Творчество — это общение от души к душе, оно влияет и на создателя, и на зрителя, оказывает воздействие и на сознание, и на бессознательное. В творчестве заложен огромный целительный потенциал, ресурс для развития, как эмоционального, так и интеллектуального. Недаром оно активно используется в психотерапии — и как инструмент, и как диагностический и аналитический материал.
Роль творчества в психотерапии понимается разными психологами и психотерапевтами по-разному.
Зигмунд Фрейд считал возможным и полезным анализировать не только произведения искусства, но и личности их создателей. В своих произведениях он анализирует не только творчество Достоевского, Микеланджело, да Винчи и других, но и их семейную историю, особенности характеров, пытается раскрыть природу их таланта - объяснить её с психоаналитической точки зрения. Способность к творчеству создатель психоанализа рассматривал как сублимацию - защитный механизм человеческой психики.
Он сравнивал работу психоаналитика с работой писателя, с процессом создания художественного произведения, и считал, что творческие люди обладают способностью облечь в художественную форму содержание своего Бессознательного, свои вытесненные желания, фантазии, - всё то, что пытается постичь клиент психоаналитика методом свободных ассоциаций и анализа сновидений.
Карл Густав Юнг, родоначальник аналитической психологии, писал о том, что творческий человек черпает вдохновение не только из своего личностного источника, но и из коллективного бессознательного. Именно поэтому произведения искусства так сильно влияют на каждого из нас, ведь в них говорит мощный голос человеческого рода. Поэтому толковать произведения искусства через призму личности их автора Юнг считал неправильным. Он сделал вывод о том, что нерожденное произведение в психике творца - это природная сила, не зависящая от его личности, а произрастающая в нем, как живое существо, имплантированное в человеческую психику. Автор, по его мнению, лишь почва для произрастания ростка - произведения искусства.
Творчество как встреча
Ролло Мэй — известный американский экзистенциальный психолог — в очень емкой и интересной работе «Мужество творить» высказал интересную точку зрения на творчество. Творчество он считал одной из разновидностей мужества, вызовом конечности человеческого бытия.
Творческий акт Мэй считал встречей — Встречей творческого человека с миром. На понятии встречи он основывает разграничение между талантом и творчеством. Талант человеку дан свыше, и может использоваться им или нет, а вот творчество проявляется только в деятельности. Без Встречи творчество истинным быть не может, и попытки создания произведения искусства без встречи Мэй называет «невротическим искусством», подчеркнув при этом, что четкую границу между «невротическим» и «здоровым» творчеством объективно провести нельзя.
По мнению Мэя, творческие личности отличаются от всех других тем, что умеют жить со страхом конечности жизни, хотя расплачиваются за эту способность дорогой ценой: отсутствием чувства безопасности, ранимостью и беззащитностью перед собственным «божественным безумием».
Творческие люди не избегают небытия, открыто вступают с ним в схватку, заставляя его преобразовываться в бытие.
«Они стучатся в тишину, чтобы им ответила музыка, преследуют пустоту до тех пор, пока не вынудят её обрести смысл».
Как тут ни вспомнить знаменитое стихотворение Микеланджело Буонарроти и сравнить два перевода:
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Перевод с итальянского Е. Солоновича
Я словно б мертв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
Перевод с итальянского А.М. Эфроса
Творчество и психотерапия
Ролло Мэй считал воображение и искусство не приятным дополнением к человеческой деятельности, а одной из основных движущих сил общества, источником человеческого опыта. Одним из видов искусства, по мнению Мэя, является психотерапия — целительное общение души с душой.
Существует великое множество версий о природе творчества, невозможно охватить их все. Каждая из версий — не догма, не прописная истина, а повод для размышления. Повод задуматься о возможности творческого подхода к собственной жизни. Мы творцы своего опыта, шаг за шагом мы создаем свой путь, вплетенный ниточкой в судьбу семьи, страны и культуры, мира. В жизни каждого человека обязательно есть место для творчества.
Кто-то творит свой бизнес, кто-то создает шедевры живописи или архитектуры, кто-то хорошо играет на гитаре и поет, кто-то красиво вышивает крестиком или вяжет пинетки, кто-то варит удивительные супы и талантливо воспитывает детей. Все это — творчество. Нужно только суметь разглядеть его в повседневной суете и смочь насладиться им, использовать его целительный ресурс.
Творчество нужно проживать, ощущать его. Позволить себе окунуться в него, как в океан, искупаться в нем. Можно наслаждаться чужими произведениями искусства, вчувствоваться в них, переживать их как если бы сам был автором, а можно действительно создавать что-то свое.
Существует и обратная связь — на различных видах творчества основаны многие современные методы психотерапии:
•рисуночная терапия,
•маскотерапия,
•сказкотерапия,
•драматерапия,
•игротерапия
•и другие разновидности арт-терапии.
Инф.inha.ru