Свое сегодняшнее название – Центральный парк культуры и отдыха им.Т.Г.Шевченко — парк получил весной 1920 года. Но как бы он ни назывался – в честь царя-освободителя или великого украинского поэта – в любом случае требуются финансовые затраты (и немалые) для его достойного содержания.
Нельзя не вспомнить о некоторых парковых сооружениях из, так сказать, новейшей истории. Некоторые из них, просуществовав совсем недолго, исчезли навсегда. К последним относятся безжалостно сожженные в сумасшедшие 1990-е годы «ракушка» на центральной аллее (место бесплатных концертов под открытым небом) и деревянные павильоны работавшей в летнее время библиотеки с читальным залом.
Исчез построенный в 1936 году Центральный стадион, уступив место открывшейся в прошлом году современной красавице-арене. И хоть теперь исчезла возможность у посетителей стадиона любоваться сказочной панорамой Одесского залива со стоящими на рейде судами, с благодарностью и ностальгией вспоминая стадион старый, исчезнувший, мы отдаем дань «Черноморцу» новому и современному, потому что жизнь идет вперед…
И, наконец, не могу без боли вспомнить еще об одном парковом сооружении. Если с центральной аллеи (когда-то она называлась Сабанской, потому что проистекала из Сабанского переулка), в самом ее начале завернуть чуть-чуть вправо, вы окажетесь перед тем, что еще недавно носило название «Зеленый театр». В ограждении ржавых секций забора заросший бурьяном котлован с остатками оснований скамеек, притон бомжей и бездомных собак, великое множество которых разгуливает по парку.
Открытый в 1936 году, Зеленый театр, чьи расположенные амфитеатром трибуны и партер вмещали 3500 зрителей, славен хоть и не длинной, но весьма насыщенной событиями историей. Между прочим, оба эти сооружения имеют общего архитектора, работавшего как в одной, так и в другой архитекторских группах. Это Рашель Абовна Владимирская, которая «в продолжение многих лет была одной из самых ярких фигур в научной историко-краеведческой секции «Одессика» Дома ученых», как вспоминает известный одесский краевед Олег Губарь. А вырос театр, можно сказать, «не на голом месте». Еще в конце XIX столетия возникла идея создания искусственного пруда, который имел бы очертания Черного моря. Достаточно быстро был выкопан котлован, и… дело остановилось.
Искусственная ложбина (одесситы продолжали называть ее Черным морем) приглянулась сначала любителям совсем еще юного футбола, о чем вспоминает Юрий Олеша, а в начале 1930-х годов – проектировщикам будущего летнего театра. С первых же дней после открытия он стал престижнейшей концертной площадкой и оставался таковой до середины 1970-х. Потом как-то незаметно «центр тяжести» начал смещаться в сторону летнего театра в Городском саду. В Зеленом театре все реже устраивались концерты, потом он и вовсе перестал функционировать. А где-то на стыке ХХ и XXI веков произошло и вовсе позорное явление – Зеленый театр, находящийся на территории парка культуры и отдыха, оказался… в частной собственности. И явно прослеживается недоброе желание его сегодняшнего владельца сделать все для того, чтобы театр – совсем еще недавно любимое место посещения горожанами – исчез с карты парка. Ответ на вопрос «Зачем?» лежит на поверхности. Кстати, события 2005 года в Одессе прекратили деребан парковой территории, когда уродливые многоэтажки появились буквально рядом с Аллеей Славы. С этими новостройками уже ничего не поделаешь, но дело чести городских властей сделать все для того, чтобы многострадальный Зеленый театр вернулся в собственность громады.
Источник http://odessa-life.od.ua