• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Показы мод
  • Выставки
  • Тренинги и семинары
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 17 октября 2006 года

  • Какой продукт всегда оставался в Одессе в дефиците
    Опубликовано: 2013-02-03 23:55:37

    В последние годы Одесса по качеству питьевой воды мало соответствует громкому титулу черноморской здравницы. Немало нареканий вызывает и водоснабжение "жемчужины у моря", которое неизменно остается больным местом города, с постоянными утечками в водопроводных сетях, а нередко и полным прекращением подачи воды в дома одесситов.

    Однако как оказалось, для Одессы эта проблема не нова и все годы своего существования ее жители постоянно испытывали своеобразный "водяной голод".

    Уже с момента основания города стало ясно, что в месте его закладки окрестности Хаджибейского лимана не имеют сколь-нибудь обильных источников пресной воды.

    Малопригодными для питья из-за сильной минерализации оказались здесь и подпочвенные воды, заставляя первых одесситов постоянно искать более приемлемые источники воды, одновременно занимаясь строительством порта и рытьем колодцев.

    Главной "водоснабжающей" улицей города тогда была Балковская (Водяная балка), где в 1797 г. вырыли около двадцати первых колодцев. Добытую там воду на подводах в бочках развозили по городу и продавали по 15 копеек за ведро, когда фунт мяса стоил 20 копеек.

    Гораздо лучше воды из колодцев оказались пресные источники, найденные вскоре неподалеку от моря на юго-западе. Впоследствии названные "фонтанами", они дали название целым районам города - Большой Фонтан, Малый, Рашковский, Дерибассовский и др. При этом, выражение одесситов "Это не фонтан" стало нарицательным и употребляли его случае, когда привезенная вода оказывалась на вкус хуже фонтанской.

    Вместе с тем, подобное водообеспечение явно тормозило развитие города и шло вразрез императорскому рескрипту от 27 мая 1794 г., в котором Екатерина II писала де Рибасу: "Торговля Наша в тех местах будет процветать… и город сей наполнится жителями в скором времени". И уже в 1808 г. городская Дума ходатайствовала перед правительством о выделении средств для постройки централизованного водопровода. Но просьба осталась неудовлетворенной, что заставило одесситов во второй четверти ХIX в. приступить к сбору дождевой воды, оборудуя во дворах так называемые "цистерны". Их устройство было простым: с крыш вода по водосточным трубам через фильтры, состоящие из гравия и древесного угля, стекала в резервуары, которые облицовывались твердым известняком или бутовым камнем и оштукатуривались специальным цементом. Интересно, что подобная вода считалась тогда лучше колодезной и больше подходила хозяйкам для стирки или приготовления пищи, позволяя домовладельцам при сдаче квартир в наем даже оговаривать в контракте долю нанимателя в количестве воды из цистерн.

    К середине ХIX в. в Одессе функционировало уже 152 подобных цистерны с емкостью некоторых до 500 куб. м. Их сооружение наложило отпечаток и на архитектуру дворов, где здания теперь строились с покатыми крышами в сторону сбора воды. Вместе с тем, росло в городе и количество колодцев, которых в 1861 г. насчитывалось уже более полутысячи. Так, кроме Водяной балки, колодцы глубиной от 6 до 40 метров находились на углу Дерибасовской и Екатерининской, на территории Ришельевского лицея и в Колодезном переулке (ныне переулок Вице-адмирала Жукова).

    И все же желание собственного водопровода не отставляла горожан, и первым за подобный проект взялся поселившийся в Одессе таганрогский купец Тимофей Ковалевский. Уже к 15 февраля 1853 г. его усилиями от источника Большой Фонтан, где была сооружена насосная станция и кирпичная водонапорная колонна, до центра города были проведены чугунные водоводы длиной 12 километров. По ним вода поступала в металлический бак, установленный на углу улиц Старопортофранков-ской и Малой Арнаутской, откуда по дворам развозилась бочками или разносилась ведрами водоносами.

    В рекламе, размещенной тогда в "Одесском вестнике", писалось: "Фонтанская вода по своим свойствам, чистоте, свежести чудесна для питья, приготовления пищи, всех напитков, выпечки хлеба, способствует хорошему "подходу теста", она хорошо смывает и смягчает волосы". Однако не всем одесским хозяйкам эта вода пришлась по вкусу, тем более что вскоре объем ее поступлений начал уменьшаться. Пытаясь расширить подачу воды, Ковалевский вложил почти весь свой капитал в закупку насосов и труб из Англии, но нарушения графика поставок и домогательство кредиторов поставили его на грань разорения. Согласно легенде, узнав о банкротстве, основатель первого одесского водопровода бросился вниз со своей знаменитой башни, а его семья, одолеваемая нуждой, отказалась от права владения водопроводом и передала его в собственность города. Однако городское управление оказалось крайне неэффективным, и к 1873 г. первый одесский водопровод окончательно прекратил свое существование.

    Вместе с тем, поиски новых источников воды вблизи Одессы ощутимых результатов не давали, и местные власти решили для водообеспечения задействовать реку Днестр. В конце 1871 г. с предпринимателем из Москвы Вильгельмом Швабеном и его компаньоном англичанином Джоном Моором был заключен контракт на сооружение Днестровского водопровода. Уникальность их проекта была в том, что водой обеспечивался центр, предместья и хутора Одессы, в то время как в Петербурге, Киеве и Харькове централизовано вода подавалась только в центр. Кроме того, предприниматели обязались снабжать одесситов "чистой без примесей водой… в количестве, необходимом для всех общественных и частных надобностей, первоначально не менее двух миллионов ведер в сутки… не менее 6 часов в сутки". При этом, плата за сорокаведерную бочку для частных лиц была 9 копеек, предприятий - 4 копейки, а тушение пожаров и работа фонтанов были бесплатными. Срок концессии составлял 49 лет, но по истечении 20 лет город мог выкупить водопровод, контролируя его работу, качество и продажу воды.

    Для финансирования строительства Днестровского водопровода в марте 1872 г. в Лондоне было создано Одесское водопроводное общество, а 9 сентября на Соборной площади состоялось торжественное открытие фонтана с днестровской водой. Всего же в Одессе было проложено тогда 257 километров уличной сети из чугунных труб на свинцовых стыках. Город гарантировал концессионерам сбыт воды на 900 рублей в день, уплатив в виде гарантий 380 тысяч рублей.

    Водопровод дал мощный толчок росту и развитию города, и к 1888 г. его население достигло 330 тыс. человек, а общий объем поставляемой воды составил более  20 тыс. кубометров в сутки. При этом в 1890 г. для увеличения пропускной способности сети рядом с водозаборной станцией "Днестр" была построен дополнительный насосный пункт "Горная", а на самой станции заменили котлы, усовершенствовали машины, был создан еще один медленный фильтр. Также из Англии доставили передвижные гидравлические пескомойки, повысившие скорость очистки и качество воды.

    К столетнему юбилею со дня основания Одессы городские власти за 2 млн. 740 тыс. рублей выкупили у концессионеров водопровод. При этом, для увеличения вдвое поступления в город воды коренным образом была изменена общая схема водоотвода, сохранившаяся и по сей день. Теперь поступающая вода из Беляевки вначале направлялась в запасные резервуары новой насосной станции "Чумка", откуда ее отправляли в городскую сеть. Кроме того, в 1901 г. на станции "Днестр" была организована лаборатория по исследованию воды, единственным критерием качества которой тогда являлось микробное количество.

     

    Источник http://odesskiy.com



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с Pannochka.net активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net" обязательна.


    E-mail:
    info@pannochka.net
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на pannochka.net обязательна.