Когда кого-то любишь, то ты способен на многое ради этого человека. Ну а если это твой ребенок, плоть от плоти, на которого потрачено столько сил и здоровья, то тем более.
Каждая женщина готова на немыслимые жертвы, только чтобы ее чадо росло в счастье и благополучии. Но всегда ли этот путь приводит к желаемым результатам?
Понятие жертвенности, или самопожертвования, является характерным для славянской культуры и нетипичным для западной. В Европе, как и в Америке, детей рожают, по нашим меркам, поздно, после того, как вдоволь насладились беззаботной жизнью и сделали карьеру. Да и после рождения ребенка родители особо не напрягаются, нанимая нянь и гувернанток, а после шестнадцати лет отправляя своих отпрысков на «вольные хлеба». Возможно, поэтому большинство стариков за рубежом сегодня доживают свой век в специальных интернатах.
У нас же распространена другая крайность. Рождение малыша приравнивается к стихийному бедствию. Родители прощаются с безоблачной жизнью, собирают деньги на большие нужды маленького человечка. Вся энергия и силы направлены на одну цель – «поднять ребенка».
Ребенок в нашей культуре прочно занял место некоего божка, которому родители «кладут к ногам целый мир». В каждой второй (если не первой) семье основные расходы из семейного бюджета идут на питание, одежду, развлечения, обучение и оздоровление ребенка. Вы скажите, что же в этом плохого? Конечно, ребенок, как и любой взрослый, должен кушать и одеваться, и пр. Но разве это естественно, когда 12-летняя девочка вышагивает в дорогой, не по возрасту, шубе, а рядом, синяя от холода, идет мама в поношенном плаще?! Родители отказывают себе в насущных вещах ради того, чтобы ребенок ходил модный и «как все».
Или другой пример. Сын-подросток закатывает матери скандал из-за того, что та (разведенная) познакомилась с мужчиной и в кои-то веки вышла с ним на концерт. Ребенок, привыкший к безраздельному материнскому вниманию, воспринимает это как предательство. Конец этого разговора на повышенных тонах, как правило, следующий: мама, после бессонных ночей самообвинений, звонит поклоннику и говорит, что больше они не увидятся, т.к. она «нужна своему ребенку, и он для нее важнее, чем ее личное счастье».
А сколько раз мать отказывает себе в элементарном отдыхе, какой-нибудь поездке, профессиональных амбициях, чтобы удовлетворить прихоти своего чада! Ценится ли ребенком такое полное самозабвение? Как правило, нет.
Роль матери у нас заключается, помимо всего прочего, в том, что она планомерно растворяется в своем ребенке, забывает про себя, как про личность, и пытается «все лучшее отдать детям». Она берет на себя роль жертвы, которая беспробудно «пашет» на свою семью, ничего не получает взамен и иногда жалуется на жизнь. Нельзя сказать, чтобы ее это полностью не устраивало. Мама-жертва в семейных «разборках» всегда имеет контраргумент: «Я для вас разбиваюсь в лепешку, а вы этого не цените, не замечаете и пр.» Против этой истины ничего не возразишь. Но тут можно задаться вопросом: «А действительно ли это самопожертвование?» Может, это жертвоприношение – особая стратегия для последующей выгоды и манипуляции своими близкими?
По-настоящему жертвенная мать не потакает любой прихоти ребенка, не садит его во главу стола вместо отца. То, что она делает, нельзя назвать жертвоприношением, которое совершается с единственной целью – умилостивить своего «идола» и получить от него желанную награду (в нашем случае это всеобщее признание матери самой лучшей, любящей, жертвенной и приобретение чувства не проходящей вины перед ней). Это, скорее, самопожертвование, которое исходит из внутренней потребности человека заботиться о других и в этом находить для себя радость. Такая женщина спокойна и уверенна в своей ценности, она возвышает и облагораживает людей, находящихся рядом.
Все вышесказанное призывает к тому, чтобы жертва ради ребенка была разумной. Не отказ от своего права на эмоционально насыщенную жизнь, а умеренное предоставление ребенку того, что ему, действительно, пойдет на пользу. В противном случае жертва не будет эффективной для воспитания личности. Мать думает, что ребенок вырастет трепетным и благодарным за «все, что она для него сделала». А из него получается отъявленный эгоист, который, повзрослев, потребует настоящих жертв и никогда не поверит, если ему сказать, что у мамы могут быть свои интересы, хобби или планы, не касающиеся его.
...Одна мудрая женщина, имеющая любящего мужа и троих детей, сказала мне: «Дети у нас никогда не были центром семьи, они являются ее частью!» Посмотрели бы вы, какие самостоятельные, заботливые и талантливые у нее дети.
Инф.femina.by