В русских народных сказках Иван-младший сын – персонаж, вроде бы, не наделенный выдающимися умственными способностями. Однако удача улыбается именно ему, а не его практичным да расчетливым старшим братьям.
В жизни, конечно, не все так однозначно, как в сказке. Тем не менее, по мнению психологов, связь между порядком появления ребенка на свет и его дальнейшей судьбой – существует. Одним из первых на эту тему заговорил Альфред Адлер – австрийский психолог и психиатр, ученик Зигмунда Фрейда. Он утверждал, что очередность рождения существенно влияет на характер и стиль жизни человека…
Мы предлагаем вам серию статей на тему «Очередность рождения детей и их судьба», где расскажем о том, каковы, по мнению психологов, особенности личности: старших, младших, средних единственных детей в семье, а также близнецов. Наша первая публикация – о первенцах.
Честолюбивые перфекционисты
В отличие от последующих детей, первенец окружен особым вниманием и заботой молодых родителей. Немного тревожные, но счастливые мама и папа зачастую делают своего первого ребенка «центром Вселенной». И он с удовольствием купается в море их нежности.
Но все это длится лишь до того времени, пока на семейном небосклоне не восходит новая «звезда», не появляется еще один претендент на родительскую любовь – второй малыш. Даже для тех детей, что с нетерпением ждали рождения братика или сестренки, появление в доме младенца может стать настоящим испытанием.
Альфред Адлер сравнивал утратившего свои привилегии старшего ребенка с монархом, лишившимся трона. «Сверженный с престола» первенец может ощутить себя забытым и ненужным. Тогда, почувствовавший себя в стороне от жизни семьи, он начинает искать способы обратить на себя внимание родителей.
«Меня будут больше любить, если я достигну выдающихся успехов», - примерно к такому неосознанному выводу приходит старший ребенок и включается в борьбу за родительскую любовь. Он постоянно ставит перед собой какие-то цели и, если достигает их, поощрение мамы или папы бывает ему лучшей наградой.
По мнению Адлера, перфекционизм, упрямство, стремление к высоким достижениям первенцы проносят через всю свою жизнь.
Люди, бывшие старшими детьми в семье, часто стремятся к лидерству, они честолюбивы, работоспособны и чрезвычайно ответственны. Все это, во многих случаях, помогает им добиваться значительных успехов в карьере. Английский исследователь Х.Эллис, проштудировав 66 томов Британского биографического словаря, пришел к выводу, что большинство его выдающихся соотечественников-англичан – первые дети в семье. Большая часть американских президентов – тоже первенцы.
Будучи детьми, боящимися потерять родительскую любовь, старшие дети и во взрослой жизни постоянно опасаются не оправдать ожидания других людей: начальников, коллег, любимых... Они часто находятся в напряжении и не умеют расслабляться. Они не дают себе права на ошибку и имеют гипертрофированное чувство долга. Эти специфические черты характера, сформировавшиеся в детстве, часто приводят их к успеху в делах. Но всегда ли эти качества способствуют простому человеческому счастью?
Без вины виноватые
Американский психотерапевт и священник Клиф Исааксон, в течение многих лет, на примере своих пациентов, прихожан и, конечно, собственных пятерых детей, исследовал схемы поведения людей, связанные с очередностью их рождения. На основании этих исследований он создал собственную теорию. В своей книге «Рожденные первыми», он пишет о том, что если с появлением малыша родители перестают уделять старшему ребенку достаточно внимания, то его мир может разлететься вдребезги:
«Малыш голоден, малыш намочил пеленки, малышу нужно гулять… Все носятся с этим малышом, как будто никогда в жизни не видели ничего подобного. Он главный для мамы, папы и бабушки – все только о нем и говорят… Между тем, «первый» – всего лишь ребенок, он думает, что заслужил такое отношение со стороны родственников своим поведением. Он пока как следует не познакомился со своим маленьким братом или сестрой, поэтому ему кажется, что материнская любовь была отнята у него и отдана незнакомцу. Это сильное и прочное чувство может остаться с ним на протяжении всей жизни».
«Наверное, я сделал что-то нехорошее и меня разлюбили» - решает первенец. Он не знает, в чем именно виноват, но все равно чувствует себя виноватым. Это чувство вины может оставаться с ним навсегда, возникая каждый раз, когда «первому» будет казаться, что кто-то ведет себя безразлично по отношению к нему.
«Первый» нередко ждет реакции других людей, чтобы определить свой курс действий. Улавливает признаки позитивной реакции – ощущает облегчение, негативной – чувствует себя виноватым за то, что обидел другого человека. Не дай бог, случайный незнакомец ухмыльнется в его сторону, когда тот пройдет мимо – «первый» воспримет это как личный выпад против себя.
