Любовь – целый комплекс чувств, в ней соединено многое: восхищение и потребность в признании, сексуальное влечение и поиски смысла жизни, радость и боль. А если любовь причиняет уж слишком много боли, ее называют несчастной – это любовь без ответа. Многие влюбляются безоглядно и безответно где-нибудь в начале жизненного пути, но и зрелый возраст - не гарантия от этой напасти… Конечно, любить и быть любимым хочется всю жизнь.
Но любовь – внезапно возникающее чувство, а не договор, она никого ни к чему не обязывает. И то, что вы любите, вовсе не значит, что вас полюбят в ответ. Мы стараемся обратить на себя внимание, заслужить признание, не можем поверить, что безразличны тому, кто нам дорог. Влюбленный бьется, тратит силы, пишет письма, стихи, использует друзей как жилетку, случается, даже думает о суициде. Но ничего не меняется и никто не может помочь…
Сначала возникает ощущение, что жизнь сера и однообразна. Но где-то, у кого-то есть все чтобы сделать тебя счастливым. Остается найти то место и того человека, который хранит ключи от твоего счастья. И соединить с ним судьбу. Вольно или невольно, гласно или негласно – начинается поиск.
А если разобраться: почему люди склонны привязываться к тем, кому нет до них большого дела?
«Быть в тени гения»
Молодая пианистка не достигла высот, о которых мечтала. С какого-то времени ее увлечения – сплошь гении, певцы и музыканты, широко известные в своем кругу. Стоит разочароваться в одном, его после небольшого перерыва сменяет другой, ну очень одаренный, такому не жалко и жизнь посвятить. От одного из гениев рождается сын. О концертной деятельности приходится забыть. Пианистка занимается продажей роялей, воспитывает ребенка одна и, конечно же, надеется вырастить его очень талантливым музыкантом.
Безответно влюбленным часто оказывается тот, чьи ожидания слишком высоки, а жизнь недостаточно наполнена. Но, несмотря на внешнюю самоотверженность, в такой любви есть оттенок иждивенчества: любящий незаметно для себя старается «спихнуть» воплощение своих амбиций на чужие плечи.
Школьница из повести «Мой брат играет на кларнете» не может похвастаться способностями, зато у нее есть брат музыкант, она его назначает смыслом своего существования.
- Ты неплохо устроилась, - замечает ей мама, - значит, Лева будет учиться, с утра до вечера играть на кларнете, совершенствоваться, готовиться к конкурсам, а ты будешь всего-навсего посвящать ему свою жизнь.
Любя так, мы надеемся, что кто-то воплотит наши мечты. И придаст жизни смысл. Но таланты и достижения не передаются половым путем. За «сбычу мечт» можно отвечать только самому.
Неготовность к близким отношениям
Во все времена люди стремились в любви к идеалу. Современник французской революции Никола Шамфор, писал: «Я мысленно нарисовал себе образ женщины, каких мало, и он ограждает меня от женщин, каких много». Мысленно созданный образ в качестве идеала вообще намного удобней, чем живой человек в качестве партнера. Но удастся ли встретить такой образ наяву? Встретили. А вы хорошо его знаете?
«Мы сталкивались несколько раз и почти не говорили, но, это точно Тот (или Та), Кого я ищу Всю Жизнь…» Такие признания можно услышать нередко. Люди влюбляются на работе и в транспорте, в зрительном зале и на отдыхе. В путешествиях и даже в подъезде собственного дома встречаются нам прекрасные незнакомки и незнакомцы. Пробегает искра, по нескольким деталям достраивается образ и додумывается характер. И кто-то, виденный мельком, внезапно занимает мысли и становится ближе всех, кого знаем. Похоже это судьба. Сознание настроено творчески как у пушкинского Дон Гуана:
Дон Гуан: Ее совсем не видно
Под этим вдовьим черным покрывалом,
Чуть узенькую пятку я заметил.
Лепорелло: Довольно с вас. У вас воображенье
В минуту дорисует остальное;
Оно у нас проворней живописца,
Вам все равно, с чего бы ни начать,
С бровей ли, с ног ли.
Дон Гуан: Слушай, Лепорелло,
Я с нею познакомлюсь.
Не зная человека, можно думать о нем как угодно хорошо. У него нет такой возможности испортить впечатление о себе, как у тех, с кем мы ежедневно сталкиваемся в быту. Ален Делон конечно, прекрасен, но особенно тем, что с ним вряд ли кто пил одеколон.
Единственный способ немного «приземлить» созданный воображением идеал – именно тот, которым пошел Дон Гуан – ближе познакомиться. Правда, при этом могут выясниться неожиданные подробности. Ведь мы даже и представить себе не можем, что на самом деле пьет Ален Делон. Но не в этом дело. «Отдаленный» предмет выбирается, когда любящий реально не готов к близким отношениям. А идеальный образ защищает от опасности их завязать.
Это вполне имеет отношение и к фанатам актеров, певцов, спортсменов, и других медийных личностей.
