Как мы выбираем спутника жизни? Кто решает, какой супруг или супруга нам достанется? С тех пор как сваты вышли из моды, в таинстве встречи двух любящих сердец нам мерещится промысел самых разных сил: звезды, судьба, воспитание или, по новой моде, считается что гены отвечают за более или менее счастливый союз… А может, это просто дело случая?
Дэвид Ликкен, к примеру, уверен, что за выбор партнера отвечает исключительно случай. Ликкен – серый кардинал американского исследования близнецов. Он в течение десятилетий собирал сотни личных дел и жизнеописаний. В процессе корпения над всеми этими данными, он заметил, что у супругов близнецов не больше общего, чем у любых других мужчин или женщин. Это странно. Ведь, хотя у каждого из однояйцевых близнецов формируются собственные личности, все-таки друг на друга они похожи больше, чем на других людей.
Получается, что в любви все иначе. Если бы гены указывали в кого нам влюбляться, то любимые люди генетически одинаковых (монозиготных) близнецов должны быть более похожи друг на друга, чем у дизиготных (двуяйцевых) близнецов. Если бы воспитание имело ощутимое влияние на эротический вкус, то и однояйцевые и двуяйцевые близнецы делали бы похожий выбор, ведь их воспитывали одинаково. Но ничего подобного не наблюдается.
Ликкен опросил 500 близнецов, могут ли они представить себе роман с шурином или золовкой - их реакция была совсем не восторженной. Это же касается и их супругов: они не испытывали абсолютно никакой тяги к близнецовой версии своего партнера.
Сватовская мудрость
И все-таки, почему мы влюбляемся в того или иного человека? Американский психолог Дороти Теннов опросила сотню влюбленных об их чувствах, раздала им анкеты и даже частично проанализировала доверенные ей дневники. На основе этого она написала не только обширнейшее, но и одно из самых прочувствованных исследований о любви, когда либо проведенных.
И вот к какому выводу пришла… В момент зарождения чувств решающую роль всегда играет одно и то же: влюбляющийся человек замечает интерес другого к себе. «Я втюрилась в Бернарда потому что подумала, что и он меня может полюбить». Эта фраза, сказанная одой из женщин, в той или иной форме встречалась и в рассказах практически всех людей, с которыми общалась Теннов.
Значит, в самом деле, существует «универсальный возбудитель страсти», только это не традиционные: мужской статус или женские формы. Скорее, вожделение возникает, когда мы чувствуем, что нас вожделеют. То есть он (или она) пошлет сигналы симпатии только тогда, когда воспримет их сам (сама): любовь – это как порочный круг. То, как мы расположены друг к другу гораздо важнее того, насколько визави отвечает нашим идеалам. Чтобы между людьми проскочила искра, оба должны настроить свои «антенны» одновременно и на прием и на передачу. Обычно мы этого не делаем, потому что отвлечены на другие вещи, но ведь случается такое иногда!
Если так посмотреть, то нет ничего удивительного в том, что золовки и деверя из близнецового исследования психолога Ликкена не испытывали воодушевления по отношению друг к другу. Не будет же умный муж заигрывать с женой своего брата. Между прочим, сватам выводы психолога Теннов известны испокон веков: у них есть привычка рассказывать обоим кандидатам, как лестно о них отзывалась другая сторона.
Противоположности отталкиваются
Находясь в эйфории влюбленности, мы зачастую бываем не очень разборчивы. Наш избранник нередко кажется нам настолько прекрасным, насколько мы хотим его таковым видеть. А когда мы находим в своем возлюбленном нечто такое, что оттолкнуло бы нас от любого другого человека – именно это кажется нам особенно очаровательным. И все-таки, что бы там ни говорила народная молва, любовь отнюдь не слепа. Только решение принимается не в первом порыве, а потом…
Как только стихает первое сердцебиение, мы рассматриваем ее или его более внимательно и замечаем, что в том, как он после еды сосет сигару нет ничего эротичного, одна сплошная показуха. Или: ее неожиданные приступы гнева кажутся нам уже не знаками необузданной страсти, а ребячеством. И тогда мы задумываемся: а действительно ли хотим прожить остаток жизни именно с этим человеком?
Как показали психологические исследования, противоположности не притягиваются, а отталкиваются. Чем дольше пары живут вместе, тем больше люди становятся похожими друг на друга. И дело не в том, что люди приспосабливаются друг к другу и перенимают черты друг друга. А в том, что основные черты нашего характера удивительно стабильны. Даже когда любовь огромна, маловероятно, что замкнутый мечтатель в обществе светской львицы превратится в публичного типа. То, что подобное притягивается к подобному – следствие отбора: если в отношениях слишком много противоречий, они рушатся. Сохраняются лишь те союзы, в которых с самого начала царит взаимопонимание.
И еще: ведь правда редко гений уживается с откровенным дураком? Или возьмем ценности, свойства личности, возраст, – здесь тоже, чем больше точек соприкосновения, тем больше шансов, что союз двух людей продержится долгие годы. Чем меньше противоречий изначально, тем меньше взрывных конфликтов будет между супругами.
«Вгляжусь в тебя, как в зеркало…»
Секрет успешного супружества, похоже, знаком и одиноким. Когда психологи американского университета Корнелла опросили без малого тысячу студентов о супруге их мечты, большинство нарисовало зеркальное изображение… собственной персоны. Правда, не так, как они выглядели со стороны, а так как видели себя сами. Кто считает себя верным, ждет того же и от спутника жизни. Кто думает, что он хорош собой и собирается сколотить состояние, желает непременно подыскать себе красивую и состоятельную пару.
Вот только, к сожалению, путь к мечте редко обходится без терний. Ведь как бывает: сперва случай сводит мужчину и женщину, которые ищут любовь или просто приключение. Потом начинается отбор. Одни связи держатся, другие – прерываются после первой же ночи. Одним везет (может, у них особенно хороший нюх?), и они вскоре находят то, что надо. Другим нужны годы на поиски: методом проб и ошибок они узнают, кто им подходит и как переживать конфликты, чтобы они не привели к разрыву.
Однако если оглянуться назад, то вся история выглядит совсем иначе. Чем больше нас что-то волнует, тем труднее нам смириться с влиянием случая на это дело. А что занимает наши чувства больше, чем любовь? Вероятно, каждый в романтический час верит и в любовь с первого взгляда, и в то, что любимый или любимая посланы нам самой судьбой…
Инф.inha.ru