«Я люблю тебя таким, какой ты есть» - эти слова из уст любимого человека бальзамом прольются на уши первенцев и придадут им уверенности в себе.
Отношение к любви как к чувству, которое каким-то образом зависит от его поведения – тяжкое бремя для «первого». Поэтому, если между ним и партнером возникают какие-либо разногласия, он реагирует на них крайне болезненно и принимается искать способы, которые заставят партнера согласиться с ним. Это могут быть вспышки гнева, споры, наказание молчанием…
По мнению Клифа Исааксона, ставшему взрослым старшему ребенку, как никому другому, бывает сложно кого-либо о чем-либо попросить. А все потому, что он глубоко убежден, что никто особенно не захочет пойти ему навстречу, и вообще никому до него нет никакого дела. Зачастую вместо того, чтобы рискнуть и рассказать о своих желаниях он старается косвенно влиять на других людей, чтобы получить то, что ему нужно. Именно первенцы – самые известные мастера иносказаний и тонких завуалированных намеков.
Лишь будучи абсолютно уверенными, что их любят и принимают, первенцы идут на откровенный разговор, обращаются с просьбами и говорят о своих чувствах.
Ирина, 35 лет: «Мне было 6 лет, когда родилась сестра. Разумеется, родители стали уделять мне меньше внимания. Какое-то время я переживала, а потом решила: «Ах, так? Да не очень-то и надо!». С тех пор эти слова, похоже, стали моим жизненным девизом. Попросить кого-то об одолжении, помощи, взять в долг деньги – для меня тяжкое испытание. Если уж приходится делать что-то подобное, то потом человека, оказавшего мне услугу, мне хочется отблагодарить вдвойне и втройне – лишь бы только не оставаться в долгу. Похожая история и в отношениях с противоположным полом. Мне очень сложно признаться мужчине в чувствах, выразить ему свою симпатию, если я не уверена, что он тоже мне симпатизирует. В итоге, замуж я вышла за человека, в любви которого была абсолютно уверена. Муж любит и принимает меня такой, какая я есть. Я же к нему особых чувств никогда не испытывала, но зато ощущаю себя спокойно и уверенно, ведь он больше нуждается во мне, чем я в нем… »
А кто у нас самый умный?
А самый умный у нас, выходит, как раз «старшенький». Во всяком случае, именно это утверждают ученые. Еще знаменитый английский антрополог, двоюродный брат Чарлза Дарвина сэр Фрэнсис Гальтон обратил внимание на то, что старшие дети по своим умственным способностям несколько превосходят младших.
Много лет спустя, исследователи из Свободного университета (Vrije Universiteit) в Голландии подтвердили это наблюдение. Голландскими учеными был подсчитан уровень IQ 650 детей. Все они, в период с 11 до 18 лет трижды были протестированы на уровень интеллекта. Проанализировав полученные результаты, исследователи пришли к выводу: «Уровень IQ пропорционально зависит от очередности появления ребенка на свет. Самый высокий уровень умственных способностей показали старшие дети в семье, вслед за ними идут те, кто имеет одного старшего брата или сестру. Показатели детей, у которых двое и более старших братьев или сестер – наиболее низкие». Ученые не взялись объяснить причину этого явления, лишь предположили, что, возможно, старшие дети в самом раннем возрасте получают больше родительского внимания, чем все остальные. Это, вероятно, и способствует их более высокому умственному развитию.
Голландским коллегам вторят исследователи из Норвегии. Ученые из Королевского института профессиональной гигиены совместно с представителями Медицинской службы вооруженных сил Норвегии, исследовали IQ более 240 тысяч призывников. И пришли к аналогичным выводам: первые умнее вторых, а те, в свою очередь, превосходят третьих. Норвежцы не склонны объяснять преимущество первенцев биологическими факторами. По их мнению, все дело в том, что благодаря своему положению «старших», они являются некими посредниками, передатчиками информации о мире и наставниками для младших детей, что самым положительным образом сказывается на их умственном развитии.
Безусловно, нельзя говорить, что характер человека, его поведение, жизненные проблемы и судьба полностью зависят от того, каким по счету он появился на свет. В каждой семье все индивидуально. А очередность рождения – значимый, но далеко не определяющий фактор, который влияет на нашу жизнь. И все-таки, предлагаем вам поделиться своими мыслями и наблюдениями на этот счет: согласиться с мнением ученых, поспорить с ними, а может, выдвинуть собственную гипотезу или рассказать интересную историю из жизни «старших», «младших», «средних», а также «единственных» и «близнецов».
Инф.inha.ru