Трезвый образ жизни вредит карьере и уменьшает заработки. Умеренно пьющие люди более успешны. Такое скандальное открытие обнародовали в конце минувшего сентября ученые Университета Сан-Хосе (США). Годятся ли американские выкладки для России — одной из самых пьющих стран мира?
Поработать печенью
— Общественная мораль и даже Библия говорят о том, что если ты будешь пить, то будешь жить в нищете, — рассказывает в эксклюзивном интервью «Огоньку» руководитель исследования о… пользе пьянства, профессор экономики государственного Университета Сан-Хосе Эдвард Стрингхем. — А мы с коллегами давно заметили обратную закономерность и пришли в восторг от возможности изучить феномен и в цифрах доказать, что расхожее мнение неверно.
Несколько лет ученые сопоставляли алкогольные аппетиты и заработки 8 тысяч человек: заставляли вести дневники, заполнять огромные опросные листы, проходить тренинги. В итоге Эдвард Стрингхем доказал, что в Америке пьющему человеку легче устроиться в жизни.
Пьющие люди общительнее, поэтому создают более мощные социальные сети. На корпоративных вечеринках они легче находят общий язык с начальством (или подчиненными), поэтому быстрее продвигаются по службе. Внутри рабочего коллектива создается неформальный клуб по интересам, который выталкивает из своей среды трезвенников, потому что непьющие люди кажутся пьющим скучными и скрытными.
Вот некоторые показатели: умеренно пьющие женщины в целом приносят своим компаниям на 14 процентов прибыли больше, чем непьющие, и на столько же больше зарабатывают сами. Умеренно пьющие мужчины зарабатывают на 10 процентов больше, если выпивают в одиночку, и на 17 процентов больше, если пьют в пабе со своим трудовым коллективом.
«Огонек» попросил Эдварда Стрингхема конкретизировать показатели «умеренного пьянства» в дозах и граммах. В ответ калифорнийский ученый назвал грандиозную цифру — 21 — 38 дринков в неделю (дринк — это 12 мл чистого спирта. — «О»).
— Вы не оговорились? Может быть, 21 — 38 дринков в месяц? — переспросили мы.
— Нет-нет, — рассмеялся американец. — Мы серьезно изучали этот вопрос. Именно в неделю. Вот если больше 38 дринков — тогда выпивка приносит вред, а не пользу.
— Но это же почти 2 бутылки водки, ваших подопытных не мучает похмелье?
— Разве немного. Но что делать — это естественная плата за успешность.
Без носков
Исследования доктора Стрингхема, однако, не вдохновили российских менеджеров по персоналу. Особенно тех, кто знает об американской корпоративной этике не понаслышке.
— Я долгое время проработал в Америке и видел все это их корпоративное пьянство во всей красе, — сказал «Огоньку» директор по персоналу одной из крупнейших наших компаний — РАО «ЕЭС России» Вадим Галка. — Не думаю, что оно значит что-либо, кроме желания напиться. Мне кажется, что на русской почве говорить об исследовании Стрингхема просто безнравственно. В России пьющие сотрудники чаще болеют, меньше думают о работе и хуже концентрируются. Поэтому мы занимаемся как раз обратным — пропагандой совместных занятий спортом. Обеспечиваем своих сотрудников возможностью посещать хороший спортклуб — вот это их, безусловно, объединяет.
Безнравственными результаты исследования Эдварда Стрингхема также считает директор консалтинговой компании Axes Management, обучающей крупные корпорации мастерству управления человеческим капиталом, Алексей Ересковский.
— Секрет высоких заработков скрыт не в алкоголе, а в корпоративной этике. Команда вдвое сильнее разрозненного коллектива. Совместная выпивка — только один из методов собрать из сотрудников команду, но не единственный.
У нас есть тренинг под названием «без носков», — рассказывает Алексей. — К нам приходят менеджеры высшего звена, мы сажаем их за круглый стол и просим обсудить какой-нибудь сложный вопрос. Они обсуждают его очень официально, высказывают точки зрения своих корпораций. Позже мы просим их пересесть на пол, снять галстуки, ботинки и носки. И снова обсудить тот же вопрос.
Тут-то все в корне меняется — участники тренинга знакомятся, больше говорят о себе, высказывают креативные идеи, то есть становятся чуть-чуть командой. Совместную выпивку рабочего коллектива в пабе после работы можно приравнять к тренингу «без носков».
Выпивка с коллегами на самом деле сближает людей, но больше благодаря мероприятию, чем алкоголю. Готовность человека после работы остаться с коллегами и отсрочить возвращение в любимую семью — первый и основной знак лояльности к своему коллективу. Уже в баре или кафе человек должен разговаривать с коллегами, искать темы, а значит, узнавать людей, с которыми работает, лучше, интересоваться их человеческой, неформальной частью.
