Ученые доказали, что продолжительность сна имеет генетические корни, а положение тела во время сна – психологические. Некоторые люди спят больше не из-за лени, а потому что этого требуют их внутренние биологические часы. Именно поэтому нам очень трудно менять режим сна, даже при сильном желании и необходимости.
Продолжительность сна различается в зависимости от типа нервной деятельности и от возраста. Как правило, людям возбудимым и физически активным бывает достаточно 6-7 часов отдыха, тогда как представителям мыслительного склада мало для сна и девяти часов. С возрастом люди спят меньше, чем в молодости. Но это отнюдь не показатель здоровья. Продление времени сна в пожилом и старческом возрасте необходимо и физиологически оправдано.
Интерес к исследованию эффектов лишения (депривации) сна основывается на данных о том, что у людей, длительное время лишенных сна, часто развиваются расстройства мышления и восприятия, подобные тем, что наблюдаются при шизофрении. Для эксперимента исследователями из Национального института психического здоровья г. Бесезда штата Мэриленд были отобраны две группы взрослых людей: те, которые обычно спят больше 9 часов за ночь, и те, кому хватает менее 6. В течение 40 часов всем участникам не давали спать, периодически проводя измерения уровня гормонов, температуры тела и сонливости.
Наблюдения за здоровыми людьми показали, что депривация в течение одних или двух суток не приводила к серьезным нарушениям в организме и психике. Наблюдалась лишь повышенная сонливость, утомляемость, раздражительность, рассеянность. Считается, что подобные работы на людях не могут длиться более 2-3 суток, поэтому последствия более длительного лишения сна изучают только на животных.
Сон не является однородным состоянием, его можно разделить на четыре медленных волновых фазы и быструю фазу парадоксального сна, во время которой приходят сновидения. Все стадии отличаются друг от друга физиологическими признаками. Первые четыре обычно объединяют под названием «глубокого сна», при этом третью и четвертую стадии называют фазами «дельта-сна», ибо в этом состоянии энцефалограмма мозга фиксирует наличие длинных ритмичных низкочастотных волн, известных как дельта-волны. Осознанные сны происходят в период фазы быстрого сна (БДГ-фазы, от словосочетания «быстрое движение глаз»). Быстрой фазе свойственна высокая активность мозга: генерация низкоамплитудных волн различных частот, подавление тонуса скелетных мышц, серии быстрых перемещений глазных яблок и мелкие случайные подергивания мышц.
Стадии сна в течение ночи циклически следуют одна за другой. Первая БДГ-фаза сна начинается за периодом дельта-сна примерно через 90 минут после засыпания. Длительность БДГ-фазы, как правило, составляет 5 – 20 минут. Эта фаза повторяется приблизительно каждые 90 минут в течение ночи, причем промежуток между окончанием одного периода "быстрого" сна и началом другого сокращается, а длительность самих периодов возрастает, достигая иногда часа и более. Большая часть сновидений проходится на вторую половину ночи.
То, что осознанные сны происходят во время БДГ-фазы, Стивен Лаберж доказал с помощью экспериментов, в ходе которых находящийся в состоянии осознанного сна человек преднамеренно двигал глазами. Во время сна большая часть мышц человека парализована, чтобы не совершать движения, которые наблюдаются в сновидениях. Глаза в этом состоянии свободно двигаются, и если мы произвольным образом перемещаем "глаза" своего тела из сновидения, физические глаза тоже перемещаются. Люди, которые работали с Лабержем, засыпали в лаборатории с подключенными к ним приборами для фиксирования показателей сна (мозговых волн, тонуса мышц и движений глаз). Как только они осознавали, что спят, то начинали двигать глазами влево-вправо с весьма большой амплитудой. В записи, регистрирующей движения глаз, появлялась отметка, которую нельзя было спутать ни с чем другим. Анализы записей показали, что в каждом случае движения глаз, отмечающие время осознания человеком факта своего сна, появлялись во время БДГ-фазы сна. С помощью своего метода Лаберж проделал и ряд других экспериментов, в ходе которых была установлена взаимосвязь между совершаемыми во сне действиями и физиологическими реакциями организма.
История помнит много примеров продолжительности сновидений. Император Наполеон спал мало, но дважды в день. Ложился он между 10 и 12 часами вечера и спал до 2 ночи. Затем вставал, работал до 5 утра, вновь ложился и спал до 7 утра. Известно его суждение о том, что только дураки и инвалиды нуждаются в большем количестве сна.
