Многие, когда слышат слово «психотерапия» ассоциативно понимают его как «психоанализ» и конечно же во многом правы! Ведь начало психотерапии как науки положил Зигмунд Фрейд – создатель психоанализа. А что знает обычный современный человек о психоанализе? Как правило, вспоминается теория сексуальности Фрейда, с которой долгое время боролись советские ученые, обесценивая такой огромный вклад Зигмунда Фрейда. Вспоминается способ излечения человека через проговаривание и проживание ранних травматических событий. И именно это пугает наших современников!
Существует устойчивый стереотип, что психолог или психотерапевт обязательно будет ковырять прошлое, это будет долго, больно и дорого! Обычно, когда человек все-таки решается прийти на прием к психотерапевту, он говорит о том, что он хотел бы избавиться от прошлого. «Сделайте так, чтобы я больше не думал об этом, не вспоминал!» - наиболее часто обращаемые слова к психотерапевту.
Конечно же, психотерапевт не маг и не волшебник, чтобы одним взмахом волшебной палочки заставить забыть то, что больше всего болит. И здесь к нам на помощь приходит современная психотерапия, терапия, направленная в будущее, изменяющая качество жизни человека, созидающая терапия, целью которой можно обозначить помочь человеку стать автором своей жизни, научиться управлять своей жизнью, стать ответственным создателем своей жизни.
Есть одна очень красивая метафора, которая помогает мне в работе: представьте себе тяжелую телегу с лошадьми, которая попала в болото. Можно долго размышлять, как эта телега сюда попала, какие пути ее сюда привели, обвинять кучера, который сделал что-то не так и т. д. и т.п. А можно подумать о том, как быстрее и эффективнее помочь вытянуть телегу из болота. Именно эта метафора и отражает современный взгляд на психотерапию.
И здесь наша задача помочь справиться с теми трудностями, которые возникли у клиента и, конечно же, помочь разглядеть те устойчивые стереотипы поведения, которые мешают человеку в его самоосуществлении. Разглядеть эти стереотипы помогают отношения, которые складываются между психотерапевтом и пациентом. К сожалению, так устроен человек – мы часто повторяемся, того не замечая, и проигрываем определенный сценарий как старую пластинку с абсолютно разными людьми. Повторяются, как правило, наши желания, направленные на других людей и наши ожидания, то, чего мы ждем в ответ от людей.
Увидеть наглядно, а затем проанализировать и осмыслить непродуктивные модели поведения, а также творчески найти выход из сложившихся трудных обстоятельств жизни помогает эффективный и очень красивый метод психотерапии, который создал в 1954 году Хайнц Карл Лейнер – это кататимно-имагинативная психотерапия или символдрама.
Само название метода многое говорит о себе. Перед пациентом и терапевтом разворачивается драма символов, происходит какое-то действие, некий сценарий, символически представленный и зашифрованный, скрытый для явного понимания.
С технической точки зрения, метод основан на том, что у лежащего в расслабленном состоянии на кушетке или удобно сидящего в кресле пациента психотерапевт может вызвать похожее на сновидения наяву представление образов - имагинации. Психотерапевт как бы со стороны наблюдает, сопровождает пациента в его путешествии по образам своего бессознательного.
Иногда символдраму называют методом «сновидений наяву» на заданную (мотив) или свободную тему. Единственное отличие дневного сновидения от обычных ночных снов в том, что оно переживается не только сновидцем, но и психотерапевтом, который находится рядом с пациентом в это время и выполняет сопровождающую, а иногда и направляющую функции. Такой «сон» одновременно переживается и рассказывается в присутствии психотерапевта. В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов, а дальнейшая терапевтическая работа состоит в анализе, осуществляемых в имагинации действий и символов, а также в нахождении связей с реальной жизнью клиента.
Человек во все времена жил и живет в мире символов. Символ, как известно, является средством изложения вытесненного. Это особый способ непрямого изложения, который отличается от других, близких ему способов непрямого изложения (притчи, метафоры). Символ в определенной степени является идеальным сочетанием всех этих средств выражения. Таким образом, символ, это замещающее наглядное средство выражения чего‑то скрытого, с чем у него есть общие очевидные признаки и с чем его объединяют общие внутренние ассоциативные связи. Как известно, он возникает в результате некоторого рода сгущения, соединения отдельных характерных элементов. Символ стремится перевести абстрактную понятийную категорию в наглядную и дает нам уникальный доступ к области бессознательного. Преимуществом этого метода работы с воображением является возможность легко преодолевать сознательное сопротивление человека и увидеть внутренний мир человека в образах и символах, которые потрясают своей глубиной.
