Это может показаться странным, но поначалу одесситы считали телефон (или «трубку Белла») глупым изобретением. В самом деле, если одной рукой держать трубку, а другой — набирать номер, то чем же разговаривать? Руки всегда были самым убедительным и образным элементом вербальных особенностей одесского языка.
Начало телефонной эры
Но оправдано ли приписывают американцу Александру Беллу изобретение телефона? — вот в чём вопрос. Дело в том, что телефон, который вначале сгоряча нарекли «трубкой Белла», получил такое название не совсем заслуженно. Чуть раньше Белла (буквально на пару месяцев) идею передавать звуки на расстояние придумал Элайша Грей. Но как бывает с изобретателями — пойти получить патент на своё изобретение ума не хватило, а рассказывать о нём каждому встречному как раз хватило.
И вдруг такой подвох судьбы: некий Александр Грэхем Белл, руководивший крохотной электромеханической лабораторией, решил проявить лучшие качества руководителя нового типа, а именно — не бегать в подвал к своему помощнику, чтобы дать ему руководящие указания, а держать штат в напряжении иным способом. Вот он и придумал такую фиговину с мембраной, которая крепкий руководящий слог из кабинета Белла по проводу могла передать в подвал. Поэтому первое историческое телефонное послание выглядело так: «Джон, чем ты там, чёрт побери, занимаешься?! А ну сгоняй в лавку на углу и возьми пузырь чего-нибудь промочить горло». Так родился телефон, сразу продемонстрировавший не только превосходство шефа над подвалом, но и способность направить рабочий день в нужном направлении.
И надо же было такому случиться, что в один и тот же день Элайша Грей и Александр Белл (буквально одновременно) направились в патентное бюро зарегистрировать изобретение телефона. Оба и Грей, и Белл двигались в одном направлении с одинаковой скоростью, как любят писать в задачнике по арифметике. Но Элайша Грей был стопроцентным американцем, т.е. считал, что в мире есть две прекрасные вещи: Библия и виски. И к обеим надо обращаться как можно чаще. И вот по пути в патентное бюро Элайша Грей для встречи с прекрасным останавливался на каждом углу пропустить стаканчик. А Белл потому и стал руководителем нового типа, что умел видеть перспективу, поэтому из-за какого-то стаканчика виски не стал терять время, а взял сразу бутылку с собой.
Короче, когда Элайша Грей пришёл в патентное бюро, служащий ему сообщил, что патент на телефон, будущую гордость американцев, уже выдан час назад... или два… а, может, полтора. Нет, служащий не путался, это язык его заплетался. Но на то он имел законное право: в появившейся в бюро бутылке виски, тоже большой гордости американского народа, не осталось ни капли.
Так идея телефонной связи начала свой трудный путь по миру, где по пути, естественно, ей не могла не встретиться Одесса. Путь был нелёгким. Например, одесситов пугал печальный опыт телефонной станции в Киеве. Её непродолжительная деятельность завершилась грандиозным пожаром. И этого следовало ожидать, ибо качество телефонной связи в Киеве как всегда было таковым, что все попытки дозвониться обычно заканчивались пророческими словами: «Шоб ви всі погоріли!» — и таки дождались.
Источник http://odessa-life.od.ua