От четырех до шести часов сна требовалось Черчиллю и Эдисону. Британский премьер обычно работал до 3–4 ночи, в 8 утра был на ногах, но никогда не отказывал себе в удовольствии двухчасовой сиесты – послеобеденной дремы, – привычки, оставшейся со времен англо-бурской войны.
Мало спящие субъекты особенно интересны для изучения, поскольку у них восстановительные процессы, которые, как предполагают, проявляются во сне (хотя и не известно, что они собой представляют), ограничены относительно коротким периодом времени.
Среди долго спящих гениев нельзя не вспомнить Альберта Эйнштейна. Каждую ночь он проводил в постели часов по десять и рассказывал, что именно во сне открыл некоторые важнейшие элементы теории относительности. Девяти-десяти часов сна не лишал себя и известный российский систематик Александр Любищев.
Современники вспоминают, как проводил сиесты испанский художник Сальвадор Дали. Сидя в кресле, мастер ставил подле себя на пол металлический поднос, а между большим и указательным пальцем руки, свешивавшейся над подносом, зажимал ложку. Он имел привычку откидываться на спинку кресла и расслабляться, но как только наступала дремота, ложка со звоном падала на поднос и будила его. Состояние, промежуточное между бодрствованием и сном, столь благотворно освежало Дали, что он, отдохнувший и полный энергии, с неистовством возвращался к работе.
Некоторые учёные считают, что человек, следуя привычным поведенческим мотивам, как правило, спит в позе, выражающей его личность. Выражаясь фигурально – то, как мы спим, говорит о том, как мы живём. Основная поза, которую принимает индивидуум во сне, столь же показательна по отношению к его образу жизни, как и все другие показатели, - утверждают медики. Они выделили 5 сонообразующих поз:
1) Поза «зародыш» напоминает положение эмбриона в материнском чреве и свойственна человеку, который не осмеливается "развернуться", подставить себя событиям жизни, не позволяет себе раскрыться. Человек лежит на боку, свернувшись калачиком, ноги согнуты в коленях, колени подтянуты к подбородку. Стрессы, неудачи этого человека связаны с самореализацией.
2) Самую распространенную позу «полузародыша» предпочитают люди уравновешенные, надежные, без труда приспосабливающиеся к любым условиям.
3) «Королевскую» позу на спине с раскинутыми руками и ногами принимают люди, с детства привыкшие находиться в центре внимания. Они уверены в силе своей личности, не сомневаются в превосходстве над другими, как должное принимают и поклонение, и дары, и уступки, не оставаясь, впрочем, в долгу. В любом обществе они чувствуют себя своими, всегда открыты для контактов. Поза весьма располагает к храпу. Каждый пятый предпочитает спать на спине.
4) «Лежа на животе» спят люди, которым свойственно контролировать свою жизнь и избегать неожиданностей. Они отличаются стремлением все делать очень хорошо, и их около 12%.
5) «Закрывши голову руками», спящий как бы защищает себя от неприятных ночных сюрпризов. Такой человек испытывает стрессы от самого разного рода неожиданностей, особенно непредсказуемого поведения других. Проблемы такого человека связаны с потребностью в прочности, устойчивости, надёжности и их естественным недостатком в окружающем мире.
Можно скептически относиться к толкованию ученых относительно принимаемых во сне положений тела, но то, что для каждого человека позы сна имеют четко выраженную индивидуальность, сомнений не вызывает. Тут самое время вспомнить о существовании супружеских пар, которых ученые также не могли обойти стороной. Пары, спящие плотно, так что поза одного полностью повторяет позу другого (а это возможно только тогда, когда партеры спят на боку), очень любящие и счастливые пары. Противоположная поза, когда партнеры повернуты друг к другу спинами и дистанция между ними достаточно велика, свидетельствует о проблемах в союзе, в котором каждый живет своей жизнью. Здесь может быть заложена напряженность в отношениях или борьба за лидерство. Если же партнеры повернуты друг к другу спиной, но их ягодицы соприкасаются – убедительное свидетельство преобладания индивидуальной жизни над семейной, и каждый «ягодичный» партнер является личностью. При этом жизнь и дела другой личности также важны. Ученые всерьез полагают, что эта поза одновременно указывает как на интимность, так и на независимость в отношениях, и присуща опытным парам, которые давно вместе и были бы не прочь получить большую свободу друг от друга.