Хотелось бы несколько слов сказать о сопротивлении. Это явление, которое закономерно проявляется в любой терапии и наиболее часто связано со страхами человека увидеть что-то такое в себе, что может его напугать и что может вызвать отвержение других людей. А иногда оно проявляется как воздействие бессознательного человека («А баба Яга против!»), когда существуют противоречивые установки и желания человека. Например, человек долго болеет психосоматическим заболеванием и очень хочет выздороветь, но в бессознательном одновременно существует еще одно желание – продолжать болеть, чтобы получать больше заботы, внимания, любви и опеки со стороны близких людей. И тут нам на помощь приходит символдрама, так как появление образов, которые возникают в воображении клиента невозможно сознательно проконтролировать. Они просто появляются перед внутренним взором человека, осуществляется какое-то действие, разворачивается какой-то сюжет. И только потом в беседе с клиентом создается возможность для осмысления происходящего в образе.
Символдрама способствует переработке пережитого в образе, как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. Многолетняя практика показала ее высокую эффективность при краткосрочной (симптоматической), и при долгосрочной (изменяющей характер) психотерапии. Она может быть изящной и глубокой одновременно и открывает широкое пространство для творческой профессиональной деятельности психотерапевтов и для личностного развития клиентов. Метод символдрамы применяется как в индивидуальной терапии, так и в групповой и в терапии пар, когда образы одновременно представляет несколько человек – родитель и ребенок, супружеская пара или вся семья.
Приведу пример. Ко мне на прием обратились родители, у которых возникли проблемы с 13-летней дочерью, девочка перестала есть и стала терять в весе. Наблюдались все симптомы нервной анорексии, опасного и трудноизлечимого заболевания. Родители демонстрировали хорошие отношения между собой и к дочери и никак не могли понять причину поведения девочки. На одном из занятий я попросила их закрыть глаза и представить, что они всей семьей отправились на велосипедную прогулку. Семья увидела очень красивый пейзаж, у всех было приподнятое настроение. После моей интервенции – (я попросила представить, что в велосипеде дочери пробилось колесо), стали проявляться истинные отношения, которые возникают в критические моменты в жизни семьи. Отец был в растерянности, так как не было инструментов, чтобы исправить поломку. Мать нахмурилась и принялась обвинять отца, а девочка побежала вперед. Затем семья решила отдохнуть на поляне и устроить пикник. Мать донимала дочь предложениями съесть бутерброды, овощи, фрукты и сладости, говорила о том, какая дочь упрямая, не ценит мать и т.д. и т.п. Отец наблюдал эту картину и принялся обвинять и оскорблять мать… Пока родители ссорились девочка убежала в сад, там она ловила бабочек и кузнечиков, сорвала и съела плоды с яблони и беззаботно наслаждалась природой.
Последующее обсуждение этого образа принесло гораздо больше пользы и понимания в отношениях семьи, чем все предыдущие семейные консультации. Родители сидели задумавшись. Первым молчание нарушил отец: «Теперь я понимаю, почему она (дочь) все время молчит или закрывается в своей комнате… Наверное, это невыносимо, когда тебя так подавляют…»
Огромное значение для работы с семьей имеет и последующее рисование членами семьи пережитого в образе. Такая совместная деятельность сближает, позволяет еще раз эмоционально пережить опыт «сновидения наяву», погружает человека в мир чувств, желаний и фантазий. А для психотерапевта это дополнительный диагностический материал, который также в процессе беседы выводится на осознание клиента. Ведь то, как человек рисует, какие материалы он выбирает, какие цвета использует, какое пространство занимает на общем листе бумаги, а также комментарии во время рисования расширяют познания человека о себе и о стиле его взаимодействия с другими людьми.
