В наше время тоталитарные секты вызывают почти такой же страх, как международный терроризм. Между тем, как они влияют на нашу жизнь, есть много общего. Кто-то, вообразив себя чуть ли не богом, берёт на себя право распоряжаться жизнью других людей. Сектантская пропаганда и террористические акции врываются в нашу частную жизнь, отнимают у нас родных и детей, калечат судьбы.
В русском языке слово "секта" несет в себе однозначный отрицательный смысл. Один исследователь верно заметил: "Говорить "деструктивный культ" неверно, потому что "конструктивных" культов не бывает!"
Как человек оказывается вовлечен в тоталитарную секту? Любого ли человека может захлестнуть эта волна? Существует ли "группа риска"? Как спасти своих родных и близких от влияния сект? Больше всего пугает неизвестное, потому что не знаешь, как с ним бороться. Есть поговорка: "Где секрет, там нечисто". Секты и их пропаганда сильны до тех пор, пока люди мало о них знают. Облако мистической тайны скрывает преступления против личности. Сделать тайное оружие известным каждому - означает лишить его половины убийственной силы.
Вовлечение в секту происходит по жесткому сценарию. Вначале сектанты окружают человека чрезвычайным вниманием и заботой. Происходит так называемая "бомбежка любовью". Атмосфера дружелюбия, готовности выслушать ошеломляет новичка, непривычного к такому отношению со стороны малознакомых людей. Впоследствии человеку бывает очень тяжело отказаться от этой даром полученной "любви" и встать в конфронтацию с группой, отстаивая свою точку зрения. Ему кажется грубой неблагодарностью обмануть доверие этих симпатичных людей, не соглашаться с ними, ответить грубостью на "бескорыстную" симпатию, которую они ему подарили. Человек оказывается заложником "дружбы", на самом деле являющейся обыкновенной ловушкой, ничуть ни лучше первой дармовой дозы наркотика, которой снабдит вас в подворотне веселый и компанейский "дилер".
Изменить жизнь новичка в соответствии с идеологией секты - вот какова следующая цель вербовщиков. Ему говорят: "Ты только попробуй! Мы никого не насилуем, не заставляем верить нам на слово. Проверь нашу правоту на собственном опыте!" И отныне он начинает жить совершенно иной жизнью - жизнью, которая уже подчинена не ему. Все его занятия теперь планируются, исходя из требований секты. Человек лишается самостоятельности в выборе занятий, наставники распоряжаются его временем, лишая его автономии, но одновременно избавляя от страха перед свободой, перед возможностью совершить ошибку.
Для многих людей это комфортная ситуация. Предложение "просто попробовать" кончается тем, что человек привыкает к новому образу жизни, когда не нужно думать, не нужно принимать на себя ответственность - достаточно просто слушаться. А затем происходит "обратное подстраивание": вместо того, чтобы действовать в соответствии со своими мыслями, человек начинает мыслить в соответствии со своими поступками, дабы не погрузиться в недопустимый для здоровой психики абсурд несоответствия мыслей и действий.
Одновременно происходит важнейшее событие, изменяющее человека и его жизнь: его семейные, деловые и дружеские связи разрушаются и заменяются на новые. Теперь у него другая жизнь, новые интересы, новые занятия, люди из старого окружения не только не нужны - они мешают. Обычно на этом этапе человек переживает серьезный конфликт: близкие и друзья, почувствовав неладное, только сейчас спохватываются и пытаются вернуть его. Их претензии, обиды, насмешки и попытки давления только подливают масла в огонь. Близкие становятся врагами. Приходится сделать болезненный, но неизбежный шаг: порвать с ними окончательно. Именно тогда человек становится сектантом: он делает решающий выбор, с кем он.
