Наверное, не будет особым преувеличением сказать, что слово «склероз» у большинства людей ассоциируется с насмешливой ухмылкой при виде чье-то забывчивости – и участливым вопросиком: «Ну что, склероз замучил?». Хотя, разумеется, до наступления старости атеросклероз сосудов головного мозга, среди прочего вызывающий и снижение памяти, встречается довольно редко.
Однако тем, кому пришлось встретиться со склерозом «рассеянным» – не до шуток. Нет, по проявлениям он во многом напоминает и обычный вышеупомянутый церебросклероз – только поражает в первую очередь больных от 20 до 40 лет. Хотя может эпизодически встречаться и у совсем уж маленьких детей – и у стариков. И последствия этого заболевания куда серьезнее, чем у всегдашней старческой немощи.
Органическим субстратом рассеянного склероза является разрушение миелиновой оболочки волокон нервных клеток головного и спинного мозга – с постепенной заменой миелоцитов соединительной тканью. Фактически – рубцом, не способным выполнять функции ткани, которая подверглась гибели. Просто «рубец» этот далеко не один, как, скажем, после инсульта, при котором тоже умирают нервные клетки в каком-то месте – но эти очаги хоть и мелкие, но их очень много. Отсюда и название данного склероза – «рассеянный». Это же обстоятельство определяет и очень разные признаки болезни – но об этом позже.
Что является однозначной причиной рассматриваемого заболевания – доселе неизвестно. Впрочем, временами складывается впечатление, что ученые просто излишне осторожничают с окончательными выводами. Ведь давно известно – практически ту же картину с рассеянным склерозом дает так называемый «рассеянный энцефаломиелит» («Энцефалон» – головной мозг, «миелос» – мозг спинной, а суффикс «ит» указывает на воспаление). Роль же вирусов в происхождении РЭ практически доказана. И вся разница между рассеянными энцефаломиелитом и склерозом лишь в том, что первый, теоретически, должен закончиться выздоровлением – хотя и может оставить после себя последствия вплоть до параличей. А вот второй продолжает прогрессировать – либо непрерывно, либо периодически – то обостряясь, то стихая. Последний вариант, кстати, в плане прогноза для больного гораздо более благоприятный.
Впрочем, роль вирусов в развитии рассеянного склероза фактически и так признается – среди средств с доказанной эффективностью для лечения болезни успешно применяются так называемые «бета-интерфероны». Несколько отличающиеся от тех своих «собратьев», которые мы капаем в нос при угрозе или начале заболевания гриппом и другими ОРЗ – но тоже из группы противовирусных белков с универсальным эффектом.
Другое дело, что даже полное уничтожение всех размножающихся и даже «дремлющих» вирусов в организме больного рассеянным склерозом (если бы это было возможно) все равно не решит проблему полностью. Ведь гипотетический вирус-возбудитель уже сделал свое черное дело - обманул человеческий иммунитет, так, что последний стал воспринимать чужеродными не только вирусные частицы – но и ткани собственного организма. В данном случае – нервные клетки. И при каждом обострении рассеянного склероза имунные клетки больного начинают разрушать нервную систему больного – это и есть так называемое «аутоимунное» воспаление.
Много признаков – и ни одного специфического.
Какие же признаки рассеянного склероза? Вопрос это крайне сложный. Нет, чисто формально можно перечислить и все возможные жалобы при данной болезни. Только жалобы эти, в разных сочетаниях, одновременно присутствуют при 90% других заболеваний центральной нервной системы – включая и относительно безобидные. Ну, многим ли хочется при ощущении головной боли или головокружения на перемену погоды подозревать у себя не обычное переутомление, или даже «вегето-сосудистую дистонию» – а грозную патологию, чреватую инвалидностью? Так недолго и иппохондриком стать.
С другой стороны, рассеянный склероз обычно и начинается исподволь, под маской других нервных болезней (американцы насчитали таких «масок» до 30). Просто «сорвать маску» с тяжелого недуга может только врач-невропатолог. Даже при самом обычном осмотре, с помощью неврологического молоточка и собственных рук доктор сразу увидит, например, «пирамидные» симптомы – которые при обычном неврозе не встречаются. И начнет «копать» в плане дальнейшего дообследования пациента. А там уже, с помощью магнито-резонансной томографии (хоть и не сразу после начала заболевания) в мозгу могут обнаружиться очаги поражения, склеротические бляшки…
Впрочем, для особо избегающих визита в поликлинику горе-храбрецов несколько наиболее характерных симптомов все же назовем.
Двоение в глазах. Тут, вообще, промедление недопустимо – этот признак характерен не только для РС, но и, для, скажем, ботулизма. А там счет идет не на дни – а на часы, иначе ботулотоксин, самый сильный яд на земле (смертельная доза – одна полумиллионная грамма), очень быстро сделает любое лечение неактуальным. Но если пронесло с отравлением вздутыми консервами или несвежими копченостями, а двоение все равно есть - это очень весомая причина побыстрее обратиться не только к окулисту, но и невропатологу.
Нарушения мочеиспускания. В начале болезни это, обычно, «императивные (повелительные) позывы». То есть, когда человеку хочется помочиться – это желание настолько сильно, что он не всегда успевает добежать до туалета. Симптом этот, правда, не строго специфичен для рассеянного склероза – но все же специфичнее прочих «общемозговых», вроде головной боли и головокружения.
