Они застревают преимущественно в шейном физиологическом сужении, реже — в грудном и как исключение в нижнем отделе пищевода. Попавшее инородное тело вызывает сразу же кашель, ребенок давится, но вскоре эти признаки исчезают. У маленьких детей инородное тело может вызывать кашель, храпение, инспираторный стридор, учащение дыхания, редко цианоз ложный круп, рецидивирующие пневмопатии и др. Расстройства дыхания усиливаются, когда ребенок лежит на спине и значительно уменьшаются, когда его держат на руках в вертикальном положении. Респираторная симптоматика связана со сдавлением мембранозной части трахеи инородным телом, которое приводит к сужению ее просвета.
У некоторых детей при инородных телах пищевода преобладает дисфагия, рвота, отказ от пищи, гипотрофия. Инородное тело может вызывать изъязвление стенки пищевода, может проникнуть в трахею. В результате этого может образоваться свищ между трахеей и пищеводом. Контрастные инородные тела видны при рентгеноскопии. Неконтрастные должны определяться с помощью бариевой каши. Инородное тело извлекается под эндоскопическим контролем. Слепое извлечение инородного тела не допускается из-за возможности перфорации.
Ожог пищевода наступает при проглатывании едких жидкостей и веществ (чаще всего щелочи и кислоты). Щелочи, особенно гидроокись натрия, являются очень едкими веществами, которые вызывают глубокие поражения — влажный (коликвационный) растворяющий некроз слизистой пищевода и прилежащих тканей. Кислоты обладают коагулирующими свойствами и при соприкосновании с тканями образуют поверхностный струп, который препятствует более глубокому прониканию. Как исключение наблюдаются термические ожоги.
У маленьких детей ожоги пищевода протекают тяжелее. При проглатывании горячих жидкостей чаще всего наблюдается ожог слизистой полости рта и горла без распространения на пищевод. В начале при изъязвляющих ожогах проявляются симптомы острого воспаления: затрудненное и болезненное глотание, саливация, чувство жжения за грудиной, кроваво-слизистая рвота, повышение температуры. Губы, ротовая полость, горло и нередко гортань покрасневшие и отечны. Лишь одна треть таких пострадавших детей получает и ожог пищевода и, наоборот, хотя и редко, но наблюдается тяжелый ожог пищевода без поражения полости рта. После нескольких дней острые явления исчезают и наступает период видимого благополучия. К концу третьей и четвертой недели при средней и тяжелой степени ожога наступает рубцевание с последующей стриктурой; нередко наступившие стриктуры не проявляются в течение месяцев и даже лет. Основным симптомом является дисфагия при приеме твердой, а иногда и жидкой пищи. Наиболее частым осложнением в первые 48 ч является аспирационная пневмония, позднее — периэзофагит и медиастенит. При насильственном блокировании может наступить перфорация.
Исключается прием пищи через рот! Не вызывать рвоты! Сразу же после консультации врача хирурга назначить прием глюкокортикоидов (2 мг/кг массы тела), дозу которых уменьшают через три недели, в сочетании с антибиотиками широкого спектра (в течение 10-ти дней) и соответствующей водно-солевой реанимацией. Через 48 часов после ожога ребенок может принимать жидкости, а позднее и кашицеобразную пищу. После затихания острых процессов следует начинать бужирование. Применение комбинированной терапии кортикостероидами и антибиотиками значительно снижает частоту последующих стриктур.
http://www.mechnikov.dp.ua