Этот важный момент, когда новичок чувствует себя очень неуютно и трагично, используется сектой для инициации - формального и фактического введение неофита в религиозную группу, придания ему нового статуса. Социальные роли и имена, которые носил человек, начиная от его личного имени (Иван, Светлана, Чингачгук, Жан-Клод Ван Дамм) и кончая ученой степенью (кандидат технических наук), профессией (инженер), семейным положением (разведенный) и медицинским диагнозом (алкоголик), все эти "этикетки", налипшие на человека в течении жизни, сбрасываются и заменяются на новые. При инициации человек зачастую получает новое имя, а главное, он становится в первую очередь тем, кто принадлежит к этой религиозной группе (учеником Христа, мормоном, радастийцем. Человека подробно инструктируют, как следует себя вести в новом качестве, и какие цели отныне перед ним стоят, перед ним разворачивают перспективу духовного роста. Фактически, одна личность заменяется на другую, с другими качествами, целями и опытом, поскольку одновременно происходит переосмысление взглядов на всю прошлую жизнь.
Оглядываясь на свое прошлое, он начинает заново осмысливать все, что с ним произошло, все, что, как он теперь считает, "привело" его в секту. Жизнь наполняется таинственными знаками, говорящими об избранничестве и сакральной миссии. Характернейший симптом - мысль: "Я знал всё это и прежде, но как бы в тумане, а сейчас мне всё стало совершенно ясно!.." Человек фактически переписывает свою биографию, выделяя и особо подчеркивая те эпизоды из прошлого, которые соответствуют его новому взгляду на себя, и намеренно забывая те эпизоды, которые могли бы разрушить этот образ. Отныне человеку не за что зацепиться внутри себя, нечем огородиться от влияния сектантской идеологии, у него нет ничего своего, даже прошлого. Появляется пустая оболочка, которую секта быстро наполняет нужной информацией. Начинается этап собственно "зомбирования": закладки в человека "программирующей" информации.
Эта - самая скандальная - часть информации о сектах, касающаяся методик психического воздействия на сознание, тоже не должна нести в себе аромат нездоровой сенсации. Психофизическое воздействие на человека в секте держится на двух китах: внушении и заражении, и в этом нет никакой мистики.
Для начала человека приводят в состояние повышенной внушаемости, чтобы потом вложить в его голову информацию, которую он воспримет совершенно некритично, то есть, не пытаясь осмыслить её и оценить. Известно, что внушаемость возрастает в экстремальных ситуациях, во время физических и психических перегрузок. Организовать эти перегрузки в жизни сектанта легче легкого: ограничение сна, голодовки, многочасовые молитвы и монотонные физические движения (раскачивание тела, поклоны, ходьба по кругу) выматывают человека настолько, что его способность к разумной оценке того, что ему говорят, резко снижается. Студенты, зубрящие всю ночь перед экзаменом, знают на себе этот эффект: информация словно бы записывается в память безо всякого участия уставшего сознания, наутро ты можешь отбарабанить текст, но не можешь объяснить, о чём он.
Кроме того, секты часто практикуют то, что на профессиональном языке называется "сенсорной депривацией" - то есть, полную "голодовку" одного из пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания или вкуса. Отключение каналов восприятия может привести к перегрузке оставшихся анализаторных систем. Мы знаем, как тонок слух у слепых людей. У человека же, внезапно лишенного возможности получать информацию от одного из органов чувств, оставшиеся органы чувств усиленно работают, чтобы компенсировать недостаток информации, и могут "надорваться" с непривычки. Кроме того, мозг может начать продуцировать ложные восприятия, делая вид, что все в порядке и никакого "лишения" не произошло. Когда людей во время эксперимента помещали в полностью звукоизолированное помещение, они вскоре начинали "слышать" несуществующие звуки. Фотографы, которым приходится по восемь часов в день находиться в тёмной комнате, зачастую жалуются на то, что в конце рабочего дня они "видят" в темноте какие-то смутные расплывчатые образы.
