Наблюдение, которое подтверждает статистика: семья как таковая сегодня разрушается. Женщина предпочитает жить одна, с ребенком или без. Мужчина тоже не хочет себе лишних проблем и не прочь пожить отдельно.
Психологи Лия Чакаберия и Ольга Дианова сталкиваются с этой проблемой ежедневно. Почему так обесценились наши чувства, почему Он и Она не испытывают потребности в общем гнезде?
Лия: «Деньги есть – я сама их без проблем зарабатываю, ребенок есть, для чего тогда мужчина? Вот такой, как он есть, он мне явно не нужен» – так рассуждают довольно многие женщины, которые кажутся себе самодостаточными. И горько ошибаются.
0льга: «Жена нужна для того, чтобы, придя с работы, было с кем дома поделиться своими проблемами, считают некоторые мужчины. У меня нет дома такого собеседника – не беда. Обращусь к приятелю». Но на самом деле нельзя подменять одно другим: приятель никогда не сможет работать «родным человеком».
Назад – в пещеру
Лия: Сегодняшний стиль отношений между полами навязан временем. Американцы в ужасе: в США разрушается институт семьи, женщины просто сошли с ума, в 90% разводов инициатор – она. Женщины носятся со своими правами, говорят: нам не нужен мужчина, он не выполняет своей функции, детей сегодня можно и вне брака зачать. От мужчины всего-то нужна одна маленькая капелька, из которой появится ребенок. Мужчине пережить такое отношение к себе непросто. Он, униженный, уходит в свою пещеру и там сидит насупившись… Но если женщина разрушает семью, это значит, что c ней происходит что-то неправильное. Она перед природой ответственна за появление жизни, ее основной инстинкт – сохранить очаг.
Ольга: Если смотреть на историю семьи, то для ее существования всегда нужны были какие-то условия. В первобытном обществе необходимость в семье была обусловлена задачей просто выжить: вместе это сделать проще, чем поодиночке. В Средние века семья поддерживалась Церковью. Потом, с приходом капитализма, стал действовать пресловутый материальный фактор. И вместе с тем появилась идея романтической любви. Видимо, люди за эту эпоху приучились основывать отношения в браке на чувствах. Сейчас культура движется в сторону развития интеллекта, разума. Мы очень рационализированны, что подавляет чувства. Искусственный интеллект сегодня уже не фантастика, он более жизнеспособен и резво вытесняет человека из плоти именно потому, что не омрачен никакими страстями. А если нет чувства, то не может быть традиционной семьи. Новая семья тогда должна строиться на рациональных доводах.
Лия: Но на деле получается, что семью по формуле не выстроишь. Чтобы мужчина и женщина состоялись вместе, нужна большая работа, нужно вкладывать душу в семейные отношения, заставить работать сердце, уважать самого себя, а потом давать кредит уважения другому. Причем вкладываться должны оба. Если только один работает сердцем, ничего хорошего из этого не выходит, супруги расстаются. Как семейный психотерапевт, я сталкиваюсь с тем, что люди стараются избежать этой работы. Особенно мужчины. Один водитель мне рассказывает: «У меня прежде была женщина, которая бесконечно анализировала наши взаимоотношения, постоянно болела и была занята. А сейчас у меня любимая, которая ждет меня в любое время дня и ночи. Она веселая, радостная, легкая. Я не люблю женщин, которые постоянно говорят про чувства, уважение. Зачем про это?»
Ольга: Что тогда делать? Документально зафиксировать свои отношения? Вписать в контракт: в день ты меня выслушиваешь 5 минут, 5 минут я делюсь своими душевными проблемами?
Лия: Вот мы и пришли к тому, что надо обучаться подобным вещам, пусть даже формально. Возможно, надо воспитывать в себе умение жить в семье.
Репетиция семейной жизни
Лия: Карл Витакер, известный психотерапевт, говорит так: «Жить в семье ужасно, но ужасно жить без семьи». Я думаю, что даже тот, кто живет без семьи и научился обходиться без нее, на самом деле хочет семью.