Во времена немого кино был такой актер – Рудольфо Валентино, прозванный Великим Любовником, хорошо танцевал модное тогда аргентинское танго. Зрительницы его обожали и наряжались на киносеанс, как на свидание. С современной точки зрения Валентино – мелковатый мужчина криминальной наружности. К 30-ти годам стал седеть и лысеть, красил остатки волос. Ни один из его браков не был ни продолжительным, ни счастливым. «Смерть Валентино, – сказано в биографии, вызвала несколько самоубийств среди его поклонниц. В течение многих лет в годовщину смерти Валентино к его могиле приходили тысячи женщин. Это стало настолько привычным, что когда в 1956 году через 30 лет после смерти актёра, на его могилу не пришло ни одной поклонницы, эту новость сочли достойной распространения по каналам крупнейших телеграфных агентств». А нам теперь не понять…
Низкая самооценка
И конечно, на долгую и преданную безнадежную любовь способны люди с низкой самооценкой. Даже если объект любви меняется, степень безнадежности в любви все равно остается. Почему это происходит? Если ребенка часто ругали, мало хвалили, повзрослев, он так и остается сам о себе невысокого мнения. Но не только о себе. Ему кажется, что только люди малоинтересные, незначительные могут хорошо к нему относиться. Логика такая: какой приличный человек полюбит такое ничтожество как я? Поэтому те, кто им пренебрег – вот замечательные личности. На шкале его ценностей те, кто смотрит на него свысока и стоят высоко, только они и достойны любви. И не представить, что любящие его серенькие личности, могут быть и достойнее и сердечнее.
Скромный москвич не надеется на внимание со стороны неприступных столичных дам. Зато он часто бывает в командировках в провинции и там сразу привлекает к себе интерес. Но его вниманием не удается завладеть милой девушке с толстой косой, открытой и доверчивой. Ему скорее понравятся умные женщины, смотрящие на него свысока. Но и глядя свысока, такая умная женщина понимает, что в столице – другие возможности, а в провинции не каждый вечер встретишь свободного москвича. В Москву они возвращаются вместе. Умная женщина быстро осваивается на новом месте, делает карьеру, заводит связи и замечает, что в столице еще много москвичей. Есть из чего выбирать. И наш москвич остается один. Долго переживает, мучается. А потом в очередной командировке знакомится с сообразительной провинциалкой. Как и предыдущая дама, она смотрит на невзрачного и окрыленного спутника с некоторым недовольством. Но он москвич, Москва – город больших возможностей... И история повторяется...
А ведь чтобы найти взаимность нужно было бы совсем немного: научиться любить себя и ценить хорошее к себе отношение.
Что же делать с безответной любовью? – Увы, нет ответа… Но так обидно пропадать в серости и забвении, когда где-то живет тот, кто может сделать тебя счастливым. Можно попробовать упражнение: взглянуть на того, у кого хранятся ключи от вашего счастья. И не надо далеко ходить – просто посмотрите в ближайшее зеркало. А рядом с тем, кто сам по себе умеет быть счастливым, всегда может быть счастлив еще кто-нибудь.
Сублимация и личностный рост
Так что же, безответная любовь – зря потерянное время? Многие известные личности, пережившие безнадежную любовь, позже, глядя с высоты прожитых лет, все же не считали ее бессмысленной. Это и опыт чувств, и искушение, и вызов. Голливудская актриса Мэй Уэст уверяла: «Женщина должна однажды или пару раз в жизни полюбить плохого человека, чтобы потом быть благодарной за хорошего». А Байрон спрашивал: «Если бы Лаура была женой Петрарки, разве он писал бы ей сонеты всю жизнь?»
А вот две «революционные» истории:
Известный меценат фабрикант Савва Морозов был влюблен в красавицу актрису Марию Андрееву. А она любила пролетарского писателя Максима Горького. Из любви к Андреевой миллионер Морозов жертвовал огромные суммы на нужды революции, финансировал строительство здания МХАТ и еще многое сделал для театра. Хорошо ли, плохо, но можно сказать, что Савва Морозов – один из тех, кто сделал революцию. А заодно и создал МХАТ.
Ирландский поэт Уильям Батлер Йетс еще в молодости увидел прекрасную девушку ирландскую революционерку Мод Гонн, стоящей в дверном проеме среди яблонь и был сражен ее красотой. А она, в свою очередь, любила профессионального революционера, ирландского сепаратиста Мак-Брайда и вышла за него замуж. И любители поэзии могут ей быть за это благодарны. Йетс любил Мод всю жизнь. Революции не сделал, но писал прекрасные стихи о любви и об Ирландии, прославился на весь мир и дописался до Нобелевской премии.
Тому, кто любит без ответа наверняка есть к чему стремиться. Такой человек испытывает необходимость роста. Легче расти, когда видно, что кто-то уже до этих высот дорос и любящий, как может, его «догоняет». И иногда не замечает, что успел перегнать.
Как пела Ада Якушева: «Всю себя измучаю, стану я самой лучшею, по такому случаю ты подожди!»
Инф.inha.ru