Для угнетения сознания секты используют те же методы, что и для введения человека в гипнотическое состояние. Монотонная музыка либо постоянные повторения одних и тех же слов во время культовых обрядов или в повседневной жизни, переутомляет воспринимающие зоны головного мозга, вызывая глубокую дезориентацию и состояния, подобные трансу, когда человек как бы "спит наяву". В такие моменты ему легко внушить все, что угодно. Информация закладывается в мозг практически бессознательно, но лежит там в состоянии постоянной готовности. Какое-то время она может оставаться на периферии сознания, но стоит человеку воспринять нужный стимул (сакральные слова, особый жест), как в памяти всплывают целые блоки информации, раннее подготовленные формулами внушения. В дальнейшем, если человек будет пытаться выйти из культа или совершить ещё какие-либо нежелательные с точки зрения группы действия, услышав голос лидера и закреплённые внушением формулы, он может вновь вступить на путь автоматического исполнения команд.
Это всё обычно и называют "программированием сознания". Такое программирование легче проходит в группе, когда люди, одновременно выполняя одни и те же действия, стимулируют друг друга, "заражая" и "заражаясь". Хоровое пение и чтение молитв (мантр), совместные молитвы и одновременные действия (танцы, хлопанье в ладоши, прыжки) имеют очень сильное заражающее действие и издавна используются в культовой практике.
Также и вынужденная эмоциональная голодовка, появляющаяся в результате отрыва от семьи и привычных личных контактов, немедленно используется сектой для укрепления связи человека с группой. Лишившись личной суверенности, человек начинает отождествлять себя с группой, воспринимая ее успехи как личные, его самооценка непропорционально растет, соответственно появляется и завышенная оценка группы. Весь мир делится на "мы" и "они", и к "ним" растет враждебность и предубеждение. На этом этапе уже невозможно убедить человека в том, что его группа плоха: любую критику секты он воспринимает как повод усилить самозащиту, еще резче отстаивать правоту своей группы и критичнее относиться ко всем другим людям. Его сексуальность, не находя выхода, сублимируется и переплавляется в преданность лидеру, в его экстатическое обожествление. Значимость лидера группы и самой организации растёт прямо пропорционально средствам и тем силам, которые человек вложил в неё. Чем больше человек жертвует собой, тем выше его оценивают в группе, и тем больше у него стимулов усилить свою жертвенность. Такое нагнетание эмоций доходит в самых крайних случаях до попыток принесения себя в жертву и культовых самоубийств, которые, к примеру, требовала от своих "деток" Мария Дэви Христос - "живая богиня" Белого братства...
Потенциальное "неудобство" демократии состоит в том, что люди имеют право верить в то, во что они захотят. Свобода совести - наше конституционное право. Однако, в современной России существует тенденция воспринимать свободу вероисповедания лишь как констатацию прав так называемых "традиционных церквей": православной и католической, а также иудаизма и ислама (в тонкостях внутреннего подразделения которых большинство россиян слабо разбираются). Антисектантская пропаганда осуществляется преимущественно силами традиционных конфессий и от этого выглядит как вульгарная рыночная конкуренция. Вопрос о правовом и моральном оправдании антисектантской деятельности далеко еще не снят с повестки дня. Свобода совести дает человеку право верить и в новых пророков, в том числе и в тех, чьи проповеди кажутся абсурдными большинству людей, и даже в тех, кто впоследствии оказывается мошенниками. Многие из тех, кого вы захотите "спасать" от влияния сект, будут смотреть на вас как первые христиане на римлян-язычников. И они будут правы.
Каждый человек, живущий в правовом государстве, имеет право вступать в любую организацию. Организация имеет право на существование до тех пор, пока не будет доказано, что её деятельность противозаконна. Вы имеете право примкнуть к любой секте и изучать любое религиозное учение. На это имеют право ваши друзья и ваши родственники, включая несовершеннолетних. Ущемлять это право, аргументируя свои поступки тем, что вы боретесь с вредным влиянием, которое оказывает тоталитарная секта на жизнь и здоровье её членов, означает бороться с тоталитаризмом тоталитарными методами.
Означает ли это то, что мы, после всего вышесказанного, пропагандируем попустительство? Нет. Условие действовать по закону не означает не действовать вообще. У нас есть только один ход: пользоваться тем же правом, каким пользуется религиозная пропаганда - правом высказывать свою точку зрения наравне с другими. И я заявляю: вы имеете право не примыкать ни к какому религиозному течению, в этом также состоит ваша свобода совести. Никто не имеет права заставлять вас верить во что-то используя обман, подтасовку фактов и манипулирование. Существуют правила и приемы, которые помогут вам защитить свою суверенность. Вы и ваши близкие также имеют право знать о них.
