Таков результат четвертьвекового исследования, которое показало, что продлевают жизнь генетика и правильный рацион, а вовсе не подсчет калорий.
В начале 80-х XX века, пока Дон Ингрэм, работавший еще в Национальном институте старения (NIA, США), обдумывал свой эксперимент, ряд экспериментов на короткоживущих животных показал, что сокращение калорий и впрямь продлевает жизнь. Так, крысы, сидевшие на диете, щеголяли блестящей шубкой и юношеским задором перед хорошо питавшимися сверстниками, которые уже начинали лысеть и остепеняться. Недавно молекулярные штудии к тому же выявили каскад изменений в экспрессии генов, который вызывается менее калорийным питанием и в целом замедляет процессы старения.
В 2009 году были опубликованы результаты 20-летнего наблюдения за резусами в Висконсинском национальном центре исследований приматов (WNPRC, США), которые опять и снова подтвердили полезность умеренного питания: лишь 13% обезьян, сидевших на диете, скончались от старости, тогда как в контрольной группе по той же причине умерли 37%.
Но, быть может, дело не в калориях, а в том, что питание макак было организовано неправильно? И тогда выходит, что долгожители просто ели меньше нездоровой пищи и дело не в количестве, а в качестве калорий. Судите сами: 28,5% рациона составляла сахароза, тогда как в NIA на нее приходилось всего 3,9%. При этом во втором случае обезьянам давали ещё и рыбий жир с антиоксидантами.
Вдобавок резусы WNPRC еще и ели больше: их аппетит никто не ограничивал, а в NIA подопечные получали точно отмеренные пайки.
Далее, определенную роль могла сыграть генетика: все висконсинские резусы происходили из Индии, тогда как в NIA постарались набрать более смешанный контингент, разбавив индийских макак китайскими. Возможно, как и в приведённом выше случае с крысами, сыграл роль генетический фактор.
Что касается молекулярного эффекта, то там тоже всё сложно. Вещества вроде ресвератрола, содержащегося, например, в красном вине, вызывают такую же стрессовую реакцию, как и недоедание: отключаются процессы, не имеющие жизненной необходимости, и всё внимание направляется на борьбу с новой проблемой. Но надежды на то, что старение можно отложить путём воздействия на один-единственный ген или белок в одном молекулярном пути, рухнули после того, как учёные выяснили, что ключевые молекулярные пути у всех животных разные.
Маловато свидетельств и на самом главном направлении исследований - человеческом. Наблюдения показали, что дольше всех живут люди среднего веса. А везунчики, доживающие до ста лет, должны в первую очередь благодарить свои гены, а не диеты.
http://www.eurolab.ua/