современных детей, страдающих аутизмом и имеющих неразвитую речь, поразительно похожи на рисунки древних охотников. Они такие же четкие и натуралистичные. Они изображают объект, а не обозначают его. Причем, по мере взросления и постепенного освоения языковых навыков, рисунки детей-аутистов становятся похожи на рисунки обычных детей.)
С концом ледникового периода и развитием языка, т.е. примерно 11 тыс. лет назад, пещерное искусство исчезло из истории. И только спустя пять тысячелетий традиции живописи заново возникли в Ассирии и Египте.
Но это уже было совсем другое искусство – схематичное и скованное, которое больше напоминало детские рисунки, чем искусство древних охотников палеолита.
Ничего даже отдаленно напоминающего пещерную живопись в искусстве не было вплоть до итальянского Возрождения. Но теперь это было уже именно "искусство", требовавшее от художников продолжительного обучения.
А роль средства, уменьшающего напряжение "псевдо-потребностей", отчасти взял на себя язык, прежде всего поэзия.
Поэзия стала одним из основных средств избавления от груза незавершенных ситуаций, а значит и средством психотерапии.
И это свойство поэзии можно и нужно использовать в нашей повседневной жизни. Хочу привести один пример на эту тему:
"Новые обнадёживающие открытия сделали профессора Оклахомской диетологической академии после серии глубоких исследований гносеологических аспектов процессов избавления от лишнего веса. В серии поставленных экспериментов, в которые были вовлечены более 500 участниц, все испытуемые были разделены на три группы.
В качестве цели перед участницами всех групп было поставлено максимальное снижение веса за определённый период, для чего была применена специальная система мотивации, единая для всех трёх групп.
Во всех трёх группах для достижения цели также использовалась специально разработанная НАСА система питания, ранее применявшаяся для контроля массы в рамках программы "Аполлон" и других секретных военных программах питания пилотов сверхзвуковых бомбардировщиков, а также занятия фитнесом по давно известному, хорошо проверенному и надёжному методу Джейн Фонды.
Программа индивидуально адаптировалась к особенностям членов группы с расчётом, чтобы планируемая убыль массы составляла 1 фунт в неделю за период 3 месяца. При достижении ИМТ 22кг/м2 программа питания корректировалась из требования поддержания постоянной массы.
Таким образом, перед участницами была поставлена цель в течение трёх месяцев достигнуть идеального веса или избавиться от 13 – 14 фунтов излишнего жира (около 5-6 кг).
Комплекс упражнений, время и интенсивность занятий определяли сами участницы. Все они имели возможность посещать специально оборудованные тренажёрные залы на Уайдинском полигоне, а также выбирать себе тренера из состава офицеров расквартированной там семнадцатой авиабригады, лётный состав которой проходил занятия в этих же помещениях.
Одна группа, в составе 178 человек, должна была, помимо указанных задач, выполнять дополнительную программу в виде ежедневных полуторачасовых садово-огородных работ.
Вторая группа была обязана, помимо общей программы, заниматься сочинением стихов (201 участница).
Третья группа – 164 худеющих – контрольная, занималась только общей программой.
В результате оказалось, что наилучшего результата добилась группа поэтесс, причём с большим отрывом, опередив "огородниц" более чем на 31%.
Разница же последних с контрольной группой составила менее 5%, т.е. незначительную величину в пределах точности эксперимента".
Для тех, кто не знаком с психотерапевтическим действием стихосложения, результат выглядит удивительным. Ведь получается, что группа, которая занималась стихосложением, опередила контрольную группу на 36% (т.е. на 31+5).
Такая вроде бы бесполезная для похудения вещь, как сочинение четверостиший, позволяет ускорить процесс похудения в 1,36 раза!
И еще одна ремарка.
Исследователи провели анализ профессиональной принадлежности людей с избыточным и недостаточным весом. И с удивлением выяснили, что процент стройных, худых и даже тощих поэтесс намного превышает уровень, определяемый средне-статистическими данными ВОЗ среди людей, не занятых физическим трудом.
И действительно, трудно вспомнить настоящую известную поэтессу, обладавшую избыточным весом. Русские поэтессы Анна Ахматова, Марина Цветаева, Бэлла Ахмадулина никогда не были пышнотелыми. Такие мастера американской поэзии, как Эмели Дикенсон, Эми Лауэлл, Марианна Мур и многие другие также были очень и очень худы. Во Франции, Испании, Британии – то же самое положение дел.
В связи с этим в настоящее время среди диетологов даже становится популярным словосочетание "поэтическая диета".
Хотя, надо признаться, что слово "диета" в этом словосочетании очень неудачное, т.к. "поэтическая диета" никакого отношения к волевому ограничению питания или к выбору продуктов не имеет. Здесь слово "диета" скорее указывает на то, что несложное стихосложение можно с успехом применить для изменения пищевых привычек.
Инф.psychologov.net