Ольга: Некоторые просто не хотят семьи, которая была у их родителей. Но опыт показывает, что тем не менее люди повторят модель отношений между своими родителями и передадут ее своим детям.
Лия: У нас с Ольгой есть уникальный опыт – мы решили провести «репетицию семейной жизни». Собрали тех, кто только еще собирается выйти замуж, и тех, кто уже в браке, но пытается как бы заново обручиться со своим мужем – выстроить хорошую семью. Интересно, что у девушек очень много ожиданий и страхов по поводу предстоящего события. А замужние женщины свысока смотрят на этих девушек, которые «пороха не нюхали», и видят себя в прошлом. На занятиях они должны написать сказку о хорошей семейной жизни со счастливым концом. Интересно, что и те и другие не могут уйти от опыта родительской семьи. Создавая фантастическую семью, они опять же воспроизводят модели родительской семьи, которые были неуспешны. Каждая заранее программирует себя на то, что с ней будет то же самое. Сказки, которые они придумали, были только про маму и ребенка, папа еще где-то на заднем плане фигурировал, а мужа не было вообще. Не подхватывайте знамя жертвы!
Лия: Есть такой роман «Мир глазами Гарпа» Джона Ирвинга. В нем муж занимался домом, придумывал потрясающие рецепты соусов, сочинял детям сказки на ночь, тревожился, как они дорогу переходят. А жена преподавала в университете. Каждый делал то, что у него хорошо получается. Надо лишь уметь договориться, кто за что отвечает. И совсем необязательно делать это на бумаге. Жизнь не получается, когда люди нарушают соглашение. Если мы идем по одной дороге, то и тащим эту телегу вместе.
Ольга: Матриархат ведь существовал и до сих пор существует в некоторых культурах. Может быть, действительно цивилизация идет к тому, чтобы роли поменялись. Женщина, которая более ответственна, занималась карьерой, а мужчина делал то, что ему по силам. Хотя европейская культура основана на патриархальной традиции. И среднестатистический мужчина никогда не смирится с тем, что будет двигать сковородками и вытирать cопли детям.
Ольга: Если человек получает адекватную плату за то, что он делает, в этом нет жертвы. Женщина уходит на работу и знает, что может быть спокойна: ребенок под внимательным присмотром мужа, в доме будет комфорт. Но если одна сторона берет в руки знамя жертвы, другая автоматически вынуждена взять другое знамя – угнетателя.
Приходящая семья
Ольга: Сейчас многих устраивает этакая приходящая семья, когда люди лишь периодически встречаются. Такой стиль отношений может сохранить брак надолго. Нет общего быта – меньше поводов для недовольства друг другом. Не хочу я мыть посуду – собрала вещи и ушла в другую квартиру. А тот, кто остался, все равно вынужден эту посуду помыть. И никаких претензий. Они выбрали формальный брак для того, чтобы близко не подходить к чему-то, с чем не могут справиться.
Лия: Но к старости они не придут к взаимопониманию, не будут друг другу поддержкой, опорой. К нам обращаются семьи, в которых много молчания, где не принято говорить о своих чувствах, переживаниях. Он не говорит с ней, Она не знает, что чувствует Он. Наша задача – научить их говорить партнеру: мне больно, когда ты произносишь такие слова. Когда человек начинает слышать другого – наступает зрелость, он выходит из подросткового состояния обиды и ярости. Влюбленность – желание что-то получить, а крепкая семья – желание что-то дать другому. Недавно к нам пришла очень забавная пациентка и жалуется: «Он не подает мне кофе в постель». Мы с коллегами бьемся не один месяц над тем, чтобы Он приносил ей по утрам завтрак. Наконец все свершилось. И только тут мы догадались Ее спросить: «А где вы видели, чтобы подавали кофе в постель?» – «В бразильских сериалах»...
Инф.psychologov.net