Над человеком, который отказывается от корпоративных мероприятий, коллектив неминуемо поставит жирные знаки вопроса. Почему он отказывается от общения? Мы ему не нравимся? Понятно, что обоюдная нелояльность человека и его рабочего коллектива отрицательно скажется на карьере и заработках.
Не здесь и не сейчас
Еще более возмущен результатами исследования Эдварда Стрингхема главный нарколог Минсоцздрава РФ, членкор РАМН, директор ННЦ наркологии Росздрава, профессор Николай Иванец.
— Вы хоть понимаете, какая страшная проблема для России — алкоголь? Два с половиной миллиона зарегистрированных алкоголиков. А ведь это вершина айсберга. На самом деле алкоголиков раз в десять больше. И в последнее время обозначилась новая тенденция — массовый алкоголизм среди высокопоставленных чиновников и менеджеров. Эти люди думают, что пить дорогой коньяк или виски совсем не то же самое, что дешевую водку или портвейн. Они до последнего не признаются себе в зависимости. Думают, что в любой момент смогут остановиться.
Пока не попадают к нам с психозом. Ведь алкоголизм — это хроническое прогрессирующее заболевание, характерное периодами обострений и ремиссий. Когда у алкоголика ремиссия — он думает: «Ну вот, я здоров, уже две недели не пил», но потом снова приходит обострение. Алкоголь — это наша национальная катастрофа, во много раз превышающая проблему наркотиков. Надо не реабилитировать алкоголь, а убирать его с прилавков магазинов.
По статистике ННЦ наркологии Росздрава, в России на душу населения в год потребляется 9,5 литра чистого спирта. Это на 2,5 литра больше, чем 6 лет назад. На 100 тысяч населения 1650 зарегистрированных алкоголиков. Это страшная статистика, и государство, уверен профессор Николай Иванец, обязано принять комплексные меры для ее сокращения, как это делается в Норвегии.
То есть перевести производство в государственный сектор; ввести акциз 75 — 80 процентов от стоимости; продавать только в специальных магазинах и только до 18:00; строжайше запретить распитие в общественных местах и появление в общественных местах в нетрезвом виде; наладить работу просветительской антиалкогольной кампании.
После вердикта профессора Иванца «Огоньку» осталось перезвонить Эдварду Стрингхему и спросить, не получал ли он ноты протеста от американских антиалкогольных ассоциаций? Ведь в США алкоголизм тоже серьезная проблема — те же самые два с половиной миллиона зарегистрированных алкоголиков.
— Всегда есть люди, желающие ограничить свободу научной мысли, — беспечный американец рассмеялся в трубке. — Да, вчера один джентльмен прислал мне письмо, где сообщил, что его жена умерла от алкоголизма. Я сочувствую, но хочу подчеркнуть, что наше исследование касается только респектабельных пьющих. Если человек больше зарабатывает, значит, повышается его продуктивность и, значит, он приносит больше пользы своей стране.
— Пьянство на самом деле приносит деньги, — поведал «Огоньку» член Ассоциации анонимных алкоголиков Андрей Г. — Мы, бывшие алкоголики, об этом знаем как никто другой. Бросаешь пить, и доходы как отрубает. Держишься месяц-другой, потом от безденежья выпьешь бутылку пива, и в тот же день кто-нибудь вернет долг или работенку подкинет. Объяснить это невозможно — мистика. Мы зовем эти деньги бесовскими, потому что тянут они вниз.
Великие алкоголики
Генри Миллер (1891 — 1980) Великий американский писатель. До 50-х годов ХХ века вел беспутную жизнь, работал кондуктором, мусорщиком, страховым агентом, журналистом, художником-акварелистом. Все это время много пил, развратничал и сквернословил. Из спиртных напитков предпочитал вино.
Эрнст Хемингуэй (1899 — 1961) Писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе. Не садился работать без стакана коктейля «Дайкири» на основе рома «Бакарди». Он прославил эти два напитка, а они его в итоге погубили. В 1961 году, после выхода из больницы, где лежал с диагнозом «депрессия», Хемингуэй застрелился из охотничьего ружья.
Денис Давыдов (1784 — 1839) Генерал, основатель армейского партизанского движения, герой войны 1812 года. Пушкин называл его Денисом-храбрецом. Как гусар, он пил пунш, грог, водку, вино и все алкогольные напитки, имевшиеся в наличии.
Уинстон Черчилль (1874 — 1965) Премьер-министр Великобритании, оратор, писатель, художник. Его картины выставлялись в Королевской академии, а в 1953 году он получил Нобелевскую премию по литературе. Всю жизнь очень любил выпить. Говорил, что «алкоголь — это анестезия, которая помогает пережить операцию под названием «жизнь».
Эдгар Аллан По (1809 — 1849) Писатель. Постоянно проигрывал в карты и пил ром стаканами. Эдгар По прожил всего 40 лет и умер, скорее всего, от алкоголя.
http://med.israelinfo.ru