Как известно, современная культура отводит сну в шкале своих ценностей не самое почетное место. И даже там, где японский "трудоголизм" еще не сильно прижился, многие успешные люди на вопрос: "Да как же Вы все это успеваете?" с гордостью отвечают: "А я встаю на час раньше". Зато те, кто любят поспать подольше, хорошо, если со снисхождением, а не осуждением, именуются "сонями". Что является почти синонимом "лентяев".
Между тем, такое отношение ко сну, мягко говоря, неоправданно. И, более того – научно необоснованно. И главным парадоксом научного знания, а не культурных предрассудков, как раз является то, что во сне мозг работает даже интенсивнее, чем во время бодрствования!
А причины тому – любопытная схема восприятия и переработки информации. Дело в том, что первичным его звеном является "кратковременная память" – имеющая очень небольшую емкость. Выражаясь компьютерным языком – 6-9 "бит". То есть, к примеру, запомнить наизусть телефонный номер с числом цифр, больше чем указанное – без специальных усилий (обычно, реализуемых подсознательно) просто невозможно.
Разумеется, такой жалкий объем просто неспособен вместить целом море дневных впечатлений, поступающих от зрения, слуха, обояния – да и логического мышления тоже. Все это откладывается до поры до времени в памяти "промежуточной". Имеющей гораздо большую, нежели кратковременная, обширность – но последняя все равно оставляет желать лучшего. Ее можно сравнить с "транзитным складом" – который должен время от времени опорожняться – во избежание переполнения.
Основным же "вместилищем" информации является память долговременная. Именно в нее полученные за день данные перемещаются из памяти промежуточной. Но – не напрямую, а опять же, посредством памяти кратковременной, работающей, в качестве своего рода "оперативной памяти" главного мозгового "микропроцессора".
Естественно, если этот "микропроцессор" занят обработкой внешней информации во время бодрствования – скорость опорожнения промежуточной памяти во время такого "многозадачного режима" резко замедляется. А то и совсем прекращается – что ведет к перегрузке "промежуточной" инстанции.
Без сна начинаются "сумерки"
А что в это время чувствует сам человек? Да ничего хорошего! Его неудержимо начинает клонить ко сну – ведь только во время него кратковременная память может переключиться от обработки внешних впечатлений, на переработку впечатлений накопленных. Мысли начинают путаться, задачи решаются очень медленно – в общем, это уже не работа. А заодно – колоссальная перегрузка всего организма. Хотя "рекорд" героической борьбы со сном зарегистрирован на уровне около недели – но тяжелые последствия могут наступить гораздо раньше. И хорошо, если это будет только "запредельное торможение" коры головного мозга, с "отключкой" в виде глубокого сна больше суток – а не остановка сердца с дежурным диагнозом "хроническая сердечная недостаточность".
К счастью, в случае, когда полноценный сон невозможен – организм нередко находит способы пусть неполной, но все же компенсации этого ненормального состояния. Главным образом – это "многозадачный режим" работы кратковременной памяти, при которой часть ее обрабатывает свежие впечатления, а другая – уже накопленные. Как это наблюдается, например, у многих хищников – которые почти не спят, или же спят очень чутко. А у морских млекопитающих, дельфинов и китов, которые дышат воздухом через легкие, а не жабры, как рыбы – попеременно работает то одно, то другое полушарие мозга. И грациозные животные, чей интеллект по некоторым оценкам, вплотную приближается к человеческому, благодаря этому механизму не тонут.
Тем не менее, описанный выше механизм компенсации для людей мало пригоден. Тем более, нет никакой гарантии, что он включится – в противном случае, длительное лишение сна может закончиться плачевно. Поэтому спать все-таки нужно. Особенно – лицам интеллектуального труда, начиная со школьников и студентов. Так, согласно массе исследований, усвоение новых знаний улучшается в 4-5 раз – при условии, если после обучения испытуемые нормально спали. Или, хотя бы, проводили определенное время в затемненной комнате с закрытыми глазами. Ведь именно через зрение человек воспринимает 90% информации – и отключение зрительного анализатора дает дополнительную возможность переработки накопленного в долговременную память.
Сколько нужно спать в идеале?
В заключении коснемся вопроса – так сколько же, все таки, нужно спать? Увы, ответ науки на этот вопрос несколько неоднозначен. Просто сказать "чем больше – тем лучше" тоже будет ошибкой – есть данные, что многоспание больше 9-10 часов тоже приводит в раннему старению и неприятным болезням мозга (типа болезни Паркинсона или Альцгеймера), как и сон малой продолжительности. Однако и нижняя граница последней тоже варьирует по различным данными – от 5 до 6,5 часов. Большинство ученых, все же, сходятся во мнении, что "идеалом" является около 7,5 – 8 часов сна. Что, в общем, и так давно было известно чисто "эмпирическим" путем – например, столько положено спать солдатам в большинстве армий мира.
Но, в целом, подгонять себя под "прокрустово ложе" той или иной продолжительности сна не стоит. Организм и сам знает, сколько ему нужно спать. Правда, при условии, что пробуждение происходит не по будильнику, а засыпание – по желанию, а не тогда, когда закончены все дела. Так что, по большому счету, длительность сна правильнее всего "откалибровать" по время отпуска. Тогда, хотя бы, будешь знать – сколько тебе требуется пребывать в "объятиях Морфея". А уж потом, с началом трудовых свершений, стараться хотя бы приблизительно следовать установленному "идеалу".
А если идеал недостижим?
Но что же все-таки делать, если сон нормальной продолжительности – непозволительная роскошь? В принципе, и на такой случай есть определенные наработки. Самая радикальная из них, конечно, это 6-разовый сон, применяемый в практике спецслужб. Когда обычный отдых невозможен – скажем, для группы разведчиков, направленных в тыл врага. В таком варианте человек спит по 15 минут с четырехчасовым интервалом – всего за сутки получается полтора часа. Но эффект от такого отдыха, как минимум, не намного хуже, чем при сне обычной продолжительности – ведь "работникам невидимого фронта" приходится работать очень интенсивно, и головой, и руками. Так что, если бы они при таком "эспресс-сне" ходили бы полусонными – методика явно не прижилась.
Вообще, указанная техника показывает важную вещь – чем короче период бодрствования, тем меньше может быть и полноценный сон. Поэтому, спать несколько раз в день обычному человеку, может, и не стоит (за исключением, разве что, кормящих мам) – но вот о послеобеденном сне многим задуматься стоит. Если есть возможность, конечно. Во всяком случае, больше 10 лет такая практика применяется в "Силиконовой долине" – центре американских компьютерных технологий. Не для всех правда – лишь для менеджеров высшего и среднего звена, имеющих в своем распоряжении комнату отдыха. Но боссы справедливо рассудили, что "овчинка стоит выделки" – производительность труда их подчиненных при такой организации труда после обеда выросла довольно заметно.
А заключении пожелаем нашим читателям хорошо высыпаться – чтобы всегда чувствовать себя здоровыми и энергичными!
http://obozrevatel.com/