И уж абсолютным показанием для обращения к специалисту является температура (высокая и не очень) – и развитие на ее фоне слабости конечностей, их онемения, нарушения зрения и проч. Например, в рамках вроде бы обычного ОРЗ, которое большинство героически переносят «на ногах», без вызова врача, особенно, если не нужет «больничный лист». А описанная картина вполне может как быть началом «острого рассеянного энцефаломиелита». И только от своевременности начала квалифицированного лечения зависит, завершится ли болезнь выздоровлением – или перейдет в хронически-рецидивирующую форму. Что и означает рассеянный склероз в чистом виде.
Прогноз последнего заболевания чаще неблагоприятен. Нет, жизни он обычно не угрожает. А вот работоспособности – увы. В далеко зашедших (или быстро развивающихся) случаях картина мало чем отличается от тяжелого инсульта – парезы, параличи, порой полная обездвиженность. В более легких – шаткость при ходьбе, снижение памяти, умственной работоспособности, нарушение мочеиспускания – в разных вариантах сочетания. У одних болезнь может тянуться целые десятилетия – не выходя за рамки «третьей» группы инвалидности. Другие получают «первую» уже спустя несколько лет.
Лечиться без фанатизма
Впрочем, совсем уж неизлечимым рассеянный склероз назвать нельзя. Как минимум, его рецидивирующие формы лечатся довольно неплохо – хотя, увы, полностью и не излечиваются. Самый старый способ – в момент обострения нагрузить больного ударными дозами кортикостероидных гормонов, вроде преднизолона, дексаметазона и т.д., в разы и десятки раз превышающие их суточную выработку организмом. Аутоимунное воспаление сходит на нет, поврежденная миелиновая оболочка нервных волокон восстанавливается – вместе с угнетенной функцией. Например, у больного возрастает сила мышц ранее ослабевших конечностей, улучшается мочеиспускание и прочее.
К сожалению, гормонотерапия, несмотря на относительную дешевизну, имеет немало побочных эффектов. Для предотвращения рецидивов используются уже другие препараты – в том числе упомянутые выше «бета-интерфероны». К сожалению, лишь интерфероны отечественного производства имеют вменяемую стоимость порядка нескольких десяткой гривен за ампулу. А вот «импорт», что лекарств этой группы, что групп других, доходит до тысяч гривен и даже долларов за ту же ампулу. Ну а весь курс лечения всей этой «инновацией» обойдется вплоть до сотен тысяч гривен в год. Лечиться же придется пожизненно.
Понятно, что выделять каждому больному такие деньги (а страдающих рассеянным склерозом в Украине только официально насчитывается около 20 тысяч, неофициально – гораздо больше) государство не в состоянии. Тем более, речь идет не о спасении жизни – и даже не о полном (или почти полном) выздоровлении. Но – всего лишь об «достоверном улучшении» отдельных показателей, в лучшем случае, на десятки процентов.
Но и впадать в панику, продавая квартиру-машину-вещи для покупки «самого эффективного лекарства» тоже не стоит. Во-первых, как уже говорилось, украинские «бета-интерфероны», довольно эффективные при РС, стоят сравнительно недорого – и даже нередко выписываются больным бесплатно. А, во-вторых, загнать себя и родных в хронический стресс ради поиска несуществующей панацеи – не лучший способ выздороветь от любой болезни. А тем более, от такой, при которой даже горячая ванна может вызвать обострение – не говоря уже о постоянном нервном напряжении.
Впрочем, желающие во что бы то ни стало получить лечение «по лучшим мировым стандартам», при желании, могут попытаться стать участниками какой-нибудь программы клинических испытаний, финансируемых из-за рубежа. Попросту – добровольными «подопытными кроликами». Хотя, конечно, проверять вообще непроверенный препарат на людях никто не станет. Так или иначе, но на участника такой программы ее организаторы могут позволить себе потратить лекарств в эквиваленте стоимости неплохой иномарки.
Конечно же, можно пробовать и нетрадиционные способы лечения. Стволо-клеточную терапию. Иглоукалывание, психотерапию, гомеопатию, фитотерапию. Результат, правда, не очень прогнозируем – но при удаче, может показаться со стороны просто чудом. И обязателен настрой на хорошее. В упомянутых выше клинических испытаниях, кроме «контрольной группы», не получающей ничего, и группы, получающей препарат, есть еще «плецебо-группа». То есть, те больные, которым дают «пустышку» («плацебо») под видом действующего лекарства. И эффект от последнего оказывается хоть и ниже реального медикамента – но гораздо выше, чем у контрольной группы. Вера и самовнушение – очень сильная вещь…
В заключении посоветуем лишь одно – если, не дай Бог, у Вас появились какие-то жалобы со стороны нервной системы - не откладывайте визит к невропатологу «пока жареный петух не клюнет». Лучше в очередной раз получить рекомендации насчет вегетодистонии – чем узнать, что у тебя далеко зашедшее органическое поражение мозга. Как можно более раннее установление диагноза и начало лечение при рассеянном склерозе может значительно улучшить прогноз заболевания – тем самым улучшив качество жизни больного.
http://cooking.ua