* Не торопитесь соглашаться по мелочам, не разобравшись в общей картине. Не позволяйте агитатору вести вас от подробностей к общим принципам ("Ты согласен, что курить вредно? Значит, ты должен согласиться и с истинностью всей нашей священной книги, в которой написано, что курить вредно"). Вы можете прийти к согласию относительно некоторых моральных и поведенческих принципов всего лишь потому, что они общеприняты, а вовсе не потому, что агитатор вещает абсолютные истины.
* Будьте готовы на то, чтобы отказаться от опрометчиво данного обязательства и перенести некоторый эмоциональный дискомфорт, если чувствуете, что от вас требуют больше, чем вы хотели пообещать. Не позволяйте эксплуатировать вашу "надёжность" и "принципиальность" тому, кто сам идёт на подтасовки и ущемление ваших прав ("Мы не ожидали, что ты нас предашь, столкнувшись с трудностями").
* Никогда не соглашайтесь предпринять внезапные изменения в своей жизни, если сами еще не уверены в том, что это нужно сделать. Умейте противостоять нажиму, не поддавайтесь на провокации ("Будь решительней, смелость принесет тебе победу!"). Если вам нужно время, чтобы всё обдумать, требуйте от агитатора предоставить вам это время.
* Доверяйте себе, своему интеллекту и интуиции. Не стесняйтесь признаться, что вы чего-то не понимаете из речей агитатора. Требуйте ясных, простых объяснений. Если вам их не могут предоставить - это признак не вашей глупости, а того, что вас намеренно дурачат. Не соглашайтесь только потому, что того требует ваш такт. Помните старинное изречение: "Иной раз достаточно быть грубым, чтобы не быть обманутым".
* Не верьте в возможность бескорыстной, внезапной любви со стороны незнакомых людей. Помните, что любовь, дружба - это двусторонние отношения, требующие отдачи и взаимных обязательств. Осознайте, что потребуют от вас взамен.
* Всегда помните, что лесть - один из главных рычагов манипулирования сознанием, и не поддавайтесь на искушение ("Большинство людей не поняли бы то, о чем я Вам рассказываю, но Вы, конечно, умнее прочих..."). То же самое с иллюзией власти: если вам дается власть над другими людьми или обстоятельствами, узнайте, на какие уступки вам придется пойти, чтобы ее сохранить? (Возможно, вас научат управлять погодой, но для этого вы должны будете расстаться с семьёй или с имуществом).
* Не будьте наивным. Не верьте в то, что существуют простые решения сложных личных, социальных и политических проблем, и люди, которые их знают.
Несмотря на то, что интеллигентская среда породила множество паранаучных культов, средний образовательный уровень сектантской "массовки" остается низким. Секта "заменяет" или организует семью, соответственно, она притягивает преимущественно людей с неустроенной личной жизнью. Как было показано, жизнь "в секте" снимает остроту некоторых психологических проблем. В этом сила и слабость сект. Достигая гармонии с собой и с обществом, познавая мир, люди отпадают от секты. Новые культы, обильно возникающие в студенческой среде, недолговечны. Получая диплом и приобретая первый счастливый любовный опыт, человек теряет необходимость в поддержке со стороны религиозной группы. Если у человека есть работа, семья и уверенность в себе, он практически неуязвим.
Существуют различные типологии религиозных объединений. Обычно "секта" понимается как принципиально динамическая группа, идеология и организация которой пока подвержена изменениям. Устоявшаяся, "заматеревшая" секта, зафиксировавшая свое священное писание, универсализовавшая обрядность, приобретшая жесткую иерархию, становится церковью. Современные мировые религии имеют за спиной прошлое в виде учения маленькой секты единомышленников. Но большинство сект не имеют будущего. Они не выдержат конкуренции, группы распадутся или вольются в другие, более сильные группы.
Инф.womenclub.ru