Практическая психология. Страх смерти
В художественном фильме «Конец света», в котором немало взято из современной реальности, с телеэкрана несколько раз звучит: «Вопрос не в том, что это (конец света. Авт.) случится. Вопрос в том, когда это случится». Мы не будем говорить о конце света как о конце жизни на земле. Примем точку зрения М. Ломоносова, утверждавшего, что ничто не появляется ниоткуда и не исчезает в никуда, тем более что это мнение (закон сохранения энергии) разделяли и другие выдающиеся физики и математики.
Но возникновение тех или иных трагических для человечества событий мы не можем исключать. Вопрос не в том, когда это случится, вопрос в том, как внутренняя подготовка нужна, чтобы спокойно принять любые удары судьбы.
Когда это случится - тот вопрос, который есть в умах у многих. Но это - всевозможные стихийные бедствия и т.д. - есть и сейчас. Вспомним недавние события в Китае: 70 тысяч людей оказались погребенными заживо, их дома и места работы в мгновение превратились для них в братские могилы. Но на их месте мог оказаться каждый из нас. Конец жизни может наступить в любой момент, поэтому лучше быть всегда к этому готовым.
Есть немало гипотез, предвещающих конец света, которыми пестрит Интернет. Слишком часто нам обещали «конец света», и, поскольку он все почему-то не наступал, то вера в подобные «прогнозы» ослабла. Можно рассматривать информацию о конце света как политику сильных мира сего для запугивания населения или как попытку журналистов, стремящихся из «мухи сделать слона» и тем самым привлечь внимание к собственной персоне. Можно предположить, что научно-технический прогресс поможет разработать новые средства, которые смогут защитить человечество.
Однако отвергать мысль о том, что «день грядущий нам готовит» нечто совершенно неожиданное, - значит встретить «завтра» будучи совершенно беззащитным и, если что случись, предаться панике вместе со всеми. Ведь так или иначе есть вещи, которые заставляют задуматься если не о спасении человечества, то хотя бы о спасении себя самого в будущем. Вот лишь некоторые из событий, которые сопровождают начало этого тысячелетия (или, очень возможно, проявятся в недалеком будущем): изобретение сверхмощного оружия массового уничтожения; таяние льдов на полюсах и, как следствие, поднятие уровня воды в мировом океане с последующим затоплением прибрежных территорий; возможное падение на землю астероида; парад планет, когда в одну линию выстроятся не только планеты Солнечной системы, но и других звездных систем от центра галактики; истощение природных ресурсов (в т.ч. нефти, газа, угля), что может повлечь за собой борьбу держав за эти ресурсы; смещение магнитных полюсов; изменение климата; увеличение стихийных бедствий. Природные катастрофы происходят в сегодняшнем мире в 4 раза чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб от разрушений, сопровождающих эти катастрофы, вырос семикратно (по заявлению директора аналитического отдела Департамента экономических и социальных проблем ООН Роб Вос (Rob Vos)).
Но даже если вообразить, что и все это - мелочи, которые не представляют для жизни существенной угрозы, то, в конце концов, смерть от старости или от болезни «на постели, при нотариусе и враче» - это тоже смерть, зачастую более мучительная, чем мгновенная смерть во время какой-нибудь катастрофы.
Лев Толстой поражался, что многие люди влачат свое существование, предаются каким-то мелким радостям и совсем не думают, а что же будет дальше, когда смерть распахнет свои объятья. И вообще, что за штука такая, смерть. Смерти нет. Есть страх смерти. Зачастую страх смерти связан со страхом неизвестности. У других он связан со страхом потери. Если мы четко понимаем, что нас ждет после смерти, то % страха будет гораздо меньше. Думаю, индуистам или буддистам гораздо легче в этом отношении, чем христианам. Потому что в индуизме и в буддизме широко известно понятие реинкарнации. Хотя несколько столетий назад эта идея была не чужда и христианству. А сейчас об этом заговорила и медицина: есть десятки тысяч пациентов, которые во время гипнотической регрессии (а некоторые и без нее) вспоминали свои прошлые рождения. Если у меня есть знание, что я - бессмертная душа, а это тело для меня как костюм, страх смерти ослабевает. Хотя и в индуизме, в некоторых религиозных концессиях, есть такие перегибы, которые могут только усугубить страх смерти. Например, часть индуистов считает, что в прошлых рождениях (и в следующих, соответственно, тоже) их душа принимала тело свиньи, крокодила, блохи, клопа и многих других животных. При этом они ссылаются на священные писания, у них есть вера в этот факт. Вера - это хорошо, если она не слепа. При огромном множестве случаев, когда людям удалось воспроизвести в памяти свои прошлые рождения, науке не известно ни одного, когда человек вспомнил бы себя в теле носорога, гиены, мухи и т.д., и т.п. Как же не бояться смерти, когда ты веришь на основе писаний, что в следующем рождении, возможно, станешь петухом (который, очень вероятно, погибнет мучительной смертью от рук людей, далеких от вегетарианства) или тараканом (жизнь которого вряд ли будет слишком интересной)?
Инф.ladystation.net