На следующих занятиях семья пережила много интересного, увлекательного и важного вместе. Они представляли себя животными, которые ходят друг к другу в гости. И это тоже было наглядным в понимании сложившихся взаимоотношений в семье: мать была жирафом, дочь котенком, а отец собакой. Как видите, символика бессознательного членов этой семьи на многое открывает глаза. Я не буду сейчас интерпретировать эти образы животных, но, думаю, что даже самый неискушенный в психологии читатель о многом догадается сам. Затем семье предстояло побыть в роли друг друга. Мать представила себя дочерью и прожила многое из того, что чувствовал ее ребенок. А девочка смогла побыть поочередно матерью, а после отцом и столкнулась со страхами и переживаниями своих родителей.
Интересной и значимой была работа с ночными сновидениями девочки. Во время терапии маленькой пациентке стали сниться кошмарные сны. В этих повторяющихся снах девочка оказывалась в страшной и жуткой темноте. Руки и ноги немели и не давали возможности бежать, крик застывал внутри от ужаса, вызванного приближающейся темной фигурой. На индивидуальном занятии я предложила девочке завершить это ночное сновидение и после небольшого расслабления попросила представить ее себя снова в той страшной и волнующей темноте. Девочка оказалась в пещере. С помощью моих уточняющих вопросов о том, какие стены пещеры, как она их чувствует наощупь, как здесь пахнет и т.д. девочка максимально погрузилась в образ. Ее тревога постепенно снизилась. Она заметила, что пещера небольшая, с глиняными стенами и каменистым дном. Здесь пахло «ночью» и было очень тихо. Небольшое отверстие в пещере давало возможность что-то разглядеть. И тут девочка увидела темную фигуру, которая так ее пугала. Страх нарастал, тревога усилилась, снова появилось желание побыстрее убежать. «Как ты думаешь, как бы ты могла узнать, кто это?» - спросила я ее. «Посмотреть, но здесь темно…или спросить…» - ответил ребенок. Когда девочка все-таки набралась смелости спросить у этой темной фигуры, кто это, оказалось, что она услышала знакомый мамин голос. Когда темнота немного рассеялась, девочка увидела знакомые очертания матери. Она пошла ей навстречу, мать обняла девочку, а затем они вместе выбрались из узкого прохода пещеры на луг. Трава была ярко зеленого цвета. Пели птицы и летали бабочки. В воздухе пахло летом. В этом месте девочка попрощалась с образом и после чувствовала себя особенно хорошо.
В имагинации произошло символическое разрешение внутреннего конфликта, которое мы видим в преодоление страха и выхода из темноты пещеры (символическое рождение в новом качестве), примирение со значимой фигурой (матерью), некое начало сепарации (выход из пещеры, как выход из утробы матери и отделение от нее), а также ресурсное эмоциональное восполнение от контакта с лугом, травой и природой в конце образа (контакт с матерью-землей в позитиве).
Эта семейная терапия длилась несколько месяцев и продолжается до сих пор. Но уже сейчас заметны результаты в работе этой семьи. У девочки держится стабильным вес, соответствующий ее возрасту. Качественно изменились отношения с родителями. Они стали более теплыми и открытыми. Членам этой семьи предстоит еще многое узнать о чувствах друг друга, многое понять и за многое простить друг друга. Самое главное, по словам отца, что у них появилась вера друг в друга, надежда на лучшее будущее и любовь, которая позволит выдержать любые испытания.
Хотелось бы добавить, что иногда бывает достаточной работа с одним образом (мотивом), чтобы члены семьи многое поняли о сложившейся ситуации, а самое главное, многое прочувствовали и прожили вместе.
Возможность представлять образы – это уникальная способность человека. Благодаря силе воображения, человек, единственный из всех земных существ может быть сильнее природы. Мы можем представлять людей, которых уже давно нет, переноситься из прошлого в будущее. Известно, что образы, представляемые человеком, обладают большой целебной силой. Во время войны, пленник концлагеря Виктор Франкл, благодаря ежедневным воспоминаниям и самопроизвольным имагинациям мирного прошлого, своей семьи, близких и всего того, что так любил в жизни, смог выжить, сохранить себя, свою личность и психику от травматического разрушения. Так образы делают нас сильнее смерти. Представление образов помогает нам понять себя, заглянуть в скрытые глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. А иногда бывает, что однажды представленный образ воплощается в реальности. И это тоже магия психотерапии, когда открывается доступ к нашей интуиции, нашим внутренним знаниям и творческому истоку.
Инф.upsihologa.com.ua