Чистыми руками - к чистому сердцу
Во многих языках существуют фразы, связывающие телесную и моральную чистоту. Мы активно пользуемся выражениями «нечист на руку», «отмыть деньги», «грязная душа» ит.д., особенно не вдумываясь в эти совпадения. Но случайны ли они? Идея проверить, существует ли на самом деле эта связь пришла к психологу Чень-Бо Чжун, тоже случайно, после того, как он заметил некую закономерность – во многих фильмах убийцы, после очередного акта насилия, непременно отправляются в ванную мыться, «смывать грехи».
Леди Макбет: Прочь, проклятое пятно! Прочь, говорю я.
Шекспир, «Макбет»
Здесь можно вспомнить не только Шекспира с его Леди Макбет, но и прокуратора Понтия Пилата, «умывающего руки» при вынесении приговора Иисусу – все они пытались водою очистить себя от чувства вины. Исследователи пошли в своих интерпретациях еще дальше, и напоминают нам, что ритуальные омовения, предваряющие общение с Богом существуют во всех крупнейших мировых религиях …
Не оспаривая у Шекспира прав первенства в открытии этого феномена, американские психологи Чень-Бо Чжун и Кати Лильенквист экспериментально подтвердили его и описали как Макбет-эффект (иногда его также называют синдромом Понтия Пилата). Эффект состоит в том, что люди, которые чувствуют себя виновными, совершив серьезную ошибку или сделав нечто постыдное, ощущают себя «грязными» не только в моральном, но и в физическом смысле и оттого испытывают желание вымыться, «смыть» с себя воображаемую грязь.
… А нечистым трубочистам – стыд и срам
Гипотезу о связи между идеями ментальной и физической чистоты психологи проверяли со всех сторон. Так, в одном из экспериментов испытуемых разделили на две группы, одних участников просили вспомнить какой-нибудь неблаговидный поступок из своего прошлого (ложь, обман), а других – наоборот, случай альтруистического поведения. Затем все они получили задание вставлять в слова пропущенные буквы. Специально подобранные слова, например W _ _ H можно было дополнить несколькими способами, например, WASH (мыть), WISH (желание) или WICH (ведьма); S _ _ P – соответственно как SOAP (мыло) или SOUP (суп). Выяснилось, что испытуемые, которые вспоминали про свои неблаговидные поступки, гораздо чаще дополняли их словами с «очистительным» смыслом, чем те, кто предавался более приятным воспоминаниям.
В другом эксперименте после такого же припоминания высокоморальных и аморальных поступков студентам в качестве компенсации предлагали выбрать себе подарок. Оказалось, что испытуемые с чувством вины из предложенных авторучек и антисептиков чаще выбирали антисептические средства. Тогда как студенты без чувства вины выбирали и те и другие подарки примерно с одинаковой частотой.
На виновных воду возят?
Установив, что виноватые люди стремятся к чистоте, Чжун и Лильенквист решили уточнить, что же дает им очистительное омовение. В следующем эксперименте добровольцев снова просили вспомнить какую-нибудь неблаговидный поступок и напечатать на компьютере рассказ о нем. После этого одним испытуемым предложили воспользоваться очистительной салфеткой под предлогом, что это общественная клавиатура, - мало ли какие микробы там могут быть (кстати, все, кто получил салфетки, поспешили ими воспользоваться). Другие испытуемые так и остались в неочищенном (и как мы теперь знаем, виноватом) состоянии. После этого каждого, как бы случайно, попросили поучаствовать еще в одном исследовании, которым занимается коллега экспериментаторов, но уже на добровольной основе, бесплатно.
Оказалось, что чувство вины – двигатель альтруизма. Из тех испытуемых, кто успел очистить руки, лишь 41% согласились поучаствовать еще в одном опыте. Среди остальных участников, все еще отягощенных тревожащими душу воспоминаниями, доля желающих поработать на благо общества оказалась почти в два раза больше – 75%.
«Мы еще не знаем, как именно мытье рук очищает совесть, но исследования показали, что эта мера, как минимум, позволяет чувствовать себя более спокойно после совершения неблаговидных поступков», считают исследователи.